АВТОМАТИЧЕСКАЯ СЦЕПКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2009 года по МПК B61G7/00 

Описание патента на изобретение RU2347702C1

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к устройствам для сцепления вагонов подвижного состава, и предназначено для автоматической беззазорной стыковки вагонов и обеспечения угловых перемещений сцепных устройств в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Изобретение «Автосцепка железнодорожного транспортного средства» по патенту РФ №1837511, B61G 3/12 (1990), направлено на повышение надежности действия устройства от саморасцепа. С этой целью конструкция содержит корпус, размещенные в нем подпружиненный замок, замкодержатель с противовесом, подъемник и предохранитель выполнены в виде отдельных деталей, причем предохранитель смонтирован на валике с возможностью свободного вращения и выполнен в виде двуплечего рычага, одно плечо которого расположено с возможностью взаимодействия с замком и замкодержателем. Рассматриваемая автосцепка сложна и недостаточно надежна в эксплуатации.

Известна «Механическая автосцепка» по патенту РФ №2048340, B61G 3/00 (1993), содержащая улавливающий и направляющий элементы, симметрично расположенные относительно оси сцепки вагонов, и направляющий элемент в виде цилиндра с заостренным концом, входящий при сцеплении в улавливающее (приемное) отверстие. Недостатком указанного устройства являются сравнительно большие габариты, сложность, высокие трудоемкость и стоимость изготовления.

«Автоматическая сцепка подвижного состава для железнодорожного транспортного средства» по патенту РФ №2180296, В61G 1/26 (1999), содержащая две однотипные сцепные головки, каждая из которых выполнена с приемным отверстием прямоугольной формы с осью, расположенной горизонтально, и замковым устройством, направляющий элемент, имеющий цилиндрическую и коническую поверхности, выполненный съемным с возможностью размещения в приемном отверстии любой из сцепных головок соосно приемному отверстию другой сцепной головки и снабженный соосными направляющими поверхностями в виде конусов с разными углами раствора, направляющими горизонтальными лысками и скосами в месте пересечения конусной направляющей поверхности, цилиндрической поверхности направляющего элемента и упомянутых лысок. Недостатком известного устройства является неполная автоматизация процесса сцепления вагонов, так как конструктивные особенности замкового устройства не раскрыты, и механизм их автоматического срабатывания не обоснован.

Из патента РФ №2222448 «Автоматическая сцепка подвижного состава железнодорожного транспорта», B61G 3/00 (2002), известна наиболее близкая конструкция того же назначения, содержащая, в частности, узел шарнирный и тяговый хомут как входящие в конструкцию сцепки устройства.

Узел шарнирный известного устройства состоит из корпуса, в который по резьбе ввернут стакан, во внутренней полости которого между вкладышем и подпятником расположена сфера. Указанный стакан ввернут в корпус таким образом, что осевые зазоры между вкладышем, сферой и подпятником отсутствуют, а необходимый момент углового перемещения сферы относительно стакана в горизонтальной и вертикальной плоскости достигается моментом затяжки стакана в корпусе и фиксируется затяжкой стопорной гайкой. Узел шарнирный устанавливается в тяговый хомут изнутри через окно в последнем так, что цилиндрическая поверхность стопорной гайки сопрягается с цилиндрической поверхностью осевого отверстия в передней стенке тягового хомута, а выступы корпуса входят до упора в соответствующие гнезда, фиксируя корпус и узел шарнирный в целом от вращения относительно продольной оси тягового хомута. Гайка торцевая, навернутая на стакан с внешней стороны тягового хомута до упора в расточку осевого отверстия, фиксирует узел шарнирный и тяговый хомут от взаимных осевых перемещений, а скоба и кольцо предназначены для предотвращения самопроизвольного отвинчивания гайки торцевой в процессе эксплуатации устройства. Корпус своей затылочной цилиндрической частью упирается в плиту упорную поглощающего аппарата, установленного в окно тягового хомута враспор между задней стенкой последнего и корпусом.

Недостаток известной конструкции сцепки можно усмотреть в сложности обслуживания, смазки и замены элементов конструкции, в частности узла шарнирного, а также входящих в его состав деталей, без предварительного демонтажа поглощающего аппарата и тягового хомута из гнезда хребтовой балки железнодорожного транспортного средства. При этом, недостаточные углы отклонения сферы в горизонтальной плоскости препятствуют прохождению кривых участков пути технологического назначения без расцепа вагонов. Кроме того, установленная при сборке узла шарнирного величина момента углового перемещения сферы относительно стакана нестабильна в процессе эксплуатации из-за отсутствия компенсирующего элемента.

Изобретение направлено на расширение диапазона углов отклонения сцепки в горизонтальной плоскости, повышение срока эксплуатации сцепки, а также на повышение удобства обслуживания указанного устройства.

Сущность изобретения заключается в том, что в сцепке узел шарнирный дополнительно снабжен упругим компенсирующим элементом в виде пакета тарельчатых пружин, а диаметр гладкой цилиндрической части стержня сферы 5, диаметр самой сферы и меньший диаметр конического отверстия стакана 1 выбирают из соотношения 1:(1,8...2,5):(1,25...1,6) соответственно.

