Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к системам подшипников с плавающим кольцом.
Наиболее близким по технической сущности является устройство двухъярусного подшипника, содержащее наружное, внутреннее и промежуточное кольцо, между которыми помещены радиальные тела качения, расположенные в два яруса (см. Е. Ф. Чуб. Реконструкция и эксплуатация опор с подшипниками качения, Справочник, М. Машиностроение, 1981 г. стр. 14).
Описанное устройство имеет тот недостаток, что не обеспечивают повышение предельной скорости вращения и уменьшения сопротивления вращения и повышение надежности работы в аксиальном направлении.
Цель изобретения повышение предельной скорости вращения и повышение надежности работы подшипника при аксиальных нагрузках.
Эта цель достигается устройством четырехъярусного подшипника содержащего наружное, внутреннее и промежуточные кольца между которыми помещены радиальные тела качения, а первое и третье промежуточные кольца выполнены в сечении в виде двутавра, на сторонах желобов которых выполнены pадиальные и упорные дорожки катания в которые помещены радиальные и упорные тела качения, а второе промежуточное кольцо, снабжено на радиальных сторонах радиальными дорожками катания, а на торцовых по две концентрические упорные дорожки катания, в которые помещены упорные тела качения, а наружное и внутреннее кольца с торцов снабжены упорными дорожками катания в которые помещены упорные тела качения связанные с упорными дорожками катания двутавровых первого и третьего промежуточных колец, вторые упорные дорожки катания которых связаны с упорными дорожками катания второго промежуточного кольца второго и третьего ярусов.
Способ сборки позволяет достигать поставленную цель, заключающийся тем, что в радиальные дорожки катания помещают радиальные тела качения, а в упорные тела качения, сначала на плоскость устанавливают концентрически первое и третье промежуточные кольца их половины, на которые устанавливают упорные тела качения одного ряда четырех ярусов, на которые устанавливают второе промежуточное, наружное и внутреннее кольца между которыми устанавливают радиальные тела качения первого ряда всех четырех ярусов, а затем устанавливают радиальные тела качения второго ряда четырех ярусов, на торцовые упорные дорожки катания которых затем устанавливают упорные тела качения второго ряда, на которые затем устанавливают вторые половины первого и третьего промежуточных колец и скрепляют их элементами крепления.
Поставленная цель поясняется чертежом, на котором изображено сечение четырехъярусного подшипника.
Устройство четырехъярусного подшипника содержит наружное 1, внутреннее 2 и промежуточные 3, 4 и 5 кольца между которыми помещены радиальные тела качения первого 6, второго 7, третьего 8 и четвертого 9 ярусов выполненных в виде роликов или в виде шариков 10, 11, 12 и 13. соответственно. Первое 3 и третье 5 промежуточные кольца выполнены из двух половин в виде тавров соединенных по линии раздела 14 и соединенных элементами крепления 15; образующие двутавр в сечении. На внутренних сторонах желобов двутавров выполнены радиальные дорожки катания в виде общей дорожки катания 16 одного и второго желоба колец 3 и 5 и упорные дорожки катания в которые помещены упорные тела качения 17, 18, 19, 20 первого, второго, третьего и четвертого ярусов первого ряда и второго ряда 21. 22. 23. 24 соответственно. Общие дорожки катания 16 выполняют преимущественно для двух рядов радиальных тел качения 6, 7, 8, 9 роликов или шариков 10, 11, 12, 13 первого ряда и второго ряда 25, 26, 27, 28 роликов или шариков 29, 30, 31, 32 соответственно В дорожки катания 16 могут быть помещены и для одного ряда и для трех и более рядов радиальных тел качения, но при этом все дорожки 16 катания с двух желобах каждого двутаврового сечения колец 3 и 5 выполняют общими, т.е. не имеющие буртов. Такая форма выполнения обеспечива6ет упрощения сборки подшипника. Радиальные дорожки катания выполненные в наружном 1, внутреннем 2 и втором промежуточном кольце 4 кольцах выполняют для каждого ряда 6, 7, 8, 9 роликов или шариков 10, 11, 12, 13 отдельно от второго ряда 25, 26, 27, 28 роликов или шариков 29, 30, 31, 32. На торцах наружного 1 и внутреннего 2 и второго промежуточного 4 колец выполнены упорные дорожки катания для упорных тел качения 17, 18, 19, 20 первого ряда и 21, 22, 23, 24 второго ряда. Наружное 1 и внутреннее 2 кольца снабжены дополнительными кольцами для их крепления в корпусе 33 и на валу 34. Дополнительные кольца 35 и 36 соответственно наружного 1 и внутреннего 2 колец выполненных заодно снабжены отверстиями через которые укрепляют подшипник на валу 34 и в корпусе 33 элементами крепления: винтами болтами и т.п.
