Изобретение относится к строительству и может быть использовано в конструкциях раздвижных дверей с несколькими полотнами, открытое дверное полотно которых может быть установлено перед закрытым дверным полотном.
Из уровня техники известна дверь, содержащая по крайней мере, одно дверное полотно, установленное с возможностью перемещения по направляющим вдоль дверной коробки, при этом нижняя часть дверного полотна имеет опору качения, связанную с нижней направляющей, а верхняя часть поддерживающее устройство, связанное с верхней направляющей, и неподвижный упор, закрепленный на нижней направляющей с возможностью взаимодействия с торцевой стороной дверного полотна [1]
Известная герметичная дверь характеризуется перемещением полотна относительно рамы одновременно с движением самой рамы и испытывает при переходе от положения открытия к положению закрытия горизонтальную нагрузку.
Задача изобретения повышение надежности в работе и улучшение эксплуатационных качеств.
Задача решается за счет того, что в двери, содержащей, по крайней мере, одно подвижное дверное полотно, установленное с возможностью перемещения по направляющим вдоль дверной коробки, при этом нижняя часть дверного полотна имеет опору качения, связанную с нижней направляющей, а верхняя часть - поддерживающее устройство, связанное с верхней направляющей, и неподвижный упор, закрепленный на нижней направляющей с возможностью взаимодействия с торцевой стороной дверного полотна, опора качения выполнена в виде направляющего ролика и связана с дверным полотном через систему шарнирно связанных между собой тяг, представляющих форму параллелограмма, оси шарниров которых горизонтальны и параллельны плоскости створки для обеспечения ее неуравновешенного положения при открытии и закрытии.
Поддерживающее устройство снабжено шарнирно закрепленным на торцевой поверхности створки рычагом и стопорным устройством.
Стопорное устройство выполнено в виде тяги, установленной с возможностью поворота относительно створки на оси, параллельной оси поворота рычага, при этом рычаг или тяга выполнены с прорезью по их длине, а один или одна из них имеет палец, взаимодействующий с соответственно прорезью рычага или тяги.
Рычаг снабжен закрепленной на торцевой поверхности дверного полотна опорной деталью с V-образным поперечным сечением, открытая сторона которой обращена внутрь дверной коробки для взаимодействия с поддерживающим устройством, а дно опорной детали параллельно плоскости створки.
Стенка дверной коробки, взаимодействующая с дверным полотном при открытии, выполнена по всей длине с рельефным выступом, направленным вверх и взаимодействующей впадиной, выполненной в поддерживающем устройстве.
Дверь снабжена средствами герметизации или уплотнения, размещенными между дверным полотном с продолжением друг друга в положение закрытия или между дверным полотном и дверной коробкой и выполненными в виде шпунт-планки, вставленной в паз дверной коробки или дверного полотна, по крайней мере, на часть его глубины, и утолщенного конца другого шпунта, предназначенного для взаимодействия с соответствующим пазом, выполненным в дверном полотне или дверной коробке, при этом средства герметизации или уплотнения содержат уплотняющие прокладки с изгибами, взаимодействующие с противолежащими стенками пазов в дверных полотнах или в дверном полотне и в дверном полотне и дверной коробке.
Верхняя часть дверного полотна связана с пальцем через систему шарнирно связанных между собой тяг, форма которых повторяет форму связи опоры качения с нижней частью дверного полотна.
На фиг. 1 показан общий вид дверного полотна, перемещающегося на направляющих роликах перед закрытым дверным полотном; на фиг. 2 пример механизма связи между направляющим роликом и дверным полотном; на фиг. 3 - схематически принцип обеспечения неподвижности дверного полотна; на фиг. 4 - схема механической связи между роликом качения и дверным полотном, осуществляющейся с помощью параллелограмма, могущего изменять свою форму; на фиг. 5 то же, с комплектом тяг и пазами в соединительных деталях; на фиг. 6 верхнее направляющее устройство; на фиг. 7 то же, вид сверху; на фиг. 8 - схема системы надежности работы направляющего верхнего устройства (надежное сцепное устройство); на фиг. 9 то же, вид сверху; на фиг. 10 принцип плотного соединения шпунта-надставки с пазом; на фиг. 11 (схема I) открытое дверное полотно, точно за которым находится закрытое дверное полотно.
На фиг. 1 показан принцип работы механизма связи двух роликов с помощью двух различных систем: подвижное дверное полотно соединяется с роликом 2 системой механической связи, изображенной на фиг. 4 и 5, ролик 3 соединяется с дверным полотном системой связи, изображенной на фиг. 2.
