СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА Российский патент 2010 года по МПК C10G69/08 C10G65/02 

Описание патента на изобретение RU2389755C1

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения высокооктанового автомобильного бензина.

Широкое распространение в качестве сырья для производства компонентов автомобильных бензинов получили продукты каталитического крекинга.

Так, например, известен способ получения автомобильного бензина, включающий гидрооблагораживание широкой фракции бензина каталитического крекинга с последующим разделением гидрогенизата на легкую [Н.К.-110(150°C)] и тяжелую [110(150°C)-К.К.] фракции и дополнительным разделением тяжелой фракции гидроочищенного бензина на два потока. Один из указанных потоков возвращают на стадию гидрооблагораживания, смешивая с исходным сырьем, а второй компаундируют с легкой гидроочищенной бензиновой фракцией [Н.К.-110(150°C)] и выводят из системы установки в качестве компонента автомобильного бензина (патент РФ №2258732, 2005.08.20).

Недостатком способа является неизбежное снижение октанового числа очищенного бензина (на 1-2 пункта) по сравнению с исходным бензином, а также невозможность снизить общее содержание серы менее 0,1 мас.%.

Также известен способ получения автомобильного бензина гидрообессериванием бензиновой фракции каталитического крекинга в присутствии окисно-сульфидного катализатора при повышенных температуре и давлении водородсодержащего газа. Способ отличается тем, что гидрообессериванию подвергают тяжелую нестабильную бензиновую фракцию каталитического крекинга с последующим возвратом ее после гидрообессеривания в ректификационную колонну установки каталитического крекинга и стабилизации ее совместно с негидроочищенной легкой бензиновой фракцией (патент РФ №2134287, 1999.08.10.).

Недостатком способа является невозможность снизить содержание серы в очищенном продукте менее 0,10-0,15 мас.%, а также многократный нагрев и охлаждение бензиновых потоков, что делает схему их производства энергетически - затратной.

Наиболее близким к заявляемому является способ получения автомобильного бензина, включающий разделение бензинового дистиллата каталитического крекинга на две фракции - легкую и тяжелую. Тяжелую фракцию подвергают гидрооблагораживанию в смеси с прямогонной дизельной фракцией, выделяют из гидроочищенной фракции бензиновую фракцию, которую подвергают дополнительному гидрооблагораживанию в смеси с прямогонной бензиновой фракцией (Б.В.Андреев, В.В.Андриканис и др. «Нефтепереработка и нефтехимия», №6, 2006, с.36).

Однако известный способ не обеспечивает получение автомобильных бензинов, соответствующих по качеству Европейским стандартам, при использовании в качестве сырья низкооктановых высокосернистых продуктов каталитического крекинга.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа, позволяющего увеличить выпуск высокооктановых компонентов автомобильного бензина из низкооктановых сернистых бензинов каталитического крекинга.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения автомобильного бензина, включающий разделение бензинового дистиллата каталитического крекинга на легкую и тяжелую фракции, гидрооблагораживание тяжелой фракции в смеси с прямогонной дизельной фракцией, последующее дополнительное гидрооблагораживание выделенной гидроочищенной бензиновой фракции в смеси с прямогонной бензиновой фракцией. Способ отличается тем, что выделенную гидроочищенную бензиновую фракцию делят на две части, одну из которых подвергают дополнительному гидрооблагораживанию в смеси с прямогонной бензиновой фракцией, после чего направляют на каталитический риформинг, а другую часть смешивают с легкой фракцией бензинового дистиллата каталитического крекинга и катализатом каталитического риформинга в соотношении, мас.%: 20:40:40-10:30:60 соответственно с получением товарного автомобильного бензина.

Причем легкая и тяжелая фракции бензинового дистиллата каталитического крекинга выкипают внутри интервала температур Н.К. - 85°C (150°C) и 85°C (150°C) - 215°C соответственно.

Гидрооблагораживание тяжелой фракции бензинового дистиллата каталитического крекинга в смеси с прямогонной дизельной фракцией осуществляют при давлении 3-5 МПа, температуре 320-360°C, объемной скорости подачи сырья 1,5-4,0 час-1.

Дополнительное гидрооблагораживание выделенной гидроочищенной бензиновой фракции в смеси с прямогонной бензиновой фракцией осуществляют при давлении 3-5 МПа, температуре 300-360°C, объемной скорости подачи сырья 1,5-6,0 час-1.

Следует отметить, что предлагаемый способ отличается от известного тем, что дополнительному гидрооблагораживанию в смеси с прямогонной бензиновой фракцией подвергают лишь часть (20-80 мас.%) гидроочищенной бензиновой фракции, выделенной после гидрооблагораживания смеси тяжелой бензиновой фракции каталитического крекинга с прямогонной дизельной фракцией, которую затем направляют на каталитический риформинг, а остальную часть гидроочищенной бензиновой фракции смешивают с легкой фракцией бензинового дистиллата каталитического крекинга и катализатом каталитического риформинга в соотношении, мас.%: 20:40:40-10:30:60 соответственно.

