Изобретение предназначено для определения нагруженности и накопления усталостной повреждаемости элементов конструкции самолетов и относится к области авиации, а именно к области оценки прочности и вопросам технической эксплуатации авиационной техники.
Известны бортовые счетчики ресурса, в состав которых входят специальные датчики деформации, устанавливаемые в критических зонах конструкции, информация от которых поступает в вычислительную аппаратуру, устанавливаемую на самолет [1]
Одним из основных недостатков такой системы является необходимость проведения специальных мероприятий по обслуживанию датчиков и связанной с ними аппаратуры, требующих обучения технического персонала эксплуатирующих организаций и усложняющих эксплуатацию самолета. Анализ результатов, выдаваемых счетчиком, в случае сомнений в их достоверности, отказов и сбоев датчиков, преобразователей, других элементов системы, вмешательства экипажа в работу системы, превышения эксплуатационных ограничений и т.д. путем тестирования системы достаточно трудоемок и, кроме того, требует дополнительной информации о параметрах полета, действиях экипажа и т.п. например, от штатных средств объективного контроля.
Наиболее близким техническим решением является аппаратура, основанная на обработке информации от штатных бортовых средств объективного контроля (СОК), содержащая устройство селекции и ввода полетных данных, устройство ввода информации об остатке топлива, пульт контроля и ввода служебных параметров и энергонезависимое запоминающее устройство. При этом накопители информации снимаются с самолета после каждого полета и обрабатываются в наземных вычислительных центрах. Основными недостатками такой системы индивидуального учета ресурса являются: значительное повышение трудозатрат при эксплуатации, увеличение загрузки вычислительных центров и низкая оперативность получения информации.
Техническим результатом, достигаемым при использовании изобретения, является обеспечение автоматического учета эквивалентной наработки за весь период эксплуатации.
Технический результат достигается тем, что в устройство для вычисления расхода ресурса планера самолета, содержащее устройство селекции и ввода полетных данных, устройство ввода информации о топливе, а также взаимосвязанные между собой пульт контроля и ввода служебных параметров и энергонезависимое запоминающее устройство, дополнительно введены блок вычисления эквивалентной наработки и подключенное к его выходу устройство документирования, причем блок вычисления эквивалентной наработки выполнен в виде блока фильтрации входной информации, взаимосвязанных с ним блока расчета эквивалентной наработки и блока определения режима полета, а также блока анализа результатов и подготовки выходной информации, взаимосвязанного с пультом контроля и ввода служебных параметров и энергонезависимым запоминающим устройством, при этом первый, второй и третий входы блока фильтрации входной информации подключены соответственно к первым выходам устройства селекции и ввода полетных данных, устройства ввода информации о топливе и энергонезависимого запоминающего устройства, вход блока определения режима полета соединен со вторым выходом устройства ввода информации о топливе, а выход подключен к входу блока расчета эквивалентной наработки, выход которого соединен со входом блока анализа результатов и подготовки выходной информации, выход которого является выходом вычислителя эквивалентной наработки.
На чертеже изображена структурная схема устройства.
Устройство содержит устройство 1 селекции и ввода полетных данных (УСВПД), устройство 2 ввода информации о топливе (УВИТ), пульт 3 контроля и ввода служебных параметров (ВКВСП), блок 4 вычисления эквивалентной наработки, энергонезависимое запоминающее устройство 5 (ЗУ), устройство 6 документирования (УД).
Блок 4 вычисления, в свою очередь, состоит из блока 7 фильтрации входной информации (БФВИ), блока 8 определения режима полета (БОРП), блока 9 расчета эквивалентной наработки (БРЭН) и блока 10 анализа результатов и подготовки выходной информации (БАПВИ).
Устройство работает следующим образом.
Бортовые средства объективного контроля передают информацию в устройство 1 селекции и ввода полетных данных, которое производит селекцию необходимых для проведения расчетов эквивалентной наработки данных из всего информационного массива, вырабатываемых штатными бортовыми средствами объективного контроля. При этом отбираются такие параметры, как:
полетное время;
бортовой номер самолета;
дата вылета;
перегрузка в центре тяжести самолета ny(t);
воздушная скорость V(t);
высота полета Н (t);
конфигурация планера (положение элементов механизации крыла, угол стреловидности крыла, положение шасси).
