Изобретение относится к музыкальной промышленности, а именно к настройке клавишных музыкальных инструментов.
Известен способ настройки клавишных музыкальных инструментов, заключающийся в том, что настройку производят интервалами квинтами и квартами (Дьяконов Н. А. Рояли и пианино. Конструирование и производство. М. Лесная промышленность, 1964, с. 267-368). Однако данный способ не обеспечивает точности настройки.
Известен способ настройки клавишных музыкальных инструментов по терциям и секстам [1]
Для осуществления данного способа настройки необходимо на слух контролировать частоту биений терций и секст по абсолютной величине с точностью до сотых долей биений в секунду, что превышает возможности слухового аппарата человека (Римский-Корсаков А. В. и Дьяконов Н. А. Музыкальные инструменты. М: Росгизместпром, 1952, с. 72).
Целью изобретения является повышение точности настройки клавишного музыкального инструмента и снижение ее трудоемкости.
Поставленная цель достигается тем, что настраивают тона по музыкальным интервалам, при этом производят последовательно квинто-квартовую и терц-секстовую настройку и обеспечивают равенство ритма биений и тембра сопоставляемых больших терций и больших секст, имеющих общий верхний или нижний тон.
Заявленное изобретение отличается тем, что производят последовательно винто-квантовую и терц-секстовую настройку и обеспечивают равенство ритма биений и схожести тембра большой терции и большой сексты, имеющих общий тон, и при условии, что большая терция находится внутри большой сексты.
Это отличие позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения критерию "новизна".
Признаки, отличающие заявленное изобретение от прототипа, не выявлены в других технических решениях данной области техники и, следовательно, обеспечивают заявленному изобретению изобретательский уровень.
Предлагаемый способ учитывает влияние на настройку интервалов негармоничности обертонов реальных струн клавишных музыкальных инструментов и особенности слухового восприятия человеком музыкальных созвучий. Используется способность человека уверенно, даже надежно, попарно сравнивать и оценивать идентичность созвучий по альтернативному признаку: равны не равны, схожи не схожи.
Принципиальные преимущества данного способа настройки в сравнении с известными состоят в следующем.
Каждый новый настраиваемый тон вводится легко настраиваемым на слух квинтой или квартой и устанавливается точно более чувствительными к ошибкам настройки терцией и секстой, т. е. каждый настраиваемый тон ограничивается по высоте с нескольких сторон смежными интервалами, что повышает точность его настройки.
В то же время нет необходимости в подсчете числа биений, что трудно осуществить с необходимой точностью и заявляется причиной накопления погрешностей и больших затрат труда в традиционных способах настройки. Окончательную настройку тона осуществляют использованием приема сравнения ритма биений и тембра пары интервалов большой терции и большой сексты, имеющих общий верхний или нижний тон.
Данный способ увязывает негармоничность обертонов струн с особенностями слухового восприятия человеком музыкальных звуков.
Таким образом, предлагаемый способ настройки обеспечивает высокую точность настройки клавишного музыкального инструмента и снижает ее трудоемкость.
Настройку клавишного музыкального инструмента производят следующим образом.
Первичную настройку музыкального тона в области темперирования ля малой октавы для первой октавы производят интервалом квинта или кварта. Затем производят точную настройку данного тона большой терцией (или большой секстой) и обеспечивают равенство ритма биений и тембра больших терций и сексты.
Настраивают струну ля 1 по камертону 440 Гц. Настраивают струну ля (малой октавы). При этом ритм биений и тембр нижней кварты ля-ре1 и верхней квинты ре1-ля1 должны быть полностью идентичными на слух. Для точной установки высоты ре1 используем первую пару интервалов "терц-секст": большая терция ре1-фа#1 и большая секста ля-фа#1. Тон ре1 должен быть установлен так, чтобы эти интервалы по ритму биений и характеру тембра были идентичными на слух.
Настраивают струну ми1. Грубую установку производят как квинту вверх от ля или как кварту вниз от ля1. Точную установку ми1 обеспечивают вторым "терц-секстом": большой терцией до1-ми1 и большой секстой до1-ля1. Она получается при достижении слуховой схожести ритма биений и тембра этой пары интервалов.
На данном этапе целесообразно проконтролировать равенство ритма биений и тембра всех квинт и кварт, построенный на первых четырех настроенных тонах ля-ре1-ми1-ля1.
Настраивают струну си как кварту вниз от тона ми1 и уравнивают биения и тембр в паре "терц-секст": соль-си-ми1. Настраивают струну фа#1, как квинту вверх от си и выравнивают биения и тембр в соседних квинтах ля-ми1 и си-фа#1 за счет подстройки тона фа#1.
Настраивают струну до# 1 как кварту вниз от тона фа#1 и точно устанавливают ее " терц-секстом" ля-до#1-фа#1, выравнивая ритм биений и тембр больших терции и сексты, построенных вверх от одного нижнего тона ля.
Настраивают струну соль 1 как кванту вверх от ре1 и точно доводят до правильной высоты " терц-секстом" ля#-ре1-соль1, добиваясь выполнения вышеназванных условий равенства ритма биений и тембра больших терции и сексты.
Настраивают струну до1 как квинту вниз от соль1 и добиваются схожести соседних малых терций ля-до1 и си-ре1, а также схожести ритма биений и тембра соседних квинт до1-соль1 и ре1-ля1.
Настраивают струну фа1, как кванту от до 1 и точно устанавливают по равномерности нарастания биений и плавности изменения тембра в последовательности больших терций ля-до#1-фа1-ля1.
Настраивают струну ля# как квинту вниз от фа1 и точно устанавливают по схожести биений и тембра соседних больших терций ля-до#1 и ля#-ре1, а также схожести малых терций ля-до1 и ля#-до#1.
Настраивают струну ре#1 как кварту вверх от ля# и точно выставляют по " терц-сексту " фа#-ля#-ре#1.
Настраивают струну соль#1 как кварту вверх от ре#1 и как квинту вверх от до#1, добиваясь точной ее установки "терц-секстом" си-ре#1-соль#1.
Настраивают остальные струны хоров области темперирования. Контроль правильности настройки области темперирования осуществляют оценкой равномерности ритма биений и тембра в хроматических последовательностях одноименных интервалов: квинт, кварт, терций, секст.
Настраивают струны крайних регистров звукового диапазона фортепиано, вводя новые тона октавами и точно устанавливая их выравниванием ритма биений и тембра кварт и квинт, составляющих настраиваемую октаву, выравниванием звучания больших терций и секст, имеющих общий звук и проверкой схожести звучания соседних децим и дуодецим.
Предлагаемый способ настройки клавишных музыкальных инструментов позволяет настройщику-практику повысить качество своей настройки и существенно снизить ее трудоемкость, а начинающему настройщику легко научиться и после небольшой практики быстро достичь профессионального уровня мастерства.
Таким образом, данное изобретение повышает точность настройки клавишных музыкальных инструментов и снижает ее трудоемкость.
Изобретение применимо как в промышленном производстве клавишных музыкальных инструментов, так и в работе мастеров службы быта.
Изобретение относится к способу настройки клавишных музыкальных инструментов. Сущность изобретения заключается в том, что производят последовательно квинто-квартовую и терц-секстовую настройку.
Способ настройки клавишных музыкальных инструментов, заключающийся в настройке тонов по музыкальным интервалам, отличающийся тем, что производят последовательно квинто-квартовую и терц-секстовую настройку и обеспечивают равенство ритма биений и тембра терций и секст, имеющих общий верхний или нижний тон.
SU, авторское свидетельство, N 1350661, кл | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1996-05-27—Публикация
1993-12-21—Подача