Указанные отличия позволяют получать высококачественное сырье для каталитического риформинга (с достижением остаточного содержания серы менее 0,00003 мас.%), обеспечивающего получение бензинового компонента с октановым числом 96-99 по исследовательскому методу и, кроме того, получать дополнительное количество товарного автомобильного бензина марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 за счет смешения указанных выше компонентов в заявленном соотношении.

Гидрооблагораживанию подвергают смесь тяжелой фракции бензинового дистиллата каталитического крекинга с прямогонной дизельной фракцией, взятых в соотношении от 5-35 мас.%, до 95-65 мас.%.

Дополнительному гидрооблагораживанию подвергают смесь выделенной гидроочищенной бензиновой фракции с прямогонной бензиновой фракцией, взятых также в соотношении от 5-35 мас.%, до 95-65 мас.%.

Каталитический риформинг осуществляют при обычных условиях при давлении 2-4 МПа, температуре 490-520°C, объемной скорости подачи сырья 0,5-3,0 час-1 в присутствии платинового катализатора.

Указанное иллюстрируется нижеследующими примерами.

Пример 1.

Бензиновый дистиллат каталитического крекинга разделяют путем ректификации на две фракции: легкую - Н.К. - 85° (содержание серы 0,02 мас.%, выход 22 мас.%) и тяжелую - 85-205°C (содержание серы 0,25 мас.%, выход 78 мас.%).

Фракцию 85-205°C смешивают с прямогонной дизельной фракцией (содержание серы 0,8 мас.%, выход 22 мас.%) в соотношении 5-95 мас.% и смесь подвергают гидрооблагораживанию при давлении 3 МПа, температуре 320°C, объемной скорости подачи сырья 4,0 час-1 в присутствии алюмо-никель-молибденового (АНМ) катализатора. Полученный гидрогенизат подвергают ректификации с выделением фракции 85-180°C (содержание серы 0,015 мас.%) и фракции 180 - К.К. (содержание серы 0,035 мас.%). Облагороженную фракцию 85-180°C делят на две части, 20% мас. которой смешивают с прямогонной бензиновой фракцией (содержание серы 0,008 мас.%) в соотношении 5-95 мас.%, и смесь подвергают дополнительному гидрооблагораживанию при давлении 3 МПа, температуре 300°C, объемной скорости подачи сырья 6,0 час-1 в присутствии алюмо-кобальт-молибденового (АКМ) катализатора с получением гидрогенизата, содержащего менее 0,00003 мас.% серы.

Указанный гидрогенизат после стабилизации направляют на стадию каталитического риформинга, который проводят при давлении 2 МПа, температуре 490°C, объемной скорости подачи сырья 3,0 час-1. Получают катализат, характеризующийся октановым числом 99 по исследовательскому методу.

Оставшуюся часть облагороженной фракции 85-180°C (80 мас.%) смешивают с легкой фракцией бензинового дистиллата каталитического крекинга и катализатом каталитического риформинга в соотношении, мас.%: 10:30:60 соответственно с получением товарного автомобильного бензина марки АИ-95 с содержанием серы менее 0,001 мас.% (Евро-5).

Пример 2.

Бензиновый дистиллат каталитического крекинга разделяют путем ректификации на две фракции: легкую - Н.К. - 120°C (содержание серы 0,06 мас.%, выход 37 мас.%) и тяжелую - 120-215°C (содержание серы 0,2 мас.%, выход 63 мас.%).

Фракцию 120-215°С смешивают с прямогонной дизельной фракцией (содержание серы 1,2 мас.%, выход 22 мас.%) в соотношении 20-80 мас.% и смесь подвергают гидрооблагораживанию при давлении 4 МПа, температуре 340°C, объемной скорости подачи сырья 2,5 час-1 в присутствии АКМ-катализатора. Полученный гидрогенизат подвергают ректификации с выделением фракции 85-180°C (содержание серы 0,01 мас.%) и фракции 180°C - К.К. (содержание серы 0,005 мас.%). Облагороженную фракцию 85-180°C делят на две части, 50 мас.% которой смешивают с прямогонной бензиновой фракцией (содержание серы 0,010 мас.%) в соотношении 20-80 мас.%, и смесь подвергают дополнительному гидрооблагораживанию при давлении 4 МПа, температуре 340°C, объемной скорости подачи сырья 3,5 час-1 в присутствии АНМ-катализатора с получением гидрогенизата, содержащего менее 0,00003 мас.% серы.