После получения необходимой информации устройство 1 производит передачу отобранных значений параметров в вычислитель 4. Передача осуществляется методом прерывания, или прямого доступа в память.
Данные об остатке топлива в виде параллельного двоичного кода поступают в устройство 2 ввода информации о топливе из топливной системы самолета. УВИТ производит прием информации, предварительную обработку и запоминание. По команде вычислителя 4 УВИТ передает ему данные об остатке топлива. Пульт 3 контроля и ввода служебных параметров обеспечивает режим контроля устройства и ввода в энергонезависимое запоминающее устройство 5 служебных параметров, таких как:
масса находящегося на борту груза;
тарировочные характеристики датчиков полетной информации СОК;
величину размерности единицы младшего разряда датчиков полетной информации СОК.
После сбора всех необходимых для проведения расчетов данных вычислитель 4 переходит к решению задачи, для этого в его программном обеспечении реализованы следующие алгоритмы:
фильтрации входных данных с целью защиты от сбоев и искажений полетной информации в процессе преобразований и передачи, осуществляемой блоком БФВИ 7;
вычисления полетной массы, состоящей из шасси самолета, топлива и груза, осуществляемой в блоке БРЭН 9;
определение этапа полета (руление, взлет, полет, снижение, приземление) для принятия решения о начале (конце) процесса вычисления эквивалентной наработки элементов авиаконструкции, осуществляемое блоком БОРП 8;
анализа результатов расчета и программной поддержки процесса вывода результатов расчетов эквивалентной наработки в устройство 6 документирования, осуществляемое блоком БАПВИ 10.
После принятия решения о начале производства вычислений эквивалентной наработки блок БРЭН 9 вычислителя 4 производит обработку массива полетных данных в следующей последовательности.
1. Определяются экстремумы сигнала перегрузки в центре тяжести ni, где i порядковый номер экстремума. Поступающие с исходной частотой сигналы величины перегрузки ny сравниваются между собой, при этом соответствующим экстремумом n
2. Величины экстремумов пересчитываются в значения изгибающих моментов (номинальных напряжений) в j-той критической точке конструкции по соотношениям, полученным на основе исследования корреляционных зависимостей напряжений в элементах и перегрузки в центре масс. Пересчет ведется при помощи соотношения вида
где M
где изгибающий момент в сечении;
составляющая веса конструкции самолета, как правило, известная константа;
составляющая, учитывающая влияние веса и размещения топлива;
составляющая, учитывающая влияние веса и размещения груза;
составляющая от аэродинамических нагрузок.
Величина зависит от размещения и порядка выработки топлива и определяется текущим значением остатка топлива по формулам вида
где m
K1,2. b1,2. известные константы.
Значение вычисляется по аналогичным формулам.
Аэродинамические составляющие нагрузок различны для разных режимов полета. Поэтому вначале определяется режим полета. Для идентификации режима используется набор признаков. Здесь могут быть: диапазон высот, скоростей, состояние механизации, обжатие стоек шасси и др. Каждому режиму соответствует свое сочетание признаков.
Для каждого режима вычисляется одним из способов:
1) по величине полной массы самолета m по формулам типа
где i номер режима полета,
ai, Ci известные коэффициенты;
2) по величине скоростного напора q и коэффициента подъемной силы Cy:
где еi, fi известные коэффициенты, q qo•qн,
здесь ; qн f(Vпр, H),
Vпр, Н приборная скорость и высота.
где Sкр площадь крыла.
В тех случаях, когда критическое место конструкции при наземных режимах находится в области сжатия, для правильного расчета повреждаемости при формировании последовательности экстремумов в ее начало и конец необходимо добавить значения M
3. По модифицированному алгоритму метода "дождя" в реальном масштабе времени производится обработка последовательно выделяемых экстремумов с целью выделения повреждающих циклов нагружения и вычисления повреждаемости для эквивалентных (по Одингу) циклов с использованием кривой усталости вида N(M
Число считанных и удерживающих в оперативной памяти экстремумов ограничено числом Nвл. При обнаружении конца последовательности размахи, не вошедшие в число выделенных полных циклов, обрабатываются как полуциклы, повреждаемость от которых суммируется с повреждаемостью от выделенных полных циклов.
4. По окончании полета полученное значение повреждаемости ξпол относится к известной повреждаемости "типового ресурсного полета" ξт.п., в результате чего получается величина эквивалентной наработки j-й критической точки конструкции в данном полете:
которая суммируется с предыдущей наработкой.
