Изобретение относится к управленческим имитационным настольным играм, развивающим логическое мышление и обучающим эффективному управлению производством в условиях рыночной экономики, и может быть использовано для детей среднего и старшего школьного возраста, для студентов, а также для специалистов различного профиля для ускоренного обучения основам экономики производства в игровой форме.
Известна игра в стратегию на основе учета экономического и политического развития для нескольких пользователей, содержащая игровую доску с региональной картой, разделенную границами на отдельные территории. Территории снабжены отличительными указателями и реализованы в клетку для выделения соответствующих секторов. При помощи вероятностного приспособления территории разыгрываются между пользователями. Игра также содержит листок для учета очков в таблице и ведения счета. Каждая таблица имеет несколько горизонтальных рядов, обозначающих область, характеризующую уровень развития страны. Горизонтальные ряды пересекают вертикальные колонки, соответствующие одному раунду игры. Игра содержит вероятностное приспособление, определяющее происходящие события (см. патент США N 4733870, кл. A 63 F 3/00, 1988).
Недостатками известной игры являются следующие: игровая деятельность никак не связана с реальными экономическими процессами, сопровождающими деятельность предприятия; узкая направленность, что ограничивает ее обучающие и игровые возможности.
Близким техническим решением к предлагаемому является деловая игра, содержащая игровое поле, разделенное на две группы полей с замкнутой дорожкой. В первой группе полей происходит увеличение собственности, а во второй группе полей увеличения собственности не происходит. Имеется одно поле для передачи хода другому игроку и одно поле, представляющее преимущество хода. Игра содержит игровые фишки, банк для хранения денег, имитаторы денег, индикатор игровой ситуации, определяющий величину перемещения фишек, карточки, обозначающие различные деловые возможности и различную последовательность ходов, и устройство индикации об увеличении собственности игроков (см. патент США N 4932668, кл. A 63 F 3/00, 1990).
Известная деловая игра имеет следующие недостатки: низкий уровень адекватности экономической реальности (производственной деятельности промышленного предприятия), так как получение прибыли (доходов) осуществляется на основании элемента случайности; не позволяет моделировать производственную и финансовую деятельность предприятия, что снижает уровень экономической подготовки и занимательность.
Одним из наиболее близких аналогов является устройство настольной игры (патент США N 3539189, кл. 273 134, МПК A 6 B 3/04, 1970), характеризующееся наличием основного и дополнительного игровых полей, игровых таблиц, основных и дополнительных игровых элементов. Недостатком данной игры является, в частности, ее низкая занимательность.
Изобретение направлено на решение задачи повышения эффективности обучения предпринимательской деятельности и управлению производством в условиях рыночной экономики за счет моделирования производственной деятельности группы предприятий, управляемых играющими, при этом каждый играющий или команда, управляя своим предприятием, ежемесячно или ежеквартально выпускает и реализует продукцию, а также может проводить исследования по освоению новых видов продукции, заменять оборудование на более производительное, расширять или сворачивать производство, осваивать новые рынки, получать в банке кредиты или осуществлять другие виды коммерческой деятельности, приближенные к реальным условиям предпринимательства.
Для решения указанной задачи в известную деловую игру, содержащую основное игровое поле, индикатор определения игровой ситуации, имитаторы денег, согласно изобретению, дополнительно введены вспомогательное игровое поле, игровые панели, игровые элементы: основные и вспомогательные игровые таблицы, причем поверхность основного игрового поля разделена на игровые зоны с ячейками для размещения игровых элементов и панелей, а на поверхности вспомогательного игрового поля выполнены ячейки, форма и площадь каждой из которых соответствует форме и площади игровой панели и вспомогательного игрового элемента, при этом основное и вспомогательное игровые поля выполнены в виде отдельных плоскостей, число которых соответствует количеству играющих команд. Кроме этого, игровые панели выполнены в виде прямоугольных пластин, на одной из сторон которых имеются углубления квадратной или кольцевой формы. Игровые панели имеют информационное обозначение типа линии производственного оборудования, при этом число видов информационных обозначений соответствует числу разновидностей типов линий производственного оборудования. Имитаторы денег выполнены в виде плоских дисков одинаковой толщины и различного цвета, на которых нанесено число, характеризующее их достоинство. Основные игровые элементы выполнены в виде стаканчиков, внутренний диаметр которых больше наружного диаметра имитаторов денег. Вспомогательные игровые элементы выполнены в виде прямоугольных пластин, имеющих информационное обозначение вида выпускаемой продукции, при этом число видов информационных обозначений соответствует числу видов выпускаемой продукции.
