РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК Российский патент 1996 года по МПК F16C17/18 

Описание патента на изобретение RU2067698C1

Изобретение относится к радиальным опорным узлам.

Известен радиальный подшипник, содержащий корпус, установленную в нем с зазором и с возможностью вращения и охватывающую с зазором цапфу вала плавающую подшипниковую втулку со сквозными отверстиями, соединяющими зазоры соответственно между корпусом и упомянутой втулкой и между последней и цапфой вала, а также выполненные в корпусе и расположенные в поперечном сечении под углом к радиусу подшипника маслоподводящие каналы, входящие в зазор между корпусом и плавающей подшипниковой втулкой [1]
Недостатком известного подшипника является недостаточная скорость вращения плавающей подшипниковой втулки для повышения демпфирующих свойств.

Техническим результатом изобретения является повышение демпфирующих свойств.

Это обеспечивается тем, что в радиальном подшипнике, содержащем корпус, установленную в нем с зазором и с возможностью вращения и охватывающую с зазором цапфу вала плавающую подшипниковую втулку со сквозными отверстиями, соединяющими зазоры соответственно между корпусом и упомянутой втулкой и между последней и цапфой вала, а также выполненные в корпусе и расположенные в поперечном сечении под углом к радиусу подшипника маслоподводящие каналы, входящие в зазор между корпусом и плавающей подшипниковой втулкой, упомянутые маслоподводящие каналы расположены по касательной к наружной поверхности подшипниковой втулки, а на ее наружной поверхности в зоне входной части каждого отверстия выполнены выемки с по меньшей мере одной боковой поверхностью для отражения вытекающего из маслоподводящих каналов масла. Кроме этого, выемки могут быть выполнены клиновидной формы или выемки могут быть выполнены симметричными относительно продольной оси сквозных отверстий, расположенных в подшипниковой втулке радиально.

На фиг.1 представлен продольный разрез радиального подшипника (согласно I-I на фиг. 2), на фиг. 2 поперечный разрез II-II на фиг. 1, на фиг.3 - частичный поперечный разрез радиального подшипника с симметричной втулкой.

Радиальный подшипник установлен в корпусе 10 и содержит смонтированную в нем с зазором 14 и с возможностью вращения и охватывающую с зазором 15 цапфу вала 11 плавающую подшипниковую втулку 12 со сквозными отверстиями 13, соединяющими зазоры 14 и 15. В корпусе 10 выполнены маслоподводящие каналы 16, расположенные в поперечном сечении под углом к радиусу подшипника и входящие в зазор 14 между корпусом 10 плавающей подшипниковой втулкой 12. Маслоподводящие каналы 16 расположены по касательной к наружной поверхности подшипниковой втулки 12. На наружной поверхности втулки 12 в зоне входной части каждого сквозного отверстия 13 выполнены выемки 17. По меньшей мере одна из ее боковых поверхностей 18 расположена с наклоном таким образом, что обеспечивает отражение вытекающего из соответствующего маслоподводящего отверстия 16 масла.

Поперечное сечение выемки 17 (фиг.2) выполнено клиновидной формы, боковая поверхность 18 в котором является отражающей для входящего масла.

Как вариант исполнения (фиг. 3) сквозное отверстие 13 в подшипниковой плавающей втулке 12 выполнено по радиусу, в этом случае поперечное сечение выемки 17 выполнено симметричным относительно продольной оси отверстия 13. Ее боковые поверхности 18а являются отражающими для входящего масла (в зависимости от направления вращения вала 11).

Подшипниковая плавающая втулка на ее внутренней поверхности имеет продольные карманы 20.

При вращении вала масло под давлением поступает через маслоподводящие отверстия 16 в полость зазора 14, попадает на боковую поверхность 18 или 18а выемок 17 и приводит подшипниковую втулку во вращение (штриховая стрелка). Из выемок 17 масло направляется через ориентированные по касательной сквозные отверстия 13 в карманы 11 и в полость зазора 15.

За счет воздействия противоположно направленного вращающего момента вала 11 на подшипниковую втулку 12 ее вращение замедляется. Это гидравлическое торможение втулки 12 осуществляется бесконтактным образом.

За счет выполнения симметричных выемок с двумя отражающими поверхностями могут предупреждаться погрешности установки.

Изобретение позволяет исключить механическое арретирование, уменьшить мощности на трения и вибрации вала.

Похожие патенты RU2067698C1

название год авторы номер документа
Подшипниковый узел (его варианты) 1988
  • Дитер Гласс
  • Вильфрид Айксельбергер
  • Петер Бюрер
SU1734579A3
ГАЗООХЛАЖДАЕМАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Ханс Циммерманн[Ch]
  • Шандор Понграч[Ch]
RU2080731C1
Осевой опорный узел с компенсацией перекоса 1989
  • Йозеф Беттиг
SU1806302A3
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ И СИЛОВАЯ МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДВОДА ПАРА В ТУРБИНУ 1992
  • Хайнц Фрей[Ch]
RU2080456C1
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР 1995
  • Йозеф Шванда
RU2146773C1
ФОРСУНКА 1990
  • Якоб Келлер[Ch]
RU2011117C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ВАЛОМ 1994
  • Ханс Циммерманн
RU2119226C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ КОНЦОВ ВИТКОВ ЛОБОВОЙ ЧАСТИ СТАТОРНОЙ ОБМОТКИ В ДИНАМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ 1990
  • Даниель Хедигер[Ch]
  • Ханс-Вернер Станковски[De]
RU2012120C1
ТОКОПОДВОДЯЩАЯ ОСЬ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Карл Шелльхорн[De]
RU2075811C1
РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА 1994
  • Йоханн Кляйнбургер
  • Ханс Циммерманн
RU2144252C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 067 698 C1

Реферат патента 1996 года РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК

Использование: в машиностроении для опорных узлов с плавающей втулкой. Сущность изобретения: радиальный подшипник содержит установленную с возможностью вращения в корпусе и охватывающую с зазором цапфу вала плавающую подшипниковую втулку со сквозными отверстиями. В корпусе выполнены расположенные в поперечном сечении под углом к радиусу подшипника маслоподводящие каналы, размещенные по касательной к наружной поверхности подшипниковой втулки. На наружной поверхности втулки в зоне входной части отверстий выполнены выемки с одной боковой поверхностью, отражающей масло. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 067 698 C1

1. Радиальный подшипник, содержащий корпус, установленную в нем с зазором и с возможностью вращения и охватывающую с зазором цапфу вала, плавающую подшипниковую втулку со сквозными отверстиями, соединяющими зазоры соответственно между корпусом и втулкой и между последней и цапфой вала, а также выполненные в корпусе и расположенные в поперечном сечении под углом к радиусу подшипника маслоподводящие каналы, входящие в зазор между корпусом и плавающей подшипниковой втулкой, отличающийся тем, что маслоподводящие каналы расположены по касательной к наружной поверхности подшипниковой втулки, а на ее наружной поверхности в зоне входной части каждого отверстия выполнены выемки с по меньшей мере одной боковой поверхностью для отражения вытекающего из маслоподводящих каналов масла. 2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что выемки выполнены клиновидной формы. 3. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что сквозные отверстия в подшипниковой втулке выполнены радиально, а выемки симметрично относительно продольной оси отверстий.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2067698C1

Германия, N 2945821, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 067 698 C1

Авторы

Хорст Бертольд[De]

Вольфганг Дибольд[Ch]

Маркус Лоос[De]

Даты

1996-10-10Публикация

1992-12-24Подача