РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ Российский патент 1996 года по МПК F16B29/00 F16B39/00 F16B39/02 

Описание патента на изобретение RU2062914C1

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для предотвращения самоотвинчивания резьбовых крепежных элементов.

Предлагаемое резьбовое соединение может быть использовано для контрения резьбовых крепежных элементов, для соединения стержней и трубопроводов, в частности для крепления электродов и электрододержатежей в машинах контактной точечной сварки, эксплуатируемых при циклических знакопеременных нагрузках.

Известно резьбовое соединение, содержащее резьбовой стержень, на котором установлена гайка с контргайкой, торцовые поверхности которых выполнены под острым углом к оси стержня /1/.

Недостатком известного соединения является ненадежность контрения вследствие имеющихся зазоров между резьбовой поверхностью стержня и гайки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является резьбовое соединение, которое содержит гайку и контргайку, установленные на резьбовом стержне. В этом соединении гайка и контргайка контактируют между собой торцовыми коническими поверхностями /2/.

Однако, известное резьбовое соединение имеет следующие недостатки.

Конические поверхности гайки и контргайки выполнены с одинаковыми углами конусности, поэтому при затяжке гайка и контр гайка контактируют между собой сразу по всей длине конусов. В этом случае для создания беззазорного соединения требуется большое усилие затяжки. Таких усилий с помощью обычной резьбы получить невозможно, т.к. усилие затяжки будет превышать прочностные возможности резьбового соединения. Таким образом, известное резьбовое соединение не обеспечивает гарантированного беззазорного соединения гайки с резьбовым стержнем.

Изобретение решает задачу повышения надежности контрения путем создания беззазорного резьбового соединения стержня с гайкой.

Поставленная задача решается тем, что торцовые конические поверхности гайки и контргайки образуют между собой угол α, составляющий разность углов наклона конических поверхностей контргайки и гайки, а на торцовой конической поверхности гайки выполнены пазы, при этом угол a находится в пределах 2o. 6o. При величине угла a меньше 2o углы конусных поверхностей гайки и контргайки могут стать одинаковыми, при этом ввиду отноcительно большого зазора между резьбами гайки и стержня беззазорное соединение не будет обеспечено. При величине угла a больше угла самоторможения (6) потребуется большое усилие затяжки контргайки и будет резко снижаться сила сцепления гайки с контргайкой. При выполнении угла a в пределах 2o.6o контакт между конусами начинается с торца гайки, при этом сегменты гайки за счет плеча между торцом гайки и внутренним торцом пазов приобретают большую податливость и изгибаются по направлению к центру, что позволяет при малых радиальных усилиях обеспечить беззазорное резьбовое соединение гайки со стержнем, т.е. увеличить сцепление в резьбе и предотвратить ослабление затяжки гайки. Кроме того, угол a при затяжке уменьшается, площадь контакта при этом увеличивается, что повышает силу сцепления гайки с контргайкой и тем самым повышает надежность крепления стержней.

На фиг.1 показано резьбовое соединение двух стержней посредством гайки с правой левой резьбой и контргайки; на фиг.2 показано резьбовое соединение гайки с контргайкой на резьбовом стержне; на фиг.3 показано сечение А-А на фиг.1; на фиг.4 показано сечение Б-Б на фиг.3 (гайка и контргайка в исходном положении); на фиг.5 показано сечение Б-Б на фиг.3 гайка и контргайка в затянутом состоянии.