Способ сборки четырехъярусного подшипника заключается в установке тел качения между кольцами. Сначала первую половину колец 3 и 5 устанавливают на плоскость сборочного стола. Затем на промежуточные полукольца 3 и 5 в их упорные дорожки катания устанавливают упорные тела качения 17, 18, 19, 20 первого ряда первого, второго, третьего и четвертого ярусов, собранных в сепараторы или без сепараторов. Затем на наружное 1, внутреннее 2 и второе промежуточное 4 кольца устанавливают в дорожки катания радиальные тела качения 6, 7, 8, 9, в виде роликов или в виде шариков 10, 11, 12, 13 первого ряда четырех ярусов, собранных преимущественно в сепараторы для сокращения времени сборки. А так же на них устанавливают и второй и последующие ряды тел качения всех рядов 25, 26, 27, 28 роликов или шариков 29, 30, 31, 32, соответственно собранных в сепараторы. Затем наружное кольцо 1, внутреннее кольцо 2 и промежуточное кольцо 4 устанавливают вместе с радиальными телами качения на упорные тела качения 17, 18, 19, 20, установленными предварительно на первое 3 и третье 5 промежуточные кольца, Затем на торцовые поверхности наружного 1, внутреннего 2 и второго промежуточного кольца 4 в дорожки катания устанавливают упорные тела качения 21, 22, 23, 24 всех четырех ярусов. На которые устанавливают вторые половины первого промежуточного 3 и второго промежуточного 5 колец, предварительно пропустив их между радиальными телами качения 25, 26, 27, 28 роликами или шариками 29, 30, 31, 32 второго ряда и совмещают вторые половины колец 3 и 5 с первыми половинами по линиям раздела 14 и скрепляют элементами крепления 15, пропущенными через одну из указанных половин.
Работает четырехъярусный подшипник следующим образом: при вращении вала 34, например, перемещение кольца 2 передается радиальным телам качения 9 и 28 роликам или 13 и 32 соответственно шарикам. Которые передают вращение кольцу 5, а оно через радиальные тела качения 8 и 27 или 12 и 31, ролики или шарики следующего яруса, которые передают вращение второму промежуточному кольцу 4, а оно в свою очередь через радиальные тела качения 7 и 26 или 11 и 30 передают вращение на первое промежуточное кольцо 3, которое вращается с наименьшей из всех колец скоростью за счет радиальных тел качения 6 и 25 или 10 и 29. При вращении корпуса 33 и неподвижном валу 34 первое промежуточное кольцо 3 вращается со скоростью, меньше скорости вращения корпуса 33. При наличии осевых нагрузок, например, вала слева на право осевую нагрузку воспринимают упорные тела качения 20, которые через промежуточное кольцо 5 передают ее на тела качения 23, а через кольцо 4 на тела 18, а через кольцо 3 и тела качения 21 на кольцо 1 и корпус 33 соответственно. При обратной осевой нагрузке вторые упорные тела ее передают и тем самым упрощается конструкция и повышается надежность работы подшипника при осевых нагрузках и высоких скоростях вращения вала, которое может дойти до четырехкратного значения однорядного ярусного подшипника.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1992 |
|
RU2068965C1 |
ПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1992 |
|
RU2068502C1 |
МНОГОЯРУСНЫЙ ПОДШИПНИК С ЧЕТНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЯРУСОВ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1992 |
|
RU2094673C1 |
МНОГОЯРУСНЫЙ ПОДШИПНИК С НЕЧЕТНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЯРУСОВ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1992 |
|
RU2068967C1 |
ПОДШИПНИК МНОГОЯРУСНЫЙ | 1991 |
|
RU2068503C1 |
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1991 |
|
RU2100670C1 |
ДВУХЪЯРУСНЫЙ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК | 1991 |
|
RU2005926C1 |
ТРЕХЪЯРУСНЫЙ ПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1992 |
|
RU2047796C1 |
ОБОЮДОУПОРНЫЙ ДВУХЪЯРУСНЫЙ ПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1991 |
|
RU2013670C1 |
РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ШАРИКОПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1990 |
|
RU2025590C1 |
Использование: машиностроение, опоры вращающихся элементов конструкции. Сущность изобретения: подшипник содержит наружное, внутреннее и промежуточные кольца, между которыми размещены радиальные тела качения, элемент стабилизации скорости вращения в виде упорных тел качения. Промежуточные кольца, расположенные со стороны наружного и внутреннего колец, выполнены составными с поперечным сечением в виде двутавра, имеющего на внутренней поверхности его полок упорные дорожки. Каждое из указанных промежуточных колец выполнено из двух жестко соединенных элементами крепления частей, выполненных в сечении в виде тавра. Рассмотрен способ сборки подшипника. 2 с. и 3 з. п. ф-лы, 1 ил.
Подшипниковый узел высокооборотного крупногабаритного вала | 1985 |
|
SU1401177A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1996-11-10—Публикация
1992-03-12—Подача