Изобретение относится к нефтепереработке, конкретно, к способу получения моторных топлив, предназначенному для использования непосредственно на местах добычи сырья.
В связи со значительным потреблением моторных топлив большое значение придается использованию альтернативного сырья для их производства, например, газовым конденсатам.
Известен способ получения моторных топлив, включающий обессоливание и первичную перегонку газового конденсата с получением бензина (НК 180oС), дизельного топлива (180-360oС) и остатка > 360oС, последующую гидроочистку бензиновой фракции и разделение гидрогенизата на фракции С2-С4 (сжиженную), 28-85 и 85-180oС. Фракция 28-85oС используется в качестве компонента автомобильного бензина, а 85-180oС как компонент сырья каталитического риформинга.
Известен способ получения дизельного топлива, включающий фракционирование газового конденсата, компаундирование фракций, выкипающих в пределах 200-330oС с получением дизельного топлива и последующую карбамидную депарафинизацию для обеспечения необходимых низкотемпературных свойств топлива.
Недостатком этих способов является то, что они включают дорогостоящие процессы, такие как гидроочистка, карбамидная депарафинизация и предназначены для использования в схемах нефтеперерабатывающих заводов.
Однако значительный рост потребления моторных топлив в районах Западной Сибири и Севера потребовал разработки новых способов переработки газовых конденсатов непосредственно в местах добычи. Газовые конденсаты месторождений этого региона являются малосернистыми, содержат значительное количество бензиновых и дизельных фракций.
Известен способ получения моторных топлив путем стабилизации газового конденсата за счет отгона углеводородов С1-С4 фракционирования стабильного газоконденсата с выделением бензиновой фракции НК 150oС, дизельной фракции 150-300oС.
Фракция выше 300oС является остаточным полупродуктом. Бензиновую фракцию НК 150oС подвергают каталитической переработке на цеолитсодержащих контактах при температуре 350-500oС и давлении 0,1-4,0 МПа.
Однако этот способ также является сложным, так как требует использования специального оборудования для проведения каталитического процесса при давлении водорода и высоких температурах.
Целью изобретения является разработка способа получения моторных топлив из газовых конденсатов, который по сравнению с известными давал бы возможность полностью перерабатывать газовые конденсаты без получения отходов, загрязняющих окружающую среду и требующих дальнейшей обработки, был более простым и экономичным и при этом обеспечивал требуемое качество бензиновых и дизельных топлив без введения в них дополнительных добавок.
Это достигается способом получения моторных топлив путем стабилизации газового конденсата до остаточного содержания в нем углеводородов С1-С4 в количестве 0,3-1,0 мас. фракционирования стабильного газоконденсата с выделением бензиновой фракции, выкипающей в интервале НК - 