Заявляемое техническое решение относится к колесно-зубчатым, колесно-реечным и цепным передачам и может найти применение в некоторых отраслях машиностроения, в транспортных средствах и aгроагрегатах на открытых, подверженных запылению частях.
Известны зубчатые передачи, колеса которых содержат основу из конструкционного материала с утонченными зубьями и диффузионно соединенную с основой антифрикционную облицовку переменной толщины, причем поверхность соединения облицовки и основы эквидистантна поверхности предельного износа (1).
Известные передачи обладают повышенной износостойкостью, однако ограниченно применимы из-за необходимости использования при их производстве дорогостоящей диффузно-вакуумной технологии. Известна также зубчато-роликовая передача, содержащая колесо, имеющее зубья ролики и зацепляющееся с ним колесо или рейку, профили зубьев которых очерчены циклоидными или близкими к циклоидным кривыми (2).
Наиболее близким аналогом является зубчато-роликовая передача, содержащая находящиеся в зацеплении зубчатую и роликовую части, причем зубчатая часть имеет один или два смещенных на полшага зацепления зубьев, очерченных циклоидными или близкими к циклоидным кривым, а роликовая часть имеет один или два смещенных на полшага зацепления роликовых элементов (3).
Недостатками известной передачи являются значительные износ и энергетические потери на открытых пыленезащищенных частях агрегатов.
Целью изобретения является уменьшение износа и энергетических потерь зубчато-роликовой передачи.
Указанная цель достигается тем, что в зубчато-роликовой передаче, содержащей находящиеся в зацеплении зубчатую и роликовую части, причем зубчатая часть имеет один или два ряда, смещенных на полшага зацепления зубьев, очерченных циклоидными или близкими к циклоидным кривым, а роликовая часть имеет один или два ряда смещенных на полшага зацепления роликовых элементов, согласно изобретению зубчатая часть выполнена в виде рейки или колеса с n рядами зубьев со взаимным смешением рядов на n-ю часть шага зацепления, роликовая часть выполнена в виде n-рядных колеса, рейки или цепи с соответствующим смещением рядов роликовых элементов на n-ю часть шага зацепления, а ролики выполнены с возможностью вращения на подшипниках качения, установленных опорно в ступице колеса, в рейке или в звеньях цепи соответственно. В частности n-рядная зубчато-роликовая передача содержит зубчато-роликовое n -секционное колесо, каждая из секций которого содержит по одному зубу-ролику, каждый из которых смещен друг относительно друга на n-ю часть полного (кругового) угла. При этом колесо содержит n+1 планшайб, соединенных между собой осями зубьевроликов, крайняя из которых соединена с валом.
Известны шариковые винтовые передачи, подшипники качения, где взаимодействие скольжения кинематических пар заменено на взаимодействие качения.
Однако аналогичные замены в зубчато-роликовых передачах невозможны из-за непостоянного циклического характера взаимодействия между роликом и зубом.
Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "существенные отличия".
На фиг. 1 изображен фрагмент кинематических элементов, находящихся в зубчато-роликовом зацеплении (один из колесно-колесных вариантов).
На фиг. 2 изображено сечение А-А на фиг. 1.
На фиг. 3 изображен вариант установки ролика.
На фиг. 4 изображена установка ролика в звеньях цепи.
На фиг. 5 изображено в разобранном виде одно из колес, например 3-рядной зубчато-роликовой передачи, в каждом из рядов секций которого установлено по два ролика зуба (вариант с однозубыми секциями колеса на фиг. не показан).
На фиг. 6 изображен фрагмент, например 3-рядного зубчатого колеса в профиль.
Изображенная на фиг. 1 зубчато-роликовая передача содержит колесо 1 с зубьями, очерченными циклоидными или близкими к циклоидным кривым, и колесо 2, содержащее зубья ролики 3, каждый из которых установлен на оси 4 (или цапфе) на подшипниках качения 5 и может быть снабжен уплотнительными элементами 6 (см. фиг. 2).
Изображенный на фиг. 3 фрагмент колеса 2 в разрезе иллюстрирует вариант ролика-зуба 3, установленного своими посадочными осями 4 в подшипниках качения 5 в ступице колеса. Ролик-зуб 3 может быть также снабжен уплотнительными элементами 6.
Изображенный на фиг. 4 фрагмент зубчато-роликовой передачи иллюстрирует собой цепную передачу, содержащую зубчатое колесо 1 с зубьями, ролик 3, установленный своими посадочными осями 4 в подшипниках качения 5, жестко закрепленных в звеньях 7 цепи.
Изображенное на фиг. 5 3-рядное колесо в разобранном виде содержит планшайбы 8, крайняя из которых установлена на валу 9. На осях 10, скрепляющих планшайбы 8, установлены на подшипниках качения (на фиг не показано) зубья-ролики 11.