В случае определения этапов полета снижение и приземление вычислитель производит передачу результатов проведенных расчетов в энергонезависимое ЗУ и в устройство документирования. УД обеспечивает регистрацию полученных параметров на "твердый" носитель в виде алфавитно-цифровой информации, визуально доступной для оператора. УД производит регистрацию следующей информации:
бортовой номер самолета;
дата полета;
величина эквивалентной наработки авиаконструкции в последнем полете;
величина эквивалентной наработки авиаконструкции за весь период эксплуатации;
результаты проведения встроенного контроля устройства и отклонений в работе бортовой СОК.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ РЕСУРСА И СПЕКТРА НАГРУЗОК ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНЕРА МАНЕВРЕННЫХ САМОЛЕТОВ | 2011 |
|
RU2473959C1 |
СПОСОБ ВЫЧИСЛЕНИЯ ЭКВИВАЛЕНТНОЙ НАРАБОТКИ ПЛАНЕРА САМОЛЕТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2097830C1 |
Способ мониторинга в условиях вибрационных испытаний переменной нагруженности и усталостной повреждаемости конструкции беспилотных воздушных судов вертолетного типа | 2022 |
|
RU2772086C1 |
СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ | 2009 |
|
RU2427802C1 |
Интегрированная вычислительная система самолета МС-21 | 2017 |
|
RU2667040C1 |
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2592467C1 |
МАЛОГАБАРИТНАЯ СИСТЕМА СБОРА И РЕГИСТРАЦИИ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ | 2011 |
|
RU2454713C1 |
СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ | 2010 |
|
RU2423671C1 |
СПОСОБ МОНИТОРИНГА НАГРУЗОК И НАКОПЛЕННОЙ УСТАЛОСТНОЙ ПОВРЕЖДАЕМОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА | 2015 |
|
RU2599108C1 |
СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ | 2005 |
|
RU2287132C1 |
Использование: устройство предназначено для вычисления и индивидуального учета расхода ресурса планера путем автоматического вычисления на борту самолета эквивалентной наработки элементов конструкции планера самолета по параметрам полета, получаемым от штатной системы объективного контроля. Сущность изобретения: в состав входят устройство 1 селекции и ввода полетных данных, устройство 2 ввода информации об остатке топлива, пульт 3 контроля и ввода служебных параметров и энергонезависимое запоминающее устройство 5, взаимосвязанные с блоком 4 вычисления эквивалентной наработки, а также устройство 6 документирования результатов вычислений. Результаты расчетов выводятся на световое табло устройства документирования, установленного в удобном для доступа месте, а также сохраняются в виде твердой копии. 1 ил.
Устройство для вычисления расхода ресурса планера самолета, содержащее устройство селекции и ввода полетных данных, устройство ввода информации о топливе, а также взаимосвязанные между собой пульт контроля и ввода служебных параметров и энергонезависимое запоминающее устройство, отличающееся тем, что в него дополнительно введены блок вычисления эквивалентной наработки и подключенное к его выходу устройство документирования, причем блок вычисления эквивалентной наработки выполнен в виде блока фильтрации входной информации, взаимосвязанных с ним блока расчета эквивалентной наработки и блока определения режима полета, а также блока анализа результатов и подготовки выходной информации, взаимосвязанный с пультом контроля и ввода служебных параметров и энергонезависимым запоминающим устройством, при этом первый, второй и третий входы блока фильтрации входной информации подключены соответственно к первым выходам устройства селекции и ввода полетных данных, устройство ввода информации о топливе и энергонезависимого запоминающего устройства, вход блока определения режима полета соединен с вторым выходом устройства ввода информации о топливе, а выход подключен к входу блока расчета эквивалентной наработки, выход которого соединен с входом блока анализа результатов и подготовки выходной информации, выход которого является выходом вычислителя эквивалентной наработки.
Исследования по созданию штатных систем БСР для различных типов ЛА | |||
Кн | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ВЕРХНИЙ МНОГОКАМЕРНЫЙ КЕССОННЫЙ ШЛЮЗ | 1925 |
|
SU3516A1 |
The Operational Loads Monitoring System H.-J.Meyer | |||
V | |||
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава | 1917 |
|
SU15A1 |
Jerusalem, Israel. |
Авторы
Даты
1996-10-20—Публикация
1992-06-17—Подача