Совокупность существенных признаков изобретения позволяет достичь следующие технические результаты:
1) игровое поле является моделью самостоятельного промышленного предприятия с собственными финансовыми ресурсами, цехами и производственным оборудованием;
2) игра позволяет в короткие сроки моделировать производственную и финансовую деятельность предприятия за длительный период;
3) игровые поля позволяют наглядно представить движение финансовых ресурсов, заказов и продукции в процессе производства;
4) ускоренное обучение играющих основам экономики производства в игровой и развлекательной форме.
Известны настольные игры, содержащие игровые поля, индикатор игровой ситуации и имитаторы денег (см. патент США N 4585233, кл. A 63 F 3/00, 1986). Однако игровые поля не являются моделью промышленного предприятия, что не позволяет моделировать производственно-финансовую деятельность предприятия и не может служить средством обучения основам экономики.
Таким образом, влияние совокупности отличительных признаков на достижение указанного технического результата неизвестно из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии заявленного предложения требованию изобретательского уровня.
На фиг. 1 и 2 показано основное игровое поле, вид сверху; на фиг. 3 - вспомогательное игровое поле, вид сверху; на фиг. 4 игровые панели, имеющие информационное обозначение типа линии производственного оборудования.
Фиг. 1 -4 имеют следующие цифровые обозначения: 1 основное игровое поле; 2 вспомогательное игровое поле; 3 игровые ячейки квадратной или кольцевой формы для размещения основных игровых элементов; 4 игровые ячейки прямоугольной формы для размещения группы основных игровых элементов; 5 - игровые ячейки прямоугольной формы для размещения игровых панелей и вспомогательных игровых элементов; 6 игровая ячейка прямоугольной формы, обозначающая кассу для хранения имитаторов денег; 7 9 игровые панели, обозначающие тип линии производственного оборудования (ручной, механизированной и автоматической); 10 квадратные или кольцевые углубления на поверхности игровых панелей 7 9 для размещения основных игровых элементов.
Деловая игра содержит основное игровое поле 1 (см. фиг. 1, 2), вспомогательное игровое поле 2 (см. фиг. 3), банк для хранения денег, имитаторы денег, игровые панели 7 9 (см. фиг. 4), основные и вспомогательные игровые элементы, индикатор определения игровой ситуации и игровые таблицы (графики) для определения условий реализации продукции.
Основное игровое поле, являющееся моделью промышленного предприятия (фабрики), выполнено в виде плоских прямоугольных поверхностей 1 (фиг. 1 и 2), разделенных на четыре игровые зоны с порядно расположенными в них игровыми ячейками для размещения игровых элементов и панелей.
В первой зоне основного игрового поля (см. фиг. 1) размещены игровые ячейки 4 прямоугольной формы и игровые ячейки 3 квадратной или кольцевой формы. Ячейки 4 имеют информационное обозначение (надпись или символ) склада материалов выпускаемой продукции, а ячейки 3 виде кредита (например, долгосрочный, краткосрочный).
Во второй зоне основного игрового поля (см. фиг. 1) размещены игровые ячейки прямоугольной формы. Размеры верхних ячеек 5 обеспечивают размещение по одной игровой панели и одному вспомогательному игровому элементу. Самая нижняя игровая ячейка 6 обозначает кассу для хранения имитаторов денег, получаемых при реализации выпускаемой продукции и при получении кредитов. Из кассы можно брать деньги для выпуска продукции (оплата материалов и работы), покупки оборудования и зданий, переналадки оборудования, разработки новых видов продукции, освоения новых рынков, а также выплаты различных отчислений (налоги, амортизация, проценты по займам и др.).
В третьей зоне основного игрового поля (см. фиг. 2) размещены игровые ячейки 4 прямоугольной формы и игровые ячейки 3 квадратной или кольцевой формы. Ячейки 4 имеют информационное обозначение складов готовой продукции, размеры каждой ячейки 4 обеспечивают одновременное размещение по меньшей мере двух основных игровых элементов.
В четвертой зоне основного игрового поля (см. фиг. 2) размещены игровые ячейки 3 квадратной или кольцевой формы. Ячейки 3 имеют информационное обозначение статей расходов. В каждой из игровых ячеек 3 размещается не более одного основного игрового элемента.
Вспомогательное игровое поле, являющееся моделью новой фабрики, используется при расширении производственных площадей и выполнено в виде отдельной плоской прямоугольной поверхности 2, на которой имеются игровые ячейки 5 (см. фиг. 3). Ячейки 5 выполнены прямоугольной формы и расположены в один ряд. Размеры каждой ячейки 5 обеспечивают размещение одной игровой панели с одним вспомогательным игровым элементом.
