Изобретение относится к способам ремонта деталей с помощью сварки и может быть использовано при ремонте механических повреждений лопаток газотурбинного привода, в дальнейшем газовых туpбин, преимущественно направляющих, изготовленных из кобальтовых сплавов.
Лопатки газовых турбин различного назначения (направляющие и рабочие) работают в потоке продуктов сгорания топлива, подвергаются значительным воздействиям динамических и статических нагрузок, коррозии и эрозии. Причем рабочие лопатки газовых турбин эксплуатируются в более жестких условиях. Исходя из предъявляемых требований, для изготовления лопаток газовых турбин применяются жаропрочные и жаростойкие никелевые и кобальтовые сплавы типа ЗМИ-ЗУ, ЖС-6, U-5000, Fsx-414, др. Структура сплава состоит из γ-матрицы и относительно равномерно распределенной в ней упрочняющей мелкодисперсной g′-фазы. В результате длительной наработки при высоких температурах на поверхности лопаток возникают различного рода дефекты (трещины, выбоины, эрозии и т. д. ). Кроме того, сплав претерпевает структурные превращения, выражающиеся, как правило, в коагуляции и изменении морфологии упрочняющей γ′-фазы и карбидов в теле и по границам зерен. В результате невозможна дальнейшая эксплуатация лопаток, хотя ресурс их работы не исчерпан, т.е. восстановив структуру сплава термической обработкой и устранив повреждения поверхности лопаток сваркой и последующей размерной обработкой, можно эксплуатировать лопатки еще достаточно значительное время. Например, рабочие лопатки турбины высокого давления газоперекачивающего агрегата ГТК-10И, установленного на магистральных газопроводах России, имеют наработку до ремонта не более половины моторесурса. Классическая схема ремонта лопаток газовых турбин следующая:
досварочная термообработка, нагрев выше температуры начала растворения упрочняющей γ′-фазы для обеспечения максимальной пластичности (свариваемости) сплава;
сварка и размерная обработка дефектных участков;
окончательная термообработка с целью придания сплаву комплекса заданных свойств.
Основным недостатком этой схемы является снижение механических свойств сварочного шва, околошовной зоны и, следовательно, лопатки в целом вследствие того, что сварное соединение не подвергается полному циклу термообработки (не формируется оптимальная структура).
Известен способ ремонта лопаток газовых турбин, при котором сначала выполняется сварка, а затем полный цикл термообработки, что позволяет избежать недостатков классической схемы, однако способ применим к ограниченному кругу никелевых сплавов типа V-500, практически не теряющих своих пластических свойств после длительной "горячей" наработки. Другие сплавы, особенно на основе кобальта (типа FSX-414 или S-8), практически полностью теряют пластические свойства после наработки 12 14 т.час при высокой температуре и не свариваются без предварительной термообработки (аустенизации), т.е. ремонт должен идти по классической схеме.
Целью предлагаемого изобретения является получение при ремонте сварного соединения и, следовательно, лопатки в целом с оптимальными микроструктурой и уровнем механических свойств.
По мнению авторов поставленная техническая задача (цель) достигается, если осуществить ремонт лопатки по следующей схеме:
локальная термообработка дефектного участка лопатки концентрированным источником тепла (пламенем газовой горелки) с выдержкой при температуре выше температуры начала растворения γ′-фазы и высокими скоростями нагрева и охлаждения. Причем площадь участка нагрева зависит от длины дефекта. При трещине на поверхности пера длиной L площадь нагрева участка вокруг дефекта должна быть не менее B х H (где B H 4L);
разделка, сварка и размерная мехобработка дефектного участка;
термообработка лопатки по полному стандартному режиму для конкретного сплава и контроль качества.
Прототипом и аналогом предлагаемого изобретения является способ восстановления лопаток на никелевой основе по кл. C 22 F 1/10, N 531379, 1978 (колонка 1). В процессе работ авторами было выяснено, что сплавы некоторых типов лопаток турбин газоперекачивающих агрегатов (ГПА) теряют пластичность в процессе эксплуатации и не свариваются даже с применением специальных сварочных материалов и технологических приемов (образуются трещины по линии сплавления), в частности направляющие лопатки турбины высокого давления (ТВД) ГПА ГТК-10И (ГТК-25И), изготовленные из кобальтового сплава (FSX-414), после наработки на агpегате 12,0 14,0 т.час при температуре 900 950oC. По мнению авторов потеря пластичности (охрупчивание) сплава лопатки вызвана изменением микроструктуры в процессе эксплуатации (коагуляция и грубление формы упрочняющей γ′-фазы и различного типа карбидов по ограницам и в теле зерна), поэтому локальная термообработка дефектного участка (участка с трещиной) позволит получить в нем благоприятную структуру с максимальной пластичностью и, следовательно, свариваемость. В ходе проведения опытных работ для сплава FSX-414 было определено следующее:
a) нагрев необходимо вести пламенем горелки с использованием пропанбутановой смеси, продукты сгорания которой достаточно близки к продуктам сгорания топлива турбин и обеспечивают достаточно быстрый нагрев дефектного участка лопатки;
б) температура нагрева лопатки в зоне дефекта должна на 15 70oC превышать температуру растворения γ′-фазы (1150oC), скорости нагрева и охлаждения должны быть не менее 25 30oC/мин;
в) время выдержки при максимальной температуре должно составлять 20 40 мин.
