Изобретение относится к области арматуростроения и может быть использовано в качестве запорного органа гидро- и пневмоклапанов и вентилей, предназначенных для работы при высоких и сверхвысоких давлениях.
Известен уплотнительный узел, содержащий уплотнитель и подвижную предохранительную перегородку, в котором подвижная предохранительная перегородка входит в контакт с уплотнительной поверхностью прежде, чем этой поверхности коснется уплотнитель, этим достигается устранение щели, наличие которой приводит к преждевременному износу уплотнителя при больших перепадах давления /1/.
Данный уплотнительный узел имеет большие габариты, поскольку в центральной части узла находится монтажная бобышка, затем по кольцу располагается уплотнитель и затем, так же по кольцу, подвижная перегородка. Расположение кольцевых зон в поперечном направлении по отношению к потоку влечет развитие габаритов и узла, вследствие чего, в свою очередь, возрастают усилия на приводе, что увеличивает габариты арматуры. Кроме того, наличие большого количества входящих в узел деталей усложняет конструкцию и уменьшает надежность его работы.
Известен уплотнительный узел вентилей и клапанов, содержащий уплотнительный элемент, установленный в кольцевой полости, образуемой телом запорного органа и упругим оболочечными элементами, и выполненный из материала, способного к упругой или пластической деформации /2/. Однако известный уплотнительный узел влечет за собой большие габариты арматуры. В работе же с высокими и сверхвысокими давлениями развитие габаритов запорного органа весьма существенно влияет на габаритные, весовые и мощностные характеристики арматуры.
Кроме того, наличие развитой деформируемой поверхности затвора уменьшает жесткость уплотнительного узла, что влечет за собой уменьшение ресурса и надежности работы затвора, возможность возникновения пульсации потока из-за автоколебаний запорного органа.
Наиболее близким к заявляемому решению является уплотнительный узел вентилей и клапанов, содержащий уплотнительный U элемент, закрепленный на корпусе вентиля и выполненный из материала, способного к упругой или пластической деформации /3/. Кроме того, элемент дублирован уплотнительной шайбой, деформируемой в процессе уплотнения,
Однако известный уплотнительный узел может найти лишь ограниченное применение. Это обусловлено, во-первых, сравнительно большими габаритами запорного органа, т.к. он включает в себя несколько деталей, собираемых в узел, и поэтому уже увеличенных габаритов; во-вторых, потому что конструкция уплотнительного элемента не предусматривает самоуплотнения, и в-третьих, в случае разгерметизации основного уплотнения дублирующее не будет выдерживать высокого давления и следовательно, необходим очень мощный привод для деформации толстостенных деталей; в четвертых, если это уплотнение и не разовое, то, во всяком случае, в нем происходит существенный износ уплотнительных поверхностей ввиду больших перемещений их относительно друг друга под рабочими контактными нагрузками.
Задачей настоящего изобретения является упрощение конструкции узла, уменьшение его геометрических размеров и увеличение ресурса работы уплотнения. Ввиду массивности дублирующего уплотнения требуется мощный привод на запорный орган.
Технический результат достигается тем, что в известном уплотнительном узле, содержащим конический запорный орган, а так же седло с опорной поверхностью и кольцевым эластичным элементом, установленным с возможностью взаимодействия уплотнительной поверхности с запорным органом, седло снабжено упругой шайбой с коническим отверстием, уплотнительная поверхность эластичного элемента выполнена конической, а шайба размещена на эластичном элементе с возможностью их деформации и образования ими общей уплотнительной поверхности при контакте с запорным органом.
К отличительной особенности изобретения относится также то, что в случае применения эластичного уплотнителя, обладающего упругими свойствами, уплотнительная кромка уплотнителя в открытом состоянии не совпадает с уплотнительной кромкой упругого оболочечного элемента. Это обусловлено тем, что контакт уплотнителя с ответной поверхностью происходит в предварительно напряженном состоянии уплотнителя, вследствие чего износ уплотнителя, в т.ч. и эрозионный, характерный для высоких давлений, будет минимальным.
В предложенной конструкции уплотнительного узла отсутствуют места трения и износа входящих в узел деталей, а значит, возможно применение для работы с особо чистыми веществами /средами/.
Имеется также принципиальная разница между предложенным решением и прототипом,которая заключается в том, что разместив крепление уплотнителя не на штоке, а на корпусе, и учитывая простоту контактных поверхностей входящих деталей /отверстия с незначительной конусностью, или даже без нее/, данная конструкция делает прорыв в решении задачи создания надежных уплотнений на высокие давления с минимальными проходными отверстиями /порядка десятых долей миллиметра/ необходимыми, например, для дроссельных или регулирующих вентилей.
При работе с высокими или сверхвысокими давлениями в прототипе не решена проблема бесконтактного разъема уплотнения, т.е. когда в начале цикла при закрывании или в конце цикла при открывании контакт с уплотнителем отсутствует. Это важно для ресурса работы уплотнителя, поскольку начало контакта или разъем при контакте с уплотнителем, находящимся в ненапряженном состоянии, влечет за собой его эрозионный износ, учитывая большие перепады давления на уплотнении в момент разъема.