Число основных 1 и вспомогательных 2 игровых полей соответствует количеству играющих или команд.
Игровые панели (см. фиг. 2), являющиеся моделью производственных линий, на которых выпускается продукция, выполнены в виде прямоугольных пластин 7, 8 и 9, имеющих информационное обозначение типа линии производственного оборудования, например ручная, механизированная или автоматическая линия. С одной стороны игровых панелей имеются углубления квадратной или кольцевой формы 10, число которых составляет от одного до трех и зависит от типа линии производственного оборудования. На игровой панели 7, обозначающей ручную линию производственного оборудования, имеется три квадратных или кольцевых углубления 10. На игровой панели 8, обозначающей механизированную линию два квадратных или кольцевых углубления 10, а на игровой панели 9, обозначающей автоматическую линию одно квадратное или кольцевое углубление 10. Размеры каждого квадратного или кольцевого углубления 10 обеспечивают размещение одного основного игрового элемента.
Имитаторы денег выполнены в виде плоских дисков одинаковой толщины (жетонов) или дисков со сквозными отверстиями в центре. На дисках нанесено число, характеризующее их достоинство, например 1 и 10 миллионов. Имитаторы денег разного достоинства имеют различный цвет. Основная часть денег находится в банке, откуда они поступают предприятиям при реализации продукции или получении кредита.
Основные игровые элементы используются для хранения отчислений и для представления единиц готовой продукции или находящейся в производстве и выполнены в виде стаканчиков, внутренний диаметр которых больше наружного диаметра имитаторов денег (дисков). Основные игровые элементы могут быть выполнены в виде дисков, в центре которых жестко установлен направляющий стержень, предпочтительно кольцевого сечения, для размещения имитаторов денег дисков со сквозными отверстиями в центре. Основные игровые элементы имеют одинаковые размеры и форму.
Вспомогательные игровые элементы, являющиеся обозначением выпускаемой продукции, выполнены в виде прямоугольных пластин, имеющих по меньшей мере на одной из поверхностей информационное обозначение вида выпускаемой продукции. При этом число видов вспомогательных игровых элементов соответствует числу видов выпускаемой продукции.
Индикатор определения игровой ситуации позволяет уточнять условия реализации продукции и может быть выполнен в виде игрального кубика, электронного кубика или генератора случайных чисел. Игровая ситуация может также определяться неформальной деятельностью команд во время торгов за заказы на реализацию продукции.
Игровые двумерные таблицы предназначены для определения условий реализации продукции. Вместо таблиц могут быть использованы графики, имеющие тот же смысл. Игровая таблица или график определяют условия реализации продукции в виде пары чисел (в таблице) или точки на плоскости с двумя координатами (в графике), где первое число (первая координата) задает количество единиц реализуемой продукции, а второе число (вторая координата) - цену реализации. Количество таблиц соответствует количеству условий реализации продукции, например четырем, если игра проводится в четырех вариантах. В отдельных вариантах проведения игры условия реализации могут задавать лишь цену на всю готовую продукцию.
Игра осуществляется следующим образом. Перед началом игры вспомогательные игровые поля, игровые панели и вспомогательные игровые элементы находятся в банке. Каждый играющий получает основное игровое поле, на котором нужно выставить начальную позицию.
Затем игра может проводиться в одном из фиксированных вариантов. При использовании простого варианта игра может проводиться без ведущего. Более сложные варианты игры должны проводиться ведущим игротехником. Производственный цикл повторяется ежемесячно (ежеквартально) и включает в себя: размещение заказов, оплату материалов, собственно производство и перевод продукции на склад готовой продукции, которая реализуется партиями на основании данных из таблиц (графиков) для определения условий реализации продукции.
Если в начале игры каждое предприятие у всех играющих имеет одну фабрику, оборудование во всех цехах, выпускает один вид продукции и реализует ее по цене, определяемой индикатором из игральных таблиц (графиков), то в процессе игры предприятие, у каждого из играющих, может приобретать новые помещения, используя игровые ячейки вспомогательного игрового поля, приобретать новое или переналаживать существующее оборудование, проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, осваивать выпуск новых видов продукции или сворачивать производство.
При этом получение денег в игре происходит только в результате производственной деятельности, когда играющие выпускают и продают продукцию.
Дальнейшие правила игры согласно предложенному изобретению иллюстрируются следующими примерами.