Наиболее целесообразно работу зубчато-роликовой передачи описать на варианте, изображенном на фиг. 1.
Работа заявляемой зубчато-роликовой передачи происходит следующим образом.
При вращении колеса 2 по часовой стрелке зуб-ролик 3 перемещается по циклоидно-очерченной поверхности зуба колеса 1. Перед выходом из зацепления этой пары зубьев происходит зацепление последующей пары зубьев. Причем зуб-ролик 3 перемещается без скольжения по циклоидно-очерченной поверхности зуба колеса 1, вращаясь на оси 4 на элементах качения (роликах или шариках) 5.
Работа, например 3-рядной зубчато-роликовой передачи, зубороликовое секционное колесо которой в разобранном виде показано на фиг. 5, происходит аналогичным образом, с той лишь разницей, что перед выходом из зацепления пары зубьев первого ряда (см. фиг. 6) вступают в зацепление пары зубьев 2-го ряда.
Перед выходом из зацепления пары зубьев 2-го ряда вступает в зацепление пара зубьев 3-го ряда С. Перед выходом из зацепления пары зубьев 3-го ряда С вступает последующая пара зубьев 1-го ряда и т.д.
Тем самым обеспечивается сочетание необходимой плавности зацепления с высокой нагрузочной способностью, зависящей, в частности, от размеров зубьев.
Аналогично работает n-рядная зубчато-роликовая передача, n-секционное колесо которой содержит по одному ролику-зубу в каждой из секций между планшайбами.
Использование такой зубчато-роликовой передачи значительно повышает надежность сельскохозяйственной техники и может найти эффективное применение в экологически безопасных легких транспортных средствах, в приводе электромобиля (с установкой водозащищенного электромотора непосредственно на цапфе колеса).
Применение закрытых подшипников, в частности, спрессованных композитным твердосмазочным материалом делает такую передачу неприхотливой и надежной в жестких условиях эксплуатации, на открытых пыленезащищенных местах, позволяя обходиться без тяжелых редукторных корпусов с масляными поддонами. Это очень важно, в частности, в легких транспортных средствах, агроагрегатах и другой сельскохозяйственной технике. В частности, и нагрузочные свойства заявленной передачи будут выше, нежели у прототипа по патенту ФРГ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАНЕТАРНЫЙ ЦИКЛОИДАЛЬНЫЙ РЕДУКТОР С ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ СТУПЕНЬЮ | 2012 |
|
RU2506477C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ИЛИ ДЛЯ ПРОХОДКИ ТУННЕЛЕЙ | 2003 |
|
RU2290509C2 |
ВЕЛОСИПЕД РЕЕЧНЫЙ ГОНОЧНЫЙ | 2011 |
|
RU2477240C2 |
ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ВАХРУШЕВЫХ | 2009 |
|
RU2396473C1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Профиль передачи зацеплением | 2018 |
|
RU2695016C1 |
Зубчато-роликовая передача | 1985 |
|
SU1293414A1 |
ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ | 1996 |
|
RU2165552C2 |
Станок для абразивной обработки ко-лЕц пОдшипНиКОВ КАчЕНия | 1979 |
|
SU837787A1 |
ПРОФИЛЬ ЗУБА ШЕСТЕРЕН ДЛЯ ОРБИТАЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ, ОРБИТАЛЬНЫЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ И ЛЕБЕДКИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ ОРБИТАЛЬНЫЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ | 1997 |
|
RU2229045C2 |
Использование: транспортные средства и агроагрегаты, подверженные запылению. Cущность изобретения: для снижения износа и энергетических потерь зубчатая часть выполнена в виде колеса 1 (или рейки) и содержит от 1 до n рядов зубьев, очерченных циклоидными или близкими к циклоидным кривыми. Роликовая часть выполнена в виде колеса 2 (рейки или цепи), содержит от 1 до n смещенных друг относительно друга на n-ю часть шага зацепления рядов роликов 3, которые выполнены с возможностью вращения на подшипниках качения, опорно установленных в ступице колеса 2 (в рейке или в звеньях цепи). Как частный случай, зубчато-роликовая передача содержит n передаточных рядов, n-секционное зубчато-роликовое колесо, каждая из секций которого содержит по одному зубу-ролику, взаимно смещенному друг относительно друга на n-ю часть полного (кругового) угла. При этом колесо содержит n+l планшайб, соeдиненных между собой осями зубьев-роликов, крайняя из которых соединена с валом. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Армированное червячное или зубчатое колесо | 1986 |
|
SU1395869A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Зубчато-роликовая передача | 1985 |
|
SU1293414A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Устройство для защитного отключения трехфазной электроустановки | 1983 |
|
SU1116491A1 |
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
Авторы
Даты
1996-06-27—Публикация
1991-02-25—Подача