СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА Российский патент 1996 года по МПК C10G63/02 

Описание патента на изобретение RU2065479C1

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности, к способу получения автомобильного бензина с улучшенными экологическими характеристиками.

Известен способ получения высокооктановых компонентов автобензина путем алкилирования бензола этиленом в присутствии катализатора Н-ZSМ-5. Процесс проводят при температуре 370-480oС, давлении 0,1-3,1 МПа, скорости подачи сырья 20-2000 ч-1, мольном соотношении бензол:этилен от 1 до 20.

Конверсия бензола составляет 40-70% Выход этилбензола достигает 90-97% [1]
Недостатком данного способа является необходимость использования в качестве исходного сырья бензола высокой степени концентрации или индивидуального углеводорода, что не позволяет применять этот способ при облагораживании более сложных смесей, содержащих наряду с бензолом парафиновые и нафтеновые углеводороды. Другим недостатком является применение в качестве алкилирующего агента этилена дефицитного мономера нефтехимической промышленности.

Также известен способ получения автобензина путем ароматизации легких углеводородных фракций С4-C8 в присутствии катализатора с цеолитовым носителем типа "СВК", например ZSM-5.

В этом процессе наряду с образованием ароматических углеводородов происходит образование олефиновых углеводородов (этилена, пропилена и др.). Последние сепарируют от катализата и отделяют от метана и этана. После чего этилен и пропилен совместно с ароматизированным концентратом направляют в зону алкилирования, где в присутствии катализатора ZSM-5 происходит алкилирование, приводящее к образованию алкилароматических углеводородов компонентов высокооктанового бензина [2]
Недостатком способа является низкий выход олефинов, что не позволяет алкилировать ароматические углеводороды в достаточной мере. Другим недостатком является образование диолефиновых углеводородов, а следовательно, повышенное коксообразование, что приводит к быстрой дезактивации катализатора.

Наиболее близким к заявляемому способу по технической сущности является способ получения высокооктанового бензина, включающий каталитический риформинг прямогонной бензиновой фракции, выделение из катализата риформинга бензольной фракции НК-85oC, которую подвергают алкилированию пропиленом на неподвижном слое катализатора. При этом содержание бензола в указанной фракции уменьшается до 1-2% масс. при адекватном увеличении выхода изопропилбензолов. Октановое число продукта возрастает на 15-16 пунктов, улучшаются экологические характеристики бензина.

Согласно известному способу полученный алкилат смешивают с другими фракциями бензина, что обеспечивает получение товарного моторного топлива [3]
Недостатком способа является неполное вовлечение бензола в реакции алкилирования, что с одной стороны не в достаточной мере улучшает экологические характеристики бензина, и с другой стороны не позволяет повысить его октановое число более, чем на 16 пунктов. Другим недостатком известного способа является использование в качестве алкилирующего агента пропилена - ценного нефтехимического продукта.

Технической задачей данного изобретения является разработка способа получения высокооктанового автомобильного бензина с улучшенными экологическими характеристиками.

Эта задача решается тем, что в способе получения автомобильного бензина, включающем каталитический риформинг прямогонной бензиновой фракции, выделение из катализата риформинга фракции НК-85oC110oС, алкилирование указанной фракции, согласно изобретению, алкилирование осуществляют олефиновой фракцией С24 при температуре 300-450oС, из полученного алкилата выделяют фракцию НК-85oC11oС, которую затем смешивают с исходным сырьем алкилирования в соотношении 1:10 1:1.

Риформинг прямогонной бензиновой фракции осуществляют при температуре 480-520oC, давлении 2-4 МПа, объемной скорости, подачи сырья 0,5-2,0 час-1, на платиновом катализаторе типа АП-64, серии КР и др.

Процесс алкилирования осуществляют на катализаторе, содержащем в своей основе высококремнеземный цеолит типа ЦВМ и связующее окись алюминия.

Новым в заявляемом способе является то, что алкилирование осуществляют олефиновой фракцией С2-C4 при температуре 300-450oС, из полученного алкилата выделяют фракцию НК-85oC110oС, содержащую 1,0-3,0% масс бензола, которую затем смешивают с исходным сырьем алкилирования в соотношении 1:10 1:1. Избыток указанной фракции непосредственно вовлекают в товарный бензин. Полученный в результате алкилирования алкилат содержит менее 1% бензола, его октановое число повышается на 20 пунктов.