Ролик 2 соединяется с дверным полотном 1 механизмом связи, представляющим собой параллелограмм, могущий изменять свою форму, в состав которого входит вилка 4, две тяги 5 и 6, присоединенные соответственно к вилке 4 через оси 7 и 8 и к второй вилке 9 через оси 10 и 11. Вторая вилка 9 соединяется с дверным полотном, а вилка 4 с роликом 2 через ось 12. На фиг. 5 видно, что для усиления прочности системы связи тяги 13 и 11b дублируются тягами 5 и 6, причем оси 15 и 16 соосны соответственно с осями 7 и 10.
Ролик 3 на фиг. 1 изображен присоединенным к дверному полотну 1 через ось 17 кулисы 18, заходящей внутрь охватывающей ее детали 19.
Дверное полотно 1 устанавливается на направляющую в виде рельсового пути 20 через посредство роликов 2 и 3. Поэтому оно находится в неравновесном состоянии, направленном наружу, и его верхняя часть стремится отклониться от дверной коробки. Дверное полотно поддерживается в вертикальном положении в своей верхней части действием рычагов 21, надставки-пальцы цилиндрической формы концевой части которых прижимаются к направляющей стенке 22, присоединенной к дверной коробке 23. Рычаг 21, шарнирно поворачивающийся вокруг вертикальной оси 24, выходит из своей поддерживающей детали (опоры) 25, образуя угол с главной плоскостью дверного полотна 1. Этот угол может ограничиваться способом, который описывается ниже. Дверное полотно 1 может, следовательно, перемещаться на роликах 2 и 3 качения, сохраняя вертикальное положение в верхней части благодаря прижатию пальца-надставки 26 к направляющей стенке 27 дверной коробки 23.
Опорная поддерживающая деталь 25 соединяется с дверным полотном так, чтобы его лицевая стенка 28 была компланарной со стенкой 29, составляющей единое целое с дверным полотном. Точно также, закрытое дверное полотно 30 имеет сплошную стенку 31 и 32. Это обеспечивает пальцу-надставке 26 беспрепятственное движение, что имеет место в случае необходимости, когда дверное полотно должно вероятно подвергаться действию толкающего усилия, способного компенсировать рабочее неравновесное положение открытого дверного полотна.
Закрытое дверное полотно 30 установлено на опорных устройствах 33 посредством опор 34, имеющих направленный вверх скос и соединенных с нижней частью дверного полотна 30. В таком положении верхняя часть закрытого полотна 30 оказывается в неравновесном состоянии, направленном внутрь, и стремится приблизиться к дверной коробке 23. В результате этого, палец-надставка 35 прижимается к стенке дверной коробки 23.
Это обеспечивает удержание рычага 36, могущего поворачиваться вокруг оси 37, вставленным внутрь опорной поддерживающей детали 38 коробчатой (U-образной) формы. Палец-надставка 35 входит одновременно в вырез 39 опорной поддерживающей детали 38.
На фиг. 2 показано, что механическое соединение между роликом 3 и дверным полотном 1, символизированное на этой схеме кулисой 18, которая перемещается внутри охватывающей ее детали 40, позволяет под действием толкающего усилия (Р+) сократить расстояние между полотнами от Д1 до Д2. Из схемы видно, что разность d Д1 Д2 является длиной хода кулисы. Это позволяет (см. фиг. 3) опоре 34, имеющей скос нижнего основания и соединенной с дверным полотном 30, устанавливаться на опорном устройстве 33. При таком положении ролик оказывается в ненагруженном состоянии. Боковое перемещение ролика 3 имеет величину F. Это перемещение происходит только тогда, когда опора 34 находится на опорном поддерживающем устройстве 33 и когда один из роликов 3 больше не опирается на рельсовый путь 20. В этом случае исключается возможность качения ролика. Общее боковое перемещение из положения дверного полотна к положению дверного полотна 30 оказывается таким образом равным (d + E). Во время происходящего таким образом полного перемещения под действием толкающего усилия (Р+), приложенного к наружной поверхности дверного полотна 1, опоры изменяют положение относительно вертикальной проекции центра тяжести всего дверного полотна и верхняя часть дверного полотна 30 стремится приблизиться к дверной коробке 23 и, следовательно, переместиться в направлении действия толкающего усилия (Р+). Выталкивающее усилие открытия (Р-) производит обратный эффект. На фиг. 4 и 5 показан принцип действия параллелограмма, могущего изменять свою форму и специально разработанного согласно изобретению, который обеспечивает соединение между двумя роликами 2 и дверным полотном 1, изображенным в открытом положении, или дверным полотном 30, изображенным в закрытом положении. Один ролик 2 соединяется, вращаясь вокруг оси 12, с вилкой 4. Дверное полотно 1 содержит также соединительную вилку 9, шарнирно связанную с вилкой 4. Относительное расположение шарнирно соединяющихся вилок 4 и 9 и пальцев осевых отверстий 7, 8, 10, 11 оказывается таким, что общий наклон порядка 45o позволяет ролику 2, находящемуся в положении, готовом для качения вдоль рельсового пути 20, и его желобу, проходить под соединительную вилку 41, соответствующую закрытому положению дверного полотна. Следовательно, рельсовый путь 20 может быть уменьшен до минимальной ширины, ограничивая расстояние между наружной стенкой 42 вилки 41 и наружной стенкой 43 вилки 4 до необходимого минимума, обеспечивающего свободное движение ролика и необходимой части соединительной детали вилки 4.