Пример 1. Ежемесячный производственный цикл состоит из следующих операций, выполняемых игроками в определенной последовательности.
1. Перевод готовой продукции на склад готовой продукции. Для этого необходимо снять основные игровые элементы (стаканчики) с крайних правых квадратных или кольцевых углублений 10 игровых панелей, размещенных в игровых ячейках 5 второй зоны основного игрового поля (фиг. 1), и поставить их в игровую ячейку 4 третьей зоны основного игрового поля (фиг. 2), обозначающей склад готовой продукции.
2. Продвижение продукции в цехах. В остальных игровых ячейках 5 на игровых панелях переместить основные игровые элементы на одно квадратное или кольцевое углубление 10 каждой игровой панели вправо.
3. Приобретение цехов. Для покупки новых производственных помещений необходимо взять в банке вспомогательное игровое поле, обозначающее новую фабрику (фиг. 3). Играющие могут покупать любое количество цехов новой фабрики. Затем взять из игровой ячейки 6, обозначающей кассу, имитаторы денег (диски), например, из расчета 5 млн. за один цех, и положить их в основной игровой элемент, размещенный в четвертой зоне, где собираются средства за покупку зданий. После этого в купленных цехах играющие могут устанавливать любое производственное оборудование.
4. Продажа оборудования. Если играющий захочет продать ненужное оборудование, то необходимо снять игровую панель продаваемой линии производственного оборудования и отдать в банк. Затем из основного игрового элемента (стаканчика), где собираются средства за покупку оборудования, взять сумму, равную покупной цене оборудования, и положить ее в свою кассу.
5. Продажа цехов. Если играющий захочет продать ненужный цех, то необходимо деньги из основного игрового элемента, где собираются средства за покупку зданий, положить в свою кассу из расчета, например, 5 млн. за каждый продаваемый цех. При этом в цехе, предназначенном для продажи, не должно стоять оборудование.
6. Выполнение исследовательских работ. Если играющий захочет выполнять исследования по освоению новых видов продукции, то он должен положить из своей кассы, например, 2 млн. в основной игровой элемент, где собираются средства за разработку новых видов продукции (одна из игровых ячеек квадратной или кольцевой формы, размещенная в четвертой игровой зоне основного игрового поля). Одновременно можно выполнять исследования по любому количеству новой продукции. На исследования необходимо потратить время и деньги. После полного завершения исследований по какой-либо продукции можно установить новое оборудование (игровые панели) для выпуска новой продукции или переналадить существующее.
7. Установка нового оборудования. Если после покупки новых производственных помещений играющий захочет установить в цехе новую линию производственного оборудования, то необходимо заплатить из кассы в основной игровой элемент, где собираются средства за покупку оборудования, стоимость покупаемого оборудования. После этого можно взять из банка необходимую игровую панель (новое оборудование). Стоимость различных видов оборудования различная. Менее производительное стоит меньше, более производительное больше.
8. Переналадка оборудования. Если играющий захочет переналадить любую свою линию, выпускающую какую-либо продукцию, на выпуск другой продукции, он должен взять из своей кассы сумму, равную стоимости переналадки данного оборудования, и положить в основной игровой элемент, размещенный в игровой ячейке 3 квадратной или кольцевой формы в четвертой игровой зоне основного игрового поля, где собираются средства за переналадку оборудования. Затем в банке нужно взять вспомогательный игровой элемент, обозначающий вид продукции, на которую переналаживается линия, и заменить на нее вспомогательный элемент, обозначающий старый вид продукции в цехе. Переналаживать оборудование можно на ту продукцию, по которой у играющих полностью проведены исследования. При этом переналаживаемое оборудование должно быть свободно, т. е. на линии (игровой панели) не должно быть основного игрового элемента.
9. Запуск заказов в работу. Если у играющего есть свободная линия, на которой не находится в работе заказ, т. е. на линии не стоит основной игровой элемент, то на ней можно запустить в работу заказ. Для этого со склада материалов необходимо взять основной игровой элемент с оплаченными материалами, например 1 млн. положить в него имитатор денег достоинством в 1 млн. (стоимость работы) и установить на крайнее левое квадратное или кольцевое углубление 10 игровой панели (свободной линии). При этом на любой линии не может находиться более одного основного элемента.
10. Реализация продукции. Если у играющего на складе готовой продукции есть какое-то количество готовой продукции, то ее можно продавать. Для определения цены продаваемой продукции нужно воспользоваться индикатором и игровой таблицей или графиком.