Малорасходный режим уменьшает эти перепады.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены:
на фиг.1 разрез уплотнительного узла в закрытом состоянии;
на фиг.2 разрез уплотнительного узла в открытом состоянии.
Уплотнительный узел состоит из подвижного штока 1, снабженного уплотнительной поверхностью 2, В контакт с конусной поверхностью 2 входят пружинная шайба 3 из пружинного материала, уплотнитель 4 и упорный конус 5, выполненный в корпусе 6. Уплотнитель 4 размещен в кольцевой канавке 7. Уплотнитель 4 и шайба 3 зажимаются в корпусе 6 кольцом 8, обеспечивающим фиксацию шайбы 3 и уплотнителя 4.
В открытом состоянии между штоком 1 и шайбой 3 обеспечивается кольцевая щель с зазором S, с уплотнителем щель с зазором S1, а с упорным конусом 5 зазор S2, причем обеспечивается условие: S<S2<S1 /см. фиг.2/. Угол α конуса 2 штока и угол a1 конусного отверстия 9 шайбы 3 не совпадает, причем α<α1 /см. фиг.2/.
Уплотнительный узел работает следующим образом. В открытом состоянии газ или жидкость беспрепятственно проходит по кольцевой щели.
При движении же штока 1 вниз к шайбе 4 щель между конусной поверхностью 2 штока и отверстием шайбы 3 уменьшается. Дроссельная щель уменьшается до тех пор, пока не произойдет контакта между конусной поверхностью 2 штока и шайбы. Затем, при дальнейшем движении штока 1 начинается процесс деформации уплотнителя 4.
Осевая нагрузка на уплотнитель передается в радиальном направлении и он, деформируясь, создает при малорасходном режиме полностью герметичное уплотнение. При дальнейшем движении штока 1 конусная поверхность 2 упирается в упорный конус 5, чем предотвращается излишняя нагрузка на материал уплотнителя и его преждевременный износ.
Открытие проходного сечения происходит в обратном порядке. В первоначальный момент открывается кольцевая щель между конусной поверхностью 2 штока и упорным конусом 5. В это время еще сохраняется контакт между конусной поверхностью 2 и уплотнителем 4 и шайбой 3. При дальнейшем движении штока 1 на открытие происходит уменьшение контактных усилий за счет упругих свойств уплотнителя 4, уменьшается площадь контакта и, наконец, происходит отрыв уплотнителя от конусной поверхности в малорасходном режиме, поскольку еще сохранен контакт между пружинящей шайбой 3 и конусной поверхностностью 2 штока 1. В последней стадии открытия происходит отрыв шайбы 3 от конусной поверхности 2 штока 1, и расход через увеличивающуюся щель возрастает до максимума.
Техническое преимущество заявляемого уплотнительного узла по сравнению с прототипом заключается в уменьшении усилия, потребного для герметизации и вследствие этого увеличении ресурса работы уплотнения при высоких давлениях.
Применение такого уплотнительного узла позволит уменьшить габариты запорной арматуры и повысить культуру производства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ТРУБ СО ШТУЦЕРАМИ | 1990 |
|
RU2030666C1 |
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО | 1995 |
|
RU2095669C1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ | 1993 |
|
RU2066803C1 |
Затвор клапана | 1982 |
|
SU1086267A1 |
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ | 1991 |
|
RU2017977C1 |
Устройство для герметизации труб со штуцерами | 1990 |
|
SU1774117A1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ ШТОКА | 1992 |
|
RU2061917C1 |
ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН | 1990 |
|
RU2007645C1 |
КРАН ШАРОВОЙ ЗАПОРНЫЙ | 2000 |
|
RU2190140C2 |
КЛАПАН | 1990 |
|
RU2020351C1 |
Использование: в области арматуростроения для гидро- и пневмоклапанов и вентилей, предназначенных для работы при высоких давлениях. Сущность изобретения: уплотнительный узел высокого давления содержит конический запорный орган и седло с опорной поверхностью, кольцевым эластичным элементом с конической уплотнительной поверхностью и упругую шайбу с коническим отверстием. Шайба размещена на эластичном элементе с возможностью его деформации и образования ими общей уплотнительной поверхности при контакте с запорным органом. 3 ил.
Уплотнительный узел высокого давления, содержащий конический запорный орган и седло с опорной поверхностью и кольцевым эластичным элементом, установленным с возможностью взаимодействия его уплотнительной поверхности с запорным органом, отличающийся тем, что седло снабжено упругой шайбой с коническим отверстием, уплотнительная поверхность эластичного элемента выполнена конической, а шайба размещена на эластичном элементе с возможностью его деформации и образования ими общей уплотнительной поверхности при контакте с запорным органом.
Пружинная погонялка к ткацким станкам | 1923 |
|
SU186A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Устройство для извлечения органических образований из трубчатых органов | 1975 |
|
SU584856A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1996-06-27—Публикация
1994-05-10—Подача