СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 1996 года по МПК F02K9/34 

Описание патента на изобретение RU2064600C1

Изобретение относится к камерам сгорания ракетных двигателей, в частности, к теплозащитным покрытиям ракетных двигателей твердого топлива, имеющих металлический корпус. Теплозащитное покрытие наносится на внутреннюю поверхность корпуса и предохраняет его от прогара. В качестве материала для теплозащитного покрытия используют теплостойкую резину.

Известна технология изготовления оболочки из вулканизированной резины для облицовки внутренних стенок ракетного двигателя твердого топлива (см. французский патент N 2098934).

Согласно патенту из смеси, содержащей каучук, прокатываются листы толщиной 2-3 мм, а затем их вулканизируют, обрезают листы по размеру, придавая им соответствующую форму. После обезжиривания и обработки пескоструем на стенки двигателя наносят слой резинового клея, с помощью которого листы приклеиваются к стенкам.

Недостатком этого способа является то, что в местах стыковки листов возможны прогар двигателя. Кроме того, трудно наклеивать листы на внутренние стенки длинных камер малого диаметра, особенно камер, имеющих коническую часть. Прототипом заявляемого изобретения является заявка N 2614651, Франция, "Способ и установка для образования теплозащитного покрытия двигателя". Согласно указанному изобретению, резиновая лента, толщину которой регулируют, экструдируется и наматывается на внутреннюю стенку двигателя. Намотку осуществляют сомкнутыми витками. После намотки резиновое покрытие вулканизируют. Однако, изготовленное таким способом теплозащитное покрытие не обеспечивает достаточной защиты для двигателей с высокой температурой горения у стенок двигателя, например, для двигателей торцевого горения, заряд которых армирован металлическими проволочками. Теплозащитное покрытие таких двигателей дополнительно содержит эрозионностойкий подслой, например, из углеткани с различным количеством слоев.

Задачей изобретения является разработка технологии образования теплозащитного покрытия ракетного двигателя твердого топлива, имеющего малый диаметр (до 70 мм) и большую длину (до 700 мм). Одной из задач является создание покрытия переменной толщины с эрозионнойстойким подслоем. В наиболее теплонапряженных зонах теплозащитное покрытие должно иметь более толстый слой. Кроме того, для целей серийного производства необходимо существенно сократить время образования теплозащитного покрытия.

Сущность заявляемого изобретения состоит в том, что из резиноподобного теплозащитного материала изготавливают рукав, который вклеивают в камеру сгорания. Рукав изготавливают с помощью пустотелой оправки, на которую сначала наносят эрозионностойкий подслой, например из углеткани, а затем теплоизоляционный слой путем намотки шнура, изготовленного из теплоизоляционного материала на основе каучука, после этого прессуют при температуре 80 100oC с подводом тепла снаружи и изнутри оправки; затем покрытие охлаждают путем подачи хладагента, не охлаждая матрицы пресс-формы, в полость оправки; снимают с оправки образовавшийся теплозащитный рукав, который без механической обработки устанавливают на клее в камере сгорания, затем в камере сгорания устанавливают оправку из материала, коэффициент линейного расширения которого больше, чем у камеры сгорания, а затем вулканизируют теплозащитное покрытие. Предлагаемый способ обеспечивает образование теплозащитного покрытия, состоящего из теплоизоляционного слоя на основе каучука и эрозионностойкого подслоя, например из углеткани, для двигателей, имеющих малый диаметр (до 70 мм), большую длину (до 700 мм) и коническую часть. Кроме того, за счет интенсификации нагревания и охлаждения рукава существенно уменьшается время изготовления теплозащитного покрытия.

На фиг. 1 изображена схема намотки шнура круглого сечения из резиноподобного материала на пустотелую оправку.

На фиг. 2 оправка с теплозащитным рукавом в процессе прессования.

На фиг. 3 оправка с теплозащитным рукавом в процессе охлаждения.

На фиг. 4 камера сгорания ракетного двигателя с оправкой в процессе вклеивания теплозащитного покрытия. На пустотелую оправку укладывается раскрой из эрозионностойкого материала типа углеткани 2, в необходимое количество слоев, после чего он фиксируется технологическими кольцами 3.

Из резиноподобного теплоизоляционного материала на основе каучука изготавливается методом экструзии шнур 4 круглого сечения диаметром 2,5-2,6 мм, массой 330-340 г/м. Указанная масса, размеры шнура и количество слоев намотки соответствуют номинальной толщине покрытия при минимальном облое после прессования, что необходимо для исключения утяжек и разрывов эрозионностойкого подслоя.

Шнур 4 наматывается на оправку 1 с предварительно уложенным на нее раскроем 2 из углеткани. Технологические кольца 3 снимаются по мере намотки шнура.

Оправка 1 с уложенным слоем углеткани и намотанным шнуром устанавливается в нагретую пресс-форму 5, размещенную на плитах 6 гидравлического пресса. Матрицы пресс-формы 5 смыкаются, затем во внутреннюю полость оправки 1 устанавливают электронагревательный элемент 7 и нагревают покрытие с внутренней и наружной стороны до температуры 80-100oC. Для формования покрытия матрицы пресс-формы 5 выдерживают под давлением в течение 5-10 мин. После выдержки нагревание прекращают и извлекают электронагревательный элемент 7 из полости оправки 1. К внутренней полости оправки подключают трубопровод и пропускают через него холодную воду, охлаждая оправку и покрытие до температуры 40oC, не снимая усилия пресса и не включая обогрев плит и матриц пресс-формы. Время прессования теплозащитного покрытия 15-20 мин. После охлаждения снимают с оправки образовавшийся рукав с подслоем. Полученный рукав 8 без механической обработки устанавливают в камеру 9 на клей горячего отверждения. После этого вводят внутрь оправку 10, поджав ее технологическими крышками. Оправку изготавливают из алюминия или из иного материала так, чтобы коэффициент линейного расширения материала оправки был в 1,5-2,5 раза больше, чем у корпуса камеры сгорания двигателя. Камеру с теплозащитным покрытием и оправкой помещают в термокамеру и выдерживают при температуре 160oC в течение 3-х часов. Оправка, изготовленная из алюминия, имеющая больший коэффициент линейного расширения, чем у камеры, обеспечивает плотное поджатие покрытия к корпусу камеры сгорания двигателя. После вулканизации оправку 10 удаляют. Операцию вулканизации проводят в термокамере, помещая в нее партию до 50 штук двигателей.