Готовая продукция относится в банк, где играющий получает необходимую сумму от реализации продукции.
11. Подготовка новых заказов. Для запуска в работу в следующем месяце заказов каждый играющий должен поставить в ячейки 4 первой зоны основного игрового поля (склад материалов) нужное количество основных игровых элементов (стаканчиков) и в каждый из них положить из своей кассы сумму в зависимости от вида продукции (оплатить стоимость материалов).
На этом все действия играющих по текущему месяцу закончены. После этого можно переходить к следующему месяцу, начиная выполнение операций с пункта 1.
Пример 2. Деятельность играющих каждый месяц выполняется как в примере 1. По окончанию каждого квартала (через три месяца) выполняются следующие действия.
1. Выплата издержек по цехам, амортизации оборудования, процентов по кредиту.
2. Получение в банке новых кредитов.
3. Заполнение финансовой ведомости и расчет прибыли. Финансовая ведомость может включать в себя графы для расчета общих издержек, прихода и расхода денежных средств, определения суммы актива и пассива предприятия.
4. Выплата налога в бюджет в виде некоторого процента от прибыли.
Подведение итогов игры и определение победителя. Поскольку каждый играющий использует свою стратегию развития производства, отличающуюся по эффективности от стратегий других играющих, то и накопленный играющими капитал будет различным.
Продолжительность игры определяется самими играющими. Игру можно завершить в конце любого месяца, подсчитать доходы и определить победителя. Для этого необходимо, чтобы каждый играющий переложил все деньги из основных игровых элементов, размещенных на складе материалов, на игровых панелях (на линиях незавершенного производства), на складе готовой продукции, а также из основных игровых элементов, где собирались средства за покупку зданий и оборудования в кассу. Это все заработанные играющими деньги.
Деньги из основных игровых элементов, где собирались средства за переналадку оборудования, разработку новых видов продукции и другие отчисления, являются расходами играющего и в итоговую сумму не включаются.
Затем каждый играющий должен пересчитать деньги в своей кассе. Победителем будет тот, у кого больше денег.
Определение победителя в вариантах игры, при которых заполняется финансовая ведомость, осуществляется на основании величины собственных средств (собственного капитала), полученной из финансовой ведомости.
Возможны другие варианты использования настольной деловой игры, включающие такие важные экономические операции, как коммерческий кредит, факторинг, лизинг, работа с ценными бумагами и пр.
Использование деловой игры позволяет развивать у играющих инициативу, гибкость мышления, быстроту реакции, принятие нетривиальных решений, умение разрабатывать эффективную стратегию производства на длительный срок, оценивать и контролировать предпринимательский риск.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАСТОЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА | 2003 |
|
RU2271240C2 |
СПОСОБ РАЗВЛЕЧЕНИЙ "РЕЙЗ ПОКЕР" | 2004 |
|
RU2261745C1 |
Игровой автомат | 1988 |
|
SU1650173A1 |
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА "РЫНОК" | 1991 |
|
RU2090231C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ "КРЕСТИКИ-НОЛИКИ" В ТРЕХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ | 2005 |
|
RU2294231C1 |
НАСТОЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА | 2000 |
|
RU2195989C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ "КРЕСТИКИ-НОЛИКИ" В ТРЕХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ | 2005 |
|
RU2296605C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ "КРЕСТИКИ-НОЛИКИ" В ТРЕХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ | 2005 |
|
RU2294232C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ "КРЕСТИКИ-НОЛИКИ" В ТРЕХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ | 2005 |
|
RU2294233C1 |
ИГРОВОЕ УСТРОЙСТВО | 2004 |
|
RU2275953C1 |
Использование: в настольных играх, средствах для обучения.
Сущность изобретения: настольная игра содержит основное и дополнительное игровые поля с игровыми участками, основные и дополнительные игровые элементы, игровые таблицы, имитаторы денег и индикатор определения игровой ситуации, при этом игра дополнительно снабжена игровыми карточками в виде прямоугольных пластин, одна сторона которых имеет игровую зону для размещения одного основного игрового элемента, причем основные игровые элементы выполнены в виде стаканчиков, дополнительные игровые элементы - в виде прямоугольных пластин, а имитаторы денег - в виде дисков одинаковой толщины с наружным диаметром меньше внутреннего диаметра стаканчика. Форма и площадь игровых участков игровых полей соответствует форме и площади игровых элементов и игровых карточек. 3 з. п. ф-лы, 4 ил.
Патент США N 3539189, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1996-10-10—Публикация
1993-08-06—Подача