Указанный продукт смешивают с другими компонентами для получения товарных высокооктановых бензинов.

Ниже приведены примеры, иллюстрирующие настоящее изобретение.

Пример 1. Прямогонную бензиновую фракцию 105-180oС подвергают каталитическому риформингу при температуре 480oС, давлении 2,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5 час-1 на платиновом катализаторе, содержащем 0,5% платины.

Полученный риформат ректифицируют с получением двух фракций: НК-85oC и 85-180oC. Фракцию НК-85oС, характеризующуюся содержанием бензола 12% масс и октановым числом 65 по моторному методу, алкилируют этилен-пропиленовой фракцией при температуре 350oС на катализаторе, содержащем 50% цеолита НЦВМ и 50% окиси алюминия.

В результате получают фракцию НК-182oС, которую, в свою очередь, разделяют на фракцию НК-85oС (октановое число 72, содержание бензола - 3,0% масс.) и фракцию 85-182oC (октановое число 84, содержание бензола -менее 0,5% масс. ).

Фракцию НК-85oС смешивают с исходным сырьем алкилирования в соотношении 1: 5 и направляют в зону алкилирования, вследствие этого содержание в ней бензола уменьшается до 0,5% масс.

Полученная фракция 85-182oС используется как компонент автомобильного бензина АИ-93.

Пример 2. Прямогонную бензиновую фракцию 85-165oС подвергают каталитическому риформингу при температуре 500oС, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 1 час-1 на платиновом катализаторе, содержащем 0,3% платины и 0,1% рения на окиси алюминия.

Полученный риформат ректифицируют с получением двух фракций: НК-100oС и 100-165oС.

Фракцию НК-100oС, характеризующуюся содержанием 18% масс. бензола и октановым числом 69 по моторному методу, подвергают алкилированию пропиленовой фракцией при температуре 300oС на катализаторе, содержащем, масс. 70% цеолита НЦВМ и 30% окиси алюминия.

В результате получают фракцию НК-172oС, которую, в свою очередь, разделяют на фр. НК-100oС (октановое число 70, содержание бензола 4% мас.) и фракцию 100-172oС (октановое число 86, содержание бензола менее 0,5% мас.).

Фракцию НК-100oС смешивают с исходным сырьем в соотношении 1:1 и направляют на алкилирование, вследствие этого содержание в ней бензола уменьшается до 1% мас.

Полученная фракция 100-172oС используется как компонент автомобильного бензина АИ-91.

Пример 3. Прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС подвергают каталитическому риформингу при температуре 520oС, давлении 4 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 час-1 на платиновом катализаторе, содержащем 0,4% платины и 0,2% рения на окиси алюминия.

Полученный риформат ректифицируют с получением двух фракций: НК-110oС и 110-180oС. Фракцию НК-110oС, характеризующуюся cодержанием 15% мас. бензола и октановым числом 67 по моторному методу, подвергают алкилированию этилен-пропилен-бутиленовой фракцией при температуре 450oС на катализаторе, содержащем, мас. 60% цеолита НЦВМ и 40% окиси алюминия.

В результате получают фракцию НК-185oС, которую, в свою очередь, разделяют на фр. НК-110oС (октановое число 71, содержание бензола 5% мас.) и фр. 110-185o (октановое число 82, содержание бензола 0,5% мас.).

Фракцию НК-110oС смешивают с исходным сырьем в соотношении 1:10 и направляют на алкилирование, вследствие этого содержание в ней бензола уменьшается до 2%
Полученная фракция 110-185oС используется как компонент автомобильного бензина АИ-91.

Таким образом, применение данного способа позволяет получить высокооктановый компонент автобензина с низким содержанием бензола, что положительно влияет на его экологические характеристики.