Похожие патенты RU2064600C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ ДЛЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Шайдурова Г.И.
  • Шатров В.Б.
  • Нестеров Б.А.
  • Волк М.Е.
RU2266422C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1995
  • Махонин В.В.
  • Маликов Э.Н.
  • Морозов В.Д.
  • Соколов Г.Ф.
  • Шипунов А.Г.
RU2105181C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1997
  • Шипунов А.Г.
  • Соколов Г.Ф.
  • Махонин В.В.
  • Маликов Э.Н.
  • Морозов В.Д.
RU2133368C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1997
  • Шипунов А.Г.
  • Соколов Г.Ф.
  • Маликов Э.Н.
  • Махонин В.В.
  • Морозов В.Д.
RU2117808C1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ НА КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2018
  • Калинин Владимир Николаевич
  • Колчин Сергей Александрович
  • Усенков Никита Сергеевич
  • Иванов Сергей Николаевич
RU2688128C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1994
  • Бабичев В.И.
  • Миронов Ю.И.
  • Беркович В.С.
  • Шигин А.В.
RU2076937C1
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Сисаури Виталий Ираклии
  • Романов Анатолий Федорович
  • Алеев Владимир Александрович
  • Никитин Олег Дмитриевич
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Школьникова Елизавета Ефимовна
RU2528194C1
СПОСОБ БРОНИРОВАНИЯ КАНАЛА ЗАРЯДА ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2006
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Никитин Василий Тихонович
  • Молчанов Владимир Федорович
  • Прибыльский Ростислав Евгеньевич
  • Летов Борис Павлович
  • Васильева Ирина Анатольевна
  • Красильников Федор Сергеевич
  • Кислицын Алексей Анатольевич
  • Пичкалев Жозеф Андреевич
RU2337088C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2004
  • Дудка Вячеслав Дмитриевич
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Швыкин Юрий Сергеевич
  • Махонин Владимир Владимирович
  • Маликов Эрнес Никифорович
  • Коликов Владимир Анатольевич
  • Коренной Александр Владимирович
  • Гольнев Игорь Анатольевич
RU2274758C1
Корпус ракетного двигателя на твёрдом топливе 2019
  • Бондаренко Сергей Александрович
  • Дергачёв Александр Анатольевич
  • Соколов Павел Михайлович
  • Налобин Михаил Алексеевич
  • Лузенин Антон Юрьевич
  • Трескин Олег Юрьевич
RU2727216C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 064 600 C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Использование: в камерах сгорания ракетных двигателей, в теплозащитных покрытиях ракетных двигателей твердого топлива, имеющих металлический корпус. Сущность изобретения: теплозащитное покрытие на основе каучука наносят на внутреннюю сторону камеры сгорания и предохраняет ее от прогара. На пустотелую оправку последовательно наносят эрозионностойкий подслой, например из углеткани, а затем теплоизоляционный слой, путем намотки шнура из резиноподобного материала, прессуют с подводом тепла снаружи и изнутри оправки, охлаждают путем подачи хладагента в полость оправки, снимают с оправки образовавшийся теплозащитный рукав, вставляют его в камеру сгорания, устанавливают в камеру оправку из материала, коэффициент линейного расширения которого в 1,5-2,5 раза больше, чем у камеры сгорания, а затем вулканизируют покрытие в корпусе камеры. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 064 600 C1

Способ образования теплозащитного покрытия ракетного двигателя твердого топлива, включающий нанесение теплоизоляционного материала на основе каучука на внутреннюю стенку металлической камеры сгорания и его последующую вулканизацию, отличающийся тем, что на пустотелую оправку последовательно наносят эрозионностойкий подслой, например, из углеткани, а затем теплоизоляционный слой путем намотки шнура, изготовленного из теплоизоляционного материала, прессуют с подводом тепла снаружи и изнутри оправки, охлаждают путем подачи хладагента в полости оправки без охлаждения матрицы, снимают с оправки образовавшийся теплозащитный рукав, вставляют его в камеру сгорания на клее, устанавливают в камеру оправку из материала, коэффициент линейного расширения которого в 1,5 2,5 раза больше, чем у камеры сгорания, а затем вулканизируют теплозащитное покрытие в корпусе камеры.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2064600C1

УСТАНОВКА ДЛЯ КОМПОСТИРОВАНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ОТХОДОВ 1995
  • Мхитарян Г.А.
  • Николаев Ю.Н.
  • Пузанков А.Г.
  • Ильин И.В.
  • Смолинский Е.А.
RU2098934C1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Термостатический клапан, в частности радиаторный клапан 2013
  • Бьерггор Нильс
  • Клаусен Аннерс Остергор
RU2614651C2
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 064 600 C1

Авторы

Фещенко Б.И.

Жилин С.В.

Власов Л.Д.

Даты

1996-07-27Публикация

1994-04-22Подача