Указанный гидрогенизат после стабилизации направляют на стадию каталитического риформинга, который проводят при давлении 3 МПа, температуре 500°C, объемной скорости подачи сырья 1,5 час-1. Получают катализат, характеризующийся октановым числом 97,5 по исследовательскому методу.

Оставшуюся часть облагороженной фракции 85-180°C (50 мас.%) смешивают с легкой фракцией бензинового дистиллата каталитического крекинга и катализатом каталитического риформинга в соотношении, мас.%: 20:40:40 соответственно с получением товарного автомобильного бензина марки АИ-92 с содержанием серы менее 0,005 мас.%.

Пример 3.

Бензиновый дистиллат каталитического крекинга разделяют путем ректификации на две фракции: легкую - Н.К. - 150° (содержание серы 0,02 мас.%, выход 22 мас.%) и тяжелую - 150-190°C (содержание серы 0,25 мас.%, выход 78 мас.%).

Фракцию 150-190°C смешивают с прямогонной дизельной фракцией (содержание серы 0,8 мас.%, выход 22 мас.%) в соотношении 35-65 мас.% и смесь подвергают гидрооблагораживанию при давлении 5 МПа, температуре 360°C, объемной скорости подачи сырья 1,5 час-1 в присутствии АНМ-катализатора. Полученный гидрогенизат подвергают ректификации с выделением фракции 105-185°С (содержание серы 0,018 мас.%) и фракции 185 - К.К. (содержание серы 0,035 мас.%). Облагороженную фракцию 105-185°C делят на две части, 80 мас.%, которой смешивают с прямогонной бензиновой фракцией (содержание серы 0,008 мас.%) в соотношении 35-65 мас.%, и смесь подвергают дополнительному гидрооблагораживанию при давлении 5 МПа, температуре 360°C, объемной скорости подачи сырья 1,5 час-1 в присутствии АКМ-катализатора с получением гидрогенизата, содержащего менее 0,00003 мас.% серы.

Указанный гидрогенизат после стабилизации направляют на стадию каталитического риформинга, который проводят при давлении 4 МПа, температуре 520°C, объемной скорости подачи сырья 0,5 час-1. Получают катализат, характеризующийся октановым числом по исследовательскому методу.

Оставшуюся часть облагороженной фракции 85-180°C (20 мас.%) смешивают с легкой фракцией бензинового дистиллата каталитического крекинга и катализатом каталитического риформинга в соотношении, мас.%: 15:35:50 соответственно с получением товарного автомобильного бензина марки АИ-80 с содержанием серы менее 0,005 мас.% (Евро-4).

Таким образом, реализация предлагаемого способа позволяет при облагораживании высокосернистых низкооктановых бензиновых дистиллатов каталитического крекинга получать базовые компоненты высокооктановых автомобильных бензинов, соответствующих по качеству Европейским стандартам, и, кроме того, получать дополнительные количества товарных автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 за счет смешения гидроочищенной бензиновой фракции с легкой фракцией бензинового дистиллата каталитического крекинга и катализатом каталитического риформинга в заявленном соотношении.