Резьбовое соединение содержит резьбовой стержень 1 с правой резьбой, резьбовой стержень 2 с левой резьбой, гайку 3, которая может быть выполнена с правой-левой резьбой или с одной из них и контргайку 4. Торцовая коническая поверхность 5 гайки 3 и торцовая коническая поверхность 6 контргайки 4 образует между собой угол a, который получается из разности угла наклона конических поверхностей контргайки и гайки, а на торцовой конической поверхности 5 гайки выполнены радиальные пазы 7. Причем, угол a выполнен в пределах 2o.6o, а после сборки торцовые конические поверхности 5 и 6 образуют контактную поверхность 8, длина которой зависит от величины зазора между резьбовыми поверхностями гайки и стержня. Для сборки резьбового соединения на резьбовой стержень 1 наворачивается гайка 3, причем, в случае, когда соединяются два резьбовых стержня /см.фиг.1/ гайка наворачивается одновременно на оба резьбовых стержня. После затяжки гайки затягивают контргайку, торцовая коническая поверхность 6 которой сжимает по периметру торцовую коническую поверхность 5 гайки, при этом радиальные пазы 7 сжимаются, устраняя зазор между резьбами гайки 3 и стержня 1. Величина угла a при этом уменьшается, увеличивая контактную поверхность 8 гайки и контргайки.

В случае эксплуатации резьбового соединения при больших знакопеременных нагрузках целесообразно применять контргайки на обе торцовые поверхности гайки. ЫЫЫ2 ЫЫЫ4

Похожие патенты RU2062914C1

название год авторы номер документа
Стопорное резьбовое соединение, в том числе для групповых соединений 2024
  • Мельников Михаил Борисович
RU2820745C1
Самоконтрящаяся гайка 1978
  • Поспеев Владимир Яковлевич
  • Поспеев Владимир Владимирович
SU842255A1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СЦЕПКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Гончарук Геннадий Георгиевич
  • Хахин Геннадий Алексеевич
  • Минин Андрей Кириллович
RU2347702C1
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием 2020
  • Мельников Михаил Борисович
RU2743320C1
ФЛАНЦЕВЫЙ БОЛТ С ФАСОННОЙ ГОЛОВКОЙ 2000
  • Закиров Д.М.
  • Лавриненко Ю.А.
  • Гильманов Ф.С.
  • Хайруллин А.А.
  • Паламарчук А.П.
  • Мусин Р.А.
  • Напалков А.В.
RU2168076C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2016
  • Сергей Вячеславович
  • Козлов Андрей Николаевич
  • Фокин Алексей Николаевич
RU2650337C1
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием 2021
  • Мельников Михаил Борисович
RU2755107C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2017
  • Сергей Вячеславович
  • Козлов Андрей Николаевич
  • Фокин Алексей Николаевич
RU2660976C1
КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ 1999
  • Клюев С.А.
  • Бондаренко Б.Г.
RU2172666C2
Самоконтрящаяся гайка 1990
  • Михайлов Анатолий Борисович
  • Постнова Валерия Петровна
SU1765560A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 062 914 C1

Реферат патента 1996 года РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Использование: для предотвращений самоотвинчиваний резьбовых крепежных элементов. Сущность изобретения: на резьбовом стержне 1 установлены гайка 3 и контргайка 4. Торцовая коническая поверхность гайки и торцовая коническая поверхность контргайки расположены одна относительно другой под углом 2-6 град. Гайка выполнена с радиальными пазами в зоне ее торцовой конической поверхности. После сборки конические поверхности гайки и контргайки находятся в контакте между собой на участке, длина которого зависит от величины зазора между резьбовыми поверхностями гайки и стрежня. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 062 914 C1

Резьбовое соединение, содержащее резьбовой стержень, гайку и контргайку, установленные с контактом по их торцевым коническим поверхностям, отличающееся тем, что гайка выполнена с радиальными пазами в зоне ее торцевой конической поверхности, а угол наклона конической торцевой поверхности гайки меньше угла наклона торцевой конической поверхности контргайки на 2-6o.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2062914C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Пружинная погонялка к ткацким станкам 1923
  • Щавелев Г.А.
SU186A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Орлов П.И
Основы конструирования.- М.: Машиностроение, 1977, кн.3, с
СТЕРЕООЧКИ 1920
  • Кауфман А.К.
SU291A1

RU 2 062 914 C1

Авторы

Водопьянов Б.И.

Капитаненко В.М.

Даты

1996-06-27Публикация

1992-03-16Подача