Комплект из двух тяг 5 и 13 присоединяется к вилкам 4 и 9, соответственно, через соосные между собой оси 10 и 16 и также через соосные между собой оси 7 и 15. Оси 8 и 11 соединяют вилки 4 и 9 с вторым комплектом тяг 6 и 14. Прорези 44 и 45 такие, которые выполнены в вилках 4 и 9, образуют свободные пространства, предусмотренные исключительно для каждой из тяг 5, 6, 13, 14, которые могут поэтому пересекать зоны 46, 47 во время своих перемещений.
Перемещение тяг ограничивается положением Н1 при открытии дверного полотна стопором 48, соединенным с вилкой 9 и действующим на тяги 6 и 14. Это ограничение усиливается стопором 49, соединенным с тягой, действующей на вилку 4.
Во время операции закрытия толкающее усилие, приложенное к дверному полотну 1, передается на рельсовый путь 20 посредством ролика 2, который удерживается его выпуклостью.
Открытое дверное полотно 1 перемещается тогда к положению закрытого дверного полотна 30. Ось 11 и оси 10 и 16 описывают дуги кругов вокруг их центральных линий, которыми являются, соответственно, оси 8 и 7 и 15. Траектория движения соединительной вилки 9 и нижней части дверного полотна проходит таким образом через максимум высоты.
В результате этого дверное полотно, переходя из положения открытия в положение закрытия во время своего закрытия слегка поднимается, затем снова опускается, чтобы в итоге встать на неподвижные поддерживающие опорные устройства, которые были описаны выше, в положение, близкое к положению закрытого дверного полотна.
Комплект тяг 5 и 13 может иметь длину, незначительно отличную от длины другого комплекта тяг 6 и 14, для того, чтобы вызывать наклон ролика 2 во время движения закрытия и улучшить таким образом это движение. На фиг. 6 и 7 показан принцип реализации верхнего направляющего устройства. Из схемы видно, что в положении дверного полотна, соответствующем состоянию закрытия, палец-надставка 35 не прижимается к внутренней стенке 50 дверной коробки 23. Образовавшееся в результате этого пространство обеспечивает возможность уплотнительному элементу 51, присоединенному к дверной коробке 23, расплющиваться в большей или меньшей степени под действием давления закрытия дверного полотна.
Во время операции открытия дверное полотно перемещается под действием выталкивающей нагрузки и передает давление на палец-надставку 26 и прижимает его к направляющей стенке 27. Поворот рычага 52 вокруг оси 53 происходит до некоторого определенного предела, фиксирующегося в данном примере тягой 54.
Эта тяга 54 поворачивается вокруг оси 55 одновременно с поворотом рычага 53. Она приводится в движение осью 56, соединенной с рычагом 52. Ось 56 движется в прорези 57 тяги 54 до упора в конце паза 57. Следовательно, развертывание рычага 52 стопорится в желаемом положении для того, чтобы поддерживать дверное полотно 1 в вертикальном положении. Во время откатки дверного полотна 1 палец-надставка 26 и концевая часть рычага 53 направляются при их движении стенкой 27 и, в случае необходимости, сплошной стенкой 31, 32 в случае нарушения нормального движения дверного полотна. Во время закрытия и перемещения дверного полотна к положению закрытия стенка 50 будет толкать палец-надставку 35 по направлению к вырезу, поэтому рычаг 52 и тяга 54 войдут внутрь опорной поддерживающей детали 38.
Вариант осуществления изобретения направляющего устройства представлен на фиг. 8 и 9, Дверная коробка 23 имеет рельефный выступающий элемент 58, изогнутый в форму крючка, проходящий вдоль всей длины направляющего устройства. Палец-подставка 26 также содержит вырез 59 крючкообразной формы. Зев этого выреза 59 имеет такую ориентацию, при которой он оказывается параллельно сопряженным с рельефным элементом 58, входящим внутрь этого выреза, когда рычаг 52 находится в положение, соответствующем открытому положению дверного полотна 1. Деталь со скошенной гранью 60 способствует выведению из выреза 59 рельефного элемента 58, когда рычаг 36 находится в положении, соответствующем закрытому положению дверного полотна.
