Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в быстроходныхтурбомашинах с эксплуатационными нагрузками, действующими в осевом и радиальном направлениях.
Цель изобретения - повышение нагрузочной способности путем обеспечения радиальной и осевой упругости узла.
На фиг. 1 изображена аксонометрическая проекция предмета изобретения; на фиг. 2 и 3- соответственно два вида на фиг. 1 в двух перпендикулярных друг другу направлениях проектирования; на фиг. 4 - осевое сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 5 и 6 - осевое сечение или вид сбоку с вариантами количества перемычек; на фиг. 7 и 8 - соответственно сечения Б-Б и 8-В на фиг. 5.
В представленном на фиг. 1 первом примере выполнения позицией 1 обозначен
крепежный фланец, который с корпусом подшипника 2 выполнен монолитно. Фланец предназначен для крепления корпуса подшипника, например, внутри корпуса вала турбокомпрессора, работающего на отработавшем газе, а именно на стороне компрессора, к которой направлено осевое смещение турбины. Отверстие 3 предназначено для подшипниковой втулки, которая путем горячей посадки глухо посажена в отверстии и предназначена для того, чтобы устанавливать подшипник скольжения, и на ее торцовой стороне упорный подшипник известной конструкции.
.Необходимую эластичность опорного узла под воздействием эксплуатационных нагрузок, это возможное во всех направлениях определенное угловое отклоление корпуса 2, получают благодаря наличию пазов
ел
с
00
о о со
о ю
СлЗ
в корпусе 2, которые проходят в двух параллельных плоскостях и допускают квазикарданную подвижность корпуса относительно жестко соединенного с корпусом вала фланца.
Непосредственно смежно-с фланцем имеется два радиально противоположных паза 4, оба конца которых на периметре корпуса 2 заканчиваются соответственно на перемычке 5. Концы 6 шлицов имеют расширения, благодаря чему перемычки 5 сохраняют простирание в осевом направлении такой длины, которая при ожидаемых эксплуатационных нагрузках обеспечивает изгиб корпуса 2 вокруг проходящей через обе диаметрально противоположные перемычки..
Размеры перемычек 5 выбраны относительно момента сопротивления и осевой нагрузки с учетом длительной прочности,
Два смещенных относительно пазов 4 на 90° паза 7 одинаковых размеров и одинаковой формы ограничивают две также диаметрально противоположных перемычки 8. Пазы 7 разделяют корпус 2 подшипника на среднюю часть 9 корпуса и наружную часть 10 корпуса. Последняя предназначена для восприятия не показанной на чертеже под- шипниковой втулки, которая имеет втулку, скользящего подшипника и сегменты установочного упорного кольца известной конструкции для упорного подшипника.
Эта подшипниковая втулка запрессована в горячем состоянии в отверстие 3, причем горячая прессовая посадка простирается только по зоне наружной части Ю.корпуса, однако с помощью отверстия в средней части 9 корпуса ограничивается кольцевое пространство для подачи смазки к поверхностям скольжения подшипника.
Перемычки 5 и 8 образуют шарниры,
которые принимают участие в перекосе
. упорного подшипника, не вызывая приэтом
достойной упоминания деформации частей
9 и 10 корпуса.
. При использовании более крупных и более тяжелых роторов и тем самым воспринимающих большую нагрузку подшипников, в которых опору расположенных между перемычками 5 или 8 сегментов упорного подшипника недостаточно, чтобы предотвратить их недопустимую деформацию, могут использоваться представленные на фиг. 5-8 примеры. Их конструкция от примеров выполнения с двумя перемычками 5 или 8 в обоих пазах 4 и 7 тем, что в их шлицевых плоскостях соответственно с четырьмя шлицами 11 и 12 имеется соответственно четыре перемычки 13 или .14.
Перемычки 13 между пазами 11 относительно перемычек 14 между пазами 12 смещены на угол 45° в направлении окружности относительно друг друга (см. фиг. 7 и В). На фиг.
8 штрихпунктирными линиями изображен контур перемычки 13 с фиг. 7, который показывает угловое отношение к перемычкам 14.