При этом узел шарнирный автоматической сцепки устанавливают в осевое отверстие тягового хомута снаружи по резьбе до упора и фиксируют от самопроизвольного отвинчивания стопорной пластиной 14.

Предлагаемая конструкция сцепки в части узла шарнирного и тягового хомута (см. чертеж) отличается от известных устройств тем, что узел шарнирный автоматической сцепки устанавливается в осевое отверстие тягового хомута снаружи по резьбе до упора и фиксируется от самопроизвольного отвинчивания стопорной пластиной 14. Такое решение исключает необходимость предварительного демонтажа поглощающего аппарата (на чертеже не показан) и тягового хомута из гнезда хребтовой балки железнодорожного транспортного средства для обслуживания, регулировки узла шарнирного или его замены.

Кроме того, в конструкции узла шарнирного имеется упругий компенсирующий элемент в виде пакета тарельчатых пружин, создающий расчетное усилие на сфере и обеспечивающий стабильный в процессе эксплуатации устройства момент углового перемещения сферы 5 относительно стакана 1.

Более того, увеличенный диаметр сферы 5 позволяет довести углы отклонения сферы в горизонтальной плоскости до ±15° и, таким образом, обеспечить прохождение стандартных кривых технологического назначения без расцепа вагонов, а возросшие площади контакта сферы с подпятником 4 и вкладышем 3 обеспечивают снижение контактных напряжений и меньший износ контактных поверхностей, что приводит к увеличению срока эксплуатации устройства.

Предлагаемый узел шарнирный автоматической сцепки содержит пустотелый стакан 1 цилиндрической формы, в котором на наружной поверхности большего диаметра имеется граненый участок длиной А, переходящий в резьбу, разделенную на две части кольцевой проточкой В и сквозными радиальными отверстиями С, а внутренняя полость, имеющая форму коаксиального цилиндра, открыта в обе стороны, причем в одну - отверстием меньшего диаметра в виде расходящегося конуса, а на торцовой части противоположной стороны стакана закреплена крышка 2.

Во внутреннюю полость стакана 1 с гарантированным зазором по цилиндрической поверхности установлены вкладыш 3 и подпятник 4, а также сфера 5, соприкасающаяся с вкладышем 3 и подпятником 4 по сферической поверхности равного радиуса, причем диаметр сферы меньше диаметра внутреннего цилиндра стакана 1, а вкладыш 3 упирается в дно стакана. На сферических поверхностях вкладыша 3 и подпятника 4 выполнены меридиональные каналы для прохождения и размещения смазки.

На наружной поверхности стакана 1 закреплен гофрированный эластичный пыльник 6, противоположная сторона которого закреплена на цилиндрической поверхности гайки 7, размещенной на резьбовом участке цилиндрического стержня сферы 5. Стакан 1 закрыт крышкой 2 так, что между подпятником 4 и крышкой 2 обеспечивается минимальный гарантированный зазор D. В крышке 2 выполнено сквозное осевое ступенчатое отверстие. С внутренней стороны крышки в отверстие запрессована направляющая втулка 8, образующая с крышкой глухую кольцевую полость. Свободная торцовая поверхность направляющей втулки 8 не выступает за внутреннюю торцовую поверхность крышки 2. В кольцевой полости крышки размещены прижимное кольцо 9 и расчетное количество тарельчатых пружин 10 так, что расчетное усилие пружин 10, воздействуя через прижимное кольцо 9 на подпятник 4 и сферу 5, обеспечивает расчетный момент вращения сферы 5 в горизонтальной и вертикальной плоскости из одного крайнего положения в другое, ограниченное диаметром цилиндрического стержня сферы 5 и параметрами конического отверстия стакана 1.

Стакан 1 по наружной резьбе ввернут в гнездо тягового хомута 11 таким образом, что свободная торцовая поверхность фланца крышки 2 упирается в дно гнезда тягового хомута так, что цилиндрическая часть крышки 2, выступает через сквозное отверстие в гнезде хомута и с размещенным на ней упругим демпфирующим кольцом 12 находится в контакте с плитой упорной 13 поглощающего аппарата (на чертеже не показан), а граненый участок А стакана 1 выступает из гнезда тягового хомута с противоположной стороны и входит в соответствующее граненое отверстие стопорной пластины 14 произвольной формы, закрепленной на тяговом хомуте 11 и предотвращающей самопроизвольное вывинчивание стакана 1 из гнезда тягового хомута.

Предлагаемая конструкция узла шарнирного и тягового хомута автосцепки позволяет повысить безопасность прохождения стандартных участков пути и кривых участков технологического назначения без расцепа вагонов, обеспечить обслуживание и замену входящих в ее состав деталей без предварительного демонтажа поглощающего аппарата и тягового хомута из гнезда хребтовой балки железнодорожного транспортного средства. При этом возросшие площади контакта элементов конструкции обеспечивают снижение контактных напряжений и меньший износ контактных поверхностей, что приводит к увеличению срока эксплуатации устройства.