Химический состав сплава FSX-414 приведен в таблице.
Пример осуществления способа.
Направляющие лопатки ТВД ГТК-10И из сплава FSX-414 после наработки 13760 час, имеющие повреждения в виде трещин длиной до 10 мм в районе выходных кромок и галтелей перо-полка, были отремонтированы в следующей последовательности:
локальная термообработка участка по обе стороны от трещины площадью B х H (где B H 4L) до температуры 1200 1250oC, выдержка 25 35 мин, охлаждение, причем скорость нагрева и охлаждения 30 50oC/мин;
аргонодуговая наплавка дефектного участка с применением проволоки ЭП-532;
размерная механическая обработка ленточными шлифовальными машинками наплавленных участков;
стандартная термообработка для этого типа сплава при ремонте лопаток по технологии фирмы "ЭЛЬБАР": нагрев до 1165 1185oC, выдержка в течение 4 часов, охлаждение до температуры 970 990oC, выдержка в течение 4 часов, причем скорости нагрева и охлаждения 10 20oC/мин.
Анализ микроструктуры показал, что в наплавленном металле и околошовной зоне образовалась структура, близкая к структуре сплава FSX-414.
По предлагаемому авторами способу был отремонтирован комплект направляющих лопаток ТВД ГТК-10И. Способ обеспечивает повышение механических свойств сплава лопаток и сокращает сроки ремонта лопаток по сравнению с базовой технологией фирмы "ЭЛЬБАР," Голландия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА ЛОПАТОК ГАЗОВЫХ ТУРБИН ИЗ НИКЕЛЕВЫХ И КОБАЛЬТОВЫХ СПЛАВОВ | 2006 |
|
RU2346075C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ, СОДЕРЖАЩЕЙ СОПЛОВЫЕ ЛОПАТКИ ИЗ НИКЕЛЕВЫХ ИЛИ КОБАЛЬТОВЫХ СПЛАВОВ В ВИДЕ МНОГОБЛОЧНОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2013 |
|
RU2550055C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БЛОКА СОПЛОВЫХ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИН ИЗ НИКЕЛЕВЫХ И КОБАЛЬТОВЫХ СПЛАВОВ | 2009 |
|
RU2426632C1 |
СПЛАВ НА НИКЕЛЕВОЙ ОСНОВЕ ДЛЯ ЛИТЬЯ МОНОКРИСТАЛЛИЧЕСКИХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2354733C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ЛОПАТОК ИЗ ЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ | 2006 |
|
RU2353496C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ЛОПАТОК ИЗ ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ | 2009 |
|
RU2424886C2 |
Способ восстановления хорды профиля пера лопатки из жаропрочного никелевого сплава | 2022 |
|
RU2791745C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ЛОПАТОК ИЗ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ | 2009 |
|
RU2420385C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ЛОПАТОК ИЗ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ | 2009 |
|
RU2424887C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ИЗ ЖАРОПРОЧНЫХ НИКЕЛЕВЫХ СПЛАВОВ | 2007 |
|
RU2346799C2 |
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при ремонте механических повреждений лопаток газотурбинного привода. Способ предусматривает следующие операции: нагрев до температуры 1165 - 1185oC, выдержку в течение 4 часов, охлаждение до температуры 970 - 990oC, выдержку при этой температуре в течение 4 часов и охлаждение. Перед нагревом проводят термическую обработку дефектного участка площадью B х H с расположенным на нем дефектом длиной L, где B = H = 4L, концентрированным источником тепла до температуры 1200 - 1250oC в течение 25 - 35 минут. Скорости нагрева и охлаждения составляют 10 - 20oC/мин. После локальной термообработки проводят размерную механическую обработку и наплавку. 1 табл.
Способ восстановления лопаток газовых турбин из никелевых и кобальтовых сплавов, включающий нагрев до температуры первой изотермической выдержки, выдержку в течение 4 ч, охлаждение, вторую изотермическую выдержку и окончательное охлаждение, отличающийся тем, что нагрев и охлаждение ведут со скоростями 10 20oС/мин, первую изотермическую выдержку осуществляют при 1165 1185oС, охлаждение ведут до температуры второй изотермической выдержки, которую проводят при 970 990oС в течение 4 ч, а перед нагревом дополнительно осуществляют локальную термообработку участка лопатки площадью В•Н с расположенным на нем дефектом длиной L, где B H 4L, путем нагрева концентрированным источником тепла до температуры 1200 - 1250oС, выдержки 25 35 мин и охлаждения со скоростями нагрева и охлаждения 30 50oС/мин, последующую размерную механическую обработку и наплавку.
Способ термообработки лопаток из жаропрочных сплавов на никелевой основе | 1974 |
|
SU531379A1 |
Авторы
Даты
1996-09-20—Публикация
1994-01-10—Подача