Похожие патенты RU2389755C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2008
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Лядин Николай Михайлович
  • Пушкарев Юрий Николаевич
  • Барков Вадим Игоревич
RU2378322C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 2009
  • Тульчинский Эдуард Авраамович
  • Пресняков Владимир Васильевич
  • Бабынин Александр Александрович
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
RU2418844C2
СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ БЕНЗИНОВ 1995
  • Еркин Владимир Никифорович[Ru]
  • Мелик-Ахназаров Талят-Хорсов[Ru]
  • Токарев Юрий Илларионович[Ru]
  • Ливенцев Валерий Тихонович[Kz]
  • Вайнбендер Владимир Рейнгольдович[Kz]
  • Бронников Владимир Николаевич[Kz]
RU2089590C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ВАКУУМНЫХ ДИСТИЛЛАТОВ 2015
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Чернышева Елена Александровна
  • Зуйков Александр Владимирович
  • Махин Дмитрий Юрьевич
RU2605950C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ 2006
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Школьников Виктор Маркович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Соляр Борис Захарович
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Шуверов Владимир Михайлович
RU2312887C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2017
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Овчинников Кирилл Александрович
  • Никульшин Павел Анатольевич
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Битиев Георгий Владимирович
  • Митусова Тамара Никитовна
  • Лобашова Марина Михайловна
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Юсовский Алексей Вячеславович
RU2671640C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2002
  • Хавкин В.А.
  • Каминский Э.Ф.
  • Гуляева Л.А.
  • Кастерин В.Н.
  • Киселев В.А.
  • А.И.
  • Моисеев В.М.
  • Сидоров И.Е.
  • Томин В.П.
  • Зеленцов Ю.Н.
  • Левина Л.А.
  • Кращук С.Г.
RU2232183C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 2014
  • Михайленко Сергей Анатольевич
  • Мельниченко Андрей Викторович
  • Павлюковская Ольга Юрьевна
  • Афанасьев Игорь Павлович
  • Идиатулин Сергей Александрович
RU2572514C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2015
  • Попов Юрий Валентинович
  • Белов Олег Александрович
  • Товышев Павел Александрович
RU2569686C1
СПОСОБ КАТАЛИТИЧЕСКОГО РИФОРМИНГА 1999
  • Никитин А.А.
  • Романов А.А.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Князьков А.Л.
  • Лагутенко Н.М.
  • Есипко Е.А.
RU2173333C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения высокооктанового автомобильного бензина. Изобретение касается способа получения автомобильного бензина, включающего разделение бензинового дистиллата каталитического крекинга на легкую и тяжелую фракции, гидрооблагораживание тяжелой фракции в смеси с прямогонной дизельной фракцией, последующее дополнительное гидрооблагораживание выделенной гидроочищенной бензиновой фракции в смеси с прямогонной бензиновой фракцией. Выделенную гидроочищенную бензиновую фракцию делят на две части, одну из которых подвергают дополнительному гидрооблагораживанию в смеси с прямогонной бензиновой фракцией, после чего направляют на каталитический риформинг, а другую часть смешивают с легкой фракцией бензинового дистиллата каталитического крекинга и катализатом каталитического риформинга в соотношении, мас.%: 20:40:40-10:30:60 соответственно с получением товарного автомобильного бензина. Технический результат - соответствие базовых компонентов высокооктановых автомобильных бензинов по качеству Европейским стандартам. 3 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 389 755 C1

1. Способ получения автомобильного бензина, включающий разделение бензинового дистиллата каталитического крекинга на легкую и тяжелую фракции, гидрооблагораживание тяжелой фракции в смеси с прямогонной дизельной фракцией, выделение из гидроочищенной смеси бензиновой фракции, последующее дополнительное гидрооблагораживание выделенной гидроочищенной бензиновой фракции в смеси с прямогонной бензиновой фракцией, отличающийся тем, что выделенную гидроочищенную бензиновую фракцию делят на две части, одну из которых подвергают дополнительному гидрооблагораживанию в смеси с прямогонной бензиновой фракцией, после чего направляют на каталитический риформинг, а другую часть смешивают с легкой фракцией бензинового дистиллата каталитического крекинга и катализатом каталитического риформинга в соотношении, мас.%: 20:40:40-10:30:60 соответственно, с получением товарного автомобильного бензина.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что легкая и тяжелая фракции бензинового дистиллата каталитического крекинга выкипают внутри интервала температур Н.К. - 85°С (150°С) и 85°С (150°С) - 215°С соответственно.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидрооблагораживание тяжелой фракции бензинового дистиллата каталитического крекинга в смеси с прямогонной дизельной фракцией осуществляют при давлении 3-5 МПа, температуре 320-360°С, объемной скорости подачи сырья 1,5-4,0 ч-1.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительное гидрооблагораживание выделенной гидроочищенной бензиновой фракции в смеси с прямогонной бензиновой фракцией осуществляют при давлении 3-5 МПа, температуре 300-360°С, объемной скорости подачи сырья 1,5-6,0 ч-1.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2389755C1

АНДРЕЕВ Б.В., АНДРИКАНИС В.В., БЕРНОТАС Э., ВАСИЛАВИЧЮС В., РУШКИС К
Нефтепереработка и Нефтехимия, №6, 2006, с.34-36
СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ БЕНЗИНА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА 2004
  • Гуляева Л.А.
  • Хавкин В.А.
  • Каминский Э.Ф.
  • Бычкова Д.М.
  • Лощенкова И.Н.
  • Фалькевич Г.С.
  • Барильчук Михаил Васильевич
  • Осипов Л.Н.
  • Красильникова Л.А.
RU2258732C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ БЕНЗИНА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА 1997
  • Князьков А.Л.
  • Лагутенко Н.М.
  • Есипко Е.А.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Бройтман А.З.
  • Никитин А.А.
RU2134287C1
Приспособление для своевременного воспламенения различных сортов топлива в топках 1918
  • Р.К. Каблиц
SU1822A1

RU 2 389 755 C1

Авторы

Галиев Ринат Галиевич

Хавкин Всеволод Артурович

Гуляева Людмила Алексеевна

Лядин Николай Михайлович

Пушкарев Юрий Николаевич

Барков Вадим Игоревич

Даты

2010-05-20Публикация

2008-12-04Подача