С целью пояснения здесь выполнено
следующее: в этом так называемом четырехточечном варианте опора в соответствии с этим осуществляется в каждом месте приложения сил четырехсегментного упорного подшипника. Таким образом, здесь силовой поток с помощью четырех опор направляется на эластичное пружинное кольцо 15 и отсюда вновь на уже отмеченные выше четыре смещенные на угол 45° опоры на крепежном фланце. Эта четырехточечная опора также работает без износа и пригодна предпочтительно для замены используемых в настоящее время опорных узлов. В этой связи необходимо обращать внимание на то, что промежуточное кольцо
15 нагружено только на изгиб, поскольку с целью минимального осевого деформирования возможна разработка осевой конструкции.
Формула изобретения
1. Осевой опорный узел с компенсацией перекоса, содержащий цилиндрический корпус для установки радиального подшипника скольжения и сегментов упорного подшипника с крепежным фланцем для крепления цилиндрического корпуса в корпусе вала вращающейся машины и с пазами, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности путем
обеспечения радиальной и осевой упругости узла, пазы выполнены на цилиндрическом корпусе с образованием смежной с фланцем средней части и наружной части, в двух перпендикулярных продольной оси
корпуса плоскостях, прерванными по периметру, переменного сечения и с расширенными основаниями в параллельном оси корпуса направлении, с образованием по меньшей мере по одной паре диаметрально
противоположных перемычек, причем перемычки одной плоскости смещены относительно перемычек второй плоскости на половину углового расстояния двух находящихся в одной плоскости смежных перемычек/
2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что в плоскостях расположения пазов имеется по одной паре перемычек, которые смещены одна относительно другой по окружности на угол 90°..
3. Узел по п. 1, от пинающийся тем, что в плоскостях расположения пазов имеется по две пары перемычек, которые сме6
1
щены по окружности одна относительно другой на угол 45°.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОСЕВАЯ ТУРБОУСТАНОВКА | 1996 |
|
RU2161729C2 |
Подшипниковый узел (его варианты) | 1988 |
|
SU1734579A3 |
ВПУСКНОЙ КОРПУС ДЛЯ ОДНОПОТОЧНОЙ ОСЕВОЙ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ | 1991 |
|
RU2069769C1 |
Волновой обменник давления | 1990 |
|
SU1834990A3 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР СО СТАБИЛИЗИРУЮЩИМ ПОТОК КОРПУСОМ | 1994 |
|
RU2117825C1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2174278C2 |
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР | 1995 |
|
RU2146773C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ВАЛОМ | 1994 |
|
RU2119226C1 |
Ядерный реактор с вертикально размещенным вентилятором над парогенератором | 1988 |
|
SU1809929A3 |
ОСЕВАЯ ПРОТОЧНАЯ ТУРБИНА | 1993 |
|
RU2109961C1 |
Использование: в быстроходных турбо- машинах. Сущность изобретения: осевой опорный узел с компенсацией перекоса для турбомашины имеет крепежный фланец и сопряженный с ним корпус подшипника, который с помощью по меньшей мере одной пары пазов в двух плоскостях разделен на среднюю и наружную части корпуса. Пазы на концах расширены и эти концы ограничивают соответственно по меньшей мере одну пару диаметрально противоположных перемычек в указанных плоскостях. Перемычки выполняют функцию жесткого шарнира для демпфирования вызванных эксплуатационными нагрузками угловых отклонений вала. Перемычки обеих, плоскостей смещены относительно друг друга на угол 90°, в общем случае на половину этой угловой величины. Конструкция повышает нагрузочную спо собность путем обеспечения радиальной и осевой упругости узла. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
658
Фиг.З
е.
к /
2А-А
2
I :
,10
-6
-7
Фиг.Ц.
г.7
./
УНИФИЦИРОВАННЫЙ ПРОЦЕДУРНЫЙ ТРЕНАЖЕР ЛЕТНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2004 |
|
RU2279141C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-03-30—Публикация
1989-11-23—Подача