Похожие патенты RU2065479C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 1996
  • Каминский Э.Ф.
  • Хавкин В.А.
  • Курганов В.М.
  • Егоров И.В.
  • Усманов Р.М.
  • Прокопюк А.С.
  • Ганцев В.А.
  • Мелик-Ахназаров Т.Х.
  • Алиев Р.Р.
  • Бычкова Д.М.
  • Лощенкова И.Н.
  • Николайчук В.А.
  • Осипов Л.Н.
  • Пуринг М.Н.
  • Гуляева Л.А.
RU2091438C1
СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ БЕНЗИНОВ 1995
  • Еркин Владимир Никифорович[Ru]
  • Мелик-Ахназаров Талят-Хорсов[Ru]
  • Токарев Юрий Илларионович[Ru]
  • Ливенцев Валерий Тихонович[Kz]
  • Вайнбендер Владимир Рейнгольдович[Kz]
  • Бронников Владимир Николаевич[Kz]
RU2089590C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 1996
  • Каминский Э.Ф.
  • Хавкин В.А.
  • Радченко Е.Д.
  • Курганов В.М.
  • Мелик-Ахназаров Т.Х.
  • Бычкова Д.М.
  • Лощенкова И.Н.
  • Гуляева Л.А.
  • Демьяненко Е.А.
  • Карибов А.К.
  • Бирюков Ф.И.
  • Стуре Н.Н.
  • Хандархаев С.В.
  • Гончаров А.Н.
  • Санников А.Л.
RU2091436C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 2008
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Лядин Николай Михайлович
  • Пушкарев Юрий Николаевич
  • Барков Вадим Игоревич
RU2389755C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА С НИЗКИМ СОДЕРЖАНИЕМ БЕНЗОЛА (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Фалькевич Г.С.
  • Ростанин Н.Н.
  • Ростанина Е.Д.
  • Иняева Г.В.
  • Малова О.В.
RU2213124C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО НЕЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА 2015
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
  • Яновский Леонид Самойлович
  • Варламова Наталья Ивановна
  • Романов Владимир Николаевич
RU2569311C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 2007
  • Дружинин Олег Александрович
  • Мельчаков Дмитрий Александрович
  • Пичугин Владимир Михайлович
  • Хандархаев Сергей Васильевич
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Бычкова Дина Моисеевна
  • Лощенкова Ирина Николаевна
RU2329294C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2006
  • Рассадин Виктор Гаврилович
  • Гаврилов Николай Васильевич
  • Овсянников Виктор Александрович
  • Васильев Герман Григорьевич
  • Накипова Ирина Григорьевна
RU2333937C2
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА 2014
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Ершов Михаил Александрович
RU2572242C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2008
  • Марышев Владимир Борисович
  • Боруцкий Павел Николаевич
  • Можайко Виктор Николаевич
RU2387699C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА

Использование: нефтехимия. Сущность, прямогонную бензиновую фракцию подвергают риформингу. Из катализатора риформинга выделяют фракцию НК-85 - 110oС. Эту фракцию подвергают алкилированию олефиновой фракцией С2-C4 при 300-450oС. Из алкилата выделяют фракцию НК-85 - 110oС и смешивают с исходным сырьем алкилирования 1:10-1:1.

Формула изобретения RU 2 065 479 C1

Способ получения автомобильного бензина, включающий каталитический риформинг прямогонной бензиновой фракции, выделение из катализата риформинга фраками НК-85-110oС, алкилирование указанной фракции, отличающийся тем, что алкилирование проводят олефиновой фракцией С2 C4 при 300 - 450°С, из подученного алкилата выделяют фракцию НК 85 110oC, которую затем смешивают с исходным сырьем алкилирования в соотношении 1:10 1:1.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2065479C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Патент США № 3751506, кл
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
СТАНОК ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ВЯЗКИХ СОСТАВОВ НА ПОВЕРХНОСТЬ ОТДЕЛЫВАЕМЫХ ИЗДЕЛИЙттт-^1Еж^]^::т 0
SU350679A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Б.М
Вуд и др
Алкилированная ароматика в бензине путем использования процесса "АЛКИМКС" фирмы "ЮОП" Де-Плейн, Иллинойс, США, 1989, с
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 065 479 C1

Авторы

Каминский Э.Ф.

Хавкин В.А.

Курганов В.М.

Бычкова Д.М.

Лощенкова И.Н.

Резникова З.А.

Емельянов В.Е.

Даты

1996-08-20Публикация

1994-08-03Подача