Похожие патенты RU2347702C1

название год авторы номер документа
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ ЖЕСТКОГО СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2008
  • Малафеев Виктор Артемович
  • Беляев Владимир Игоревич
  • Грищук Юрий Петрович
  • Выхорь Екатерина Владимировна
RU2415043C2
Способ контроля технического состояния автосцепки вагона при текущем осмотре 2018
  • Железняк Василий Никитович
  • Ермоленко Игорь Юрьевич
  • Мартыненко Любовь Викторовна
  • Воронова Юлия Владиславовна
  • Санникова Елена Георгиевна
RU2689089C1
УДАРНО-ТЯГОВОЕ УСТРОЙСТВО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2017
  • Милованов Валентин Карпович
  • Голоколенов Геннадий Владимирович
RU2650282C1
Жесткое сцепное устройство с универсальным прицепным хвостовиком для вагонов железнодорожного транспорта 2017
  • Каменский Александр Леонидович
  • Колпаков Владимир Александрович
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
  • Малафеев Виктор Артемович
  • Салищев Виктор Васильевич
  • Усов Олег Александрович
RU2722250C2
АВТОМАТИЧЕСКОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПОЕЗДА 2019
  • Катанаев Валерий Викторович
RU2730817C1
Железнодорожное сцепное устройство 2024
  • Баранов Александр Николаевич
  • Тиссен Александр Иванович
  • Палатов Денис Владимирович
  • Саврулин Иван Алексеевич
  • Смирнов Михаил Евгеньевич
  • Нечаев Павел Михайлович
RU2831313C1
СПОСОБ РАБОТЫ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2009
  • Вильшенко Сергей Геннадьевич
  • Калетин Сергей Владимирович
  • Осинцев Александр Васильевич
  • Батурина Надежда Васильевна
  • Паначев Олег Иванович
  • Пашолок Игорь Леонидович
  • Федотов Владислав Валентинович
RU2444456C2
СЦЕПКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2007
  • Бру Стив А.
  • Малиновски Томаш В.
RU2345921C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СЦЕПКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2002
  • Ламанов А.В.
  • Милованов В.К.
  • Малафеев В.А.
  • Михайлов К.Г.
  • Беляев В.И.
RU2222448C1
КОГОТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЦЕПКИ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2017
  • Савушкин Роман Александрович
  • Кякк Кирилл Вальтерович
  • Пономарев Сергей Анатольевич
  • Бройтман Олег Аркадьевич
  • Бородин Степан Александрович
  • Габитова Адель Вахтанговна
  • Едриков Егор Степанович
RU2686255C1

Реферат патента 2009 года АВТОМАТИЧЕСКАЯ СЦЕПКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Шарнирный узел сцепки содержит стержень, оканчивающийся сферой (5), которая находится внутри стакана (1) между вкладышем (3) и подпятником (4). Стакан с одной стороны закрыт крышкой (2), в которой располагается направляющая втулка (8) и пакет тарельчатых пружин (10), взаимодействующих с подпятником через прижимное кольцо (9). С другой стороны стакана расположено коническое отверстие. Диаметры взаимодействующих гладкой цилиндрической части стержня, его сферы и меньший диаметр конического отверстия стакана выбирают из соотношения 1:(1,8...2,5):(1,25...1,6) соответственно. Расширяется диапазон углов отклонения сцепки в горизонтальной плоскости, повышаются срок ее эксплуатации и удобство обслуживания. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 347 702 C1

1. Сцепка подвижного состава железнодорожного транспортного средства, содержащая корпус с центрирующим конусом или без него, замок, хвостовик, центрирующий прибор, шарнирный узел, тяговый хомут и поглощающий аппарат, отличающаяся тем, что шарнирный узел содержит стержень, оканчивающийся сферой, которая находится внутри стакана между вкладышем и подпятником, стакан с одной стороны закрыт крышкой, в которой располагаются направляющая втулка и пакет тарельчатых пружин, взаимодействующих с подпятником через прижимное кольцо, с другой стороны стакана расположено коническое отверстие, при этом диаметры взаимодействующих гладкой цилиндрической части стержня, его сферы и меньший диаметр конического отверстия стакана выбирают из соотношения 1:(1,8...2,5):(1,25...1,6) соответственно.2. Сцепка по п.1, отличающаяся тем, что соединение тягового хомута с шарнирным узлом осуществляется посредством резьбового соединения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2347702C1

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СЦЕПКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2002
  • Ламанов А.В.
  • Милованов В.К.
  • Малафеев В.А.
  • Михайлов К.Г.
  • Беляев В.И.
RU2222448C1
Приспособление для поддержания при обработке на токарном станке тяжелых изделий 1931
  • Андреев К.С.
  • Боровский В.К.
SU28090A1
BR 8302086 A, 20.11.1984
US 4258628 A, 31.03.1981.

RU 2 347 702 C1

Авторы

Гончарук Геннадий Георгиевич

Хахин Геннадий Алексеевич

Минин Андрей Кириллович

Даты

2009-02-27Публикация

2007-06-01Подача