Устройство герметичности предусмотрено для того, чтобы дверное полотно закрывалось в два этапа времени, причем на первом этапе устройство герметичности, соединенное с одной из боковых сторон дверного полотна, вставляется в паз. Эта боковая сторона называется задней.
На фиг. 10 изображена передняя грань дверного полотна в положении закрытия. Шпунт-планка 61, соединенная с дверным полотном 30, имеет на своем конце утолщение практически цилиндрической формы вдоль всей высоты дверного полотна. Это цилиндрическое утолщение может скользить или поворачиваться в пазу 62, выработанном в передней грани-стойке 63 дверной коробки. Во время закрытия дверного полотна передняя грань посредством ее цилиндрического утолщения может быть введена в отклоненном состоянии (V) по отношению к вертикальной плоскости в паз 62 без риска оказаться зажатой в нем. На фиг. 11 изображена задняя грань дверного полотна 30 в положении закрытия с другой стойкой 64 дверной коробки, обеспечивающемся движением поворота (W) дверного полотна, ось которого проходит через центр цилиндрического утолщения, схематически показанного на фиг. 10.
На фиг. 10 показаны уплотнительная набивка, вставленная на дно паза 62, и уплотнительные прокладки 65, расположенные по обе стороны от шпунта-планки 61 и с каждой стороны от паза 62, которые обеспечивают герметичное соединение при любой степени введения шпунта-планки 61 в этот паз.
На фиг. 11 видно, что каждое уплотнение 66 располагается в противоположно расположенных пазах вырезах, выполненных в боковой грани дверного полотна и в окладе дверной рамы. Положение уплотнения 66 происходит из его свободной конфигурации, которую оно имело до приложения бокового усилия закрытия дверного полотна.
Уплотнение 66 имеет такую форму, что при напряженном состоянии оно обеспечивает герметичную связь и две контактные линии (образующие) 67 и 68 с дверным полотном 30, находящимся в закрытом положении.
Стойка 64 может быть соединена либо с дверной коробкой, либо со спаренным дверным полотном без изменения при этом принципа реализации системы герметичности.
Как вариант осуществления изобретения, механизм связи между верхней частью дверного полотна 1 и верхним направляющим путем может быть выполнен в виде параллелограмма с элементами 4, 7, 8, 10, 11, 6, 9, могущего изменять свою форму и собранного в обратном порядке симметричным образом по отношению к такому же параллелограмму нижней части. При такой схеме отпадает необходимость в использовании ролика, так как именно стенка 42 вилки 4 заменяет направляющий палец-надставку 26. ЫЫЫ1 ЫЫЫ2 ЫЫЫ3 ЫЫЫ4 ЫЫЫ5 ЫЫЫ6 ЫЫЫ7 ЫЫЫ8 ЫЫЫ9 ЫЫЫ10
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВОРОТНО-РАЗДВИЖНОЙ ДВЕРИ | 2005 |
|
RU2363827C2 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПРИСЛОННО-СДВИЖНОЙ ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2020 |
|
RU2765326C1 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПРИСЛОННО-СДВИЖНОЙ ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2022 |
|
RU2792906C1 |
ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДВЕРЕЙ ЛИФТА С ФИКСИРУЮЩИМ МЕХАНИЗМОМ | 1992 |
|
RU2035374C1 |
ДВЕРЬ ДЛЯ САМОЛЕТА (ВАРИАНТЫ) И МЕХАНИЗМ НАВЕСКИ ДВЕРИ | 2014 |
|
RU2548644C1 |
ДВЕРЬ ХОЛОДИЛЬНОЙ КАМЕРЫ | 2010 |
|
RU2426962C1 |
ПОВОРОТНО-СДВИЖНАЯ ДВЕРЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2003 |
|
RU2330766C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ ДВЕРЕЙ С БОКОВЫМ ВТЯГИВАНИЕМ, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ ЕДИНИЦ МЕБЕЛИ | 2011 |
|
RU2567717C2 |
Привод дверей лифта с раздвижными створками | 1976 |
|
SU652076A1 |
ПРИСЛОННО-СДВИЖНАЯ ДВЕРЬ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2023 |
|
RU2800745C1 |
Изобретение относится к строительству, а именно к конструкции двери. Механизмы связи органа качения в виде роликов 2 с нижней частью дверного полотна 1 и 30 обеспечивают относительное перемещение указанного ролика 2 и указанного дверного полотна 1 и 30. Латерально по отношению к плоскости указанного дверного полотна из внутреннего положения, при котором плоскость указанного дверного полотна располагается в плоскости закрытия относительно ролика, в наружное положение, при котором указанное дверное полотно располагается в плоскости открытия относительно ролика. 6 з. п. ф-лы, 11 ил.
Герметичная откатная дверь | 1981 |
|
SU1015072A1 |
Авторы
Даты
1996-11-10—Публикация
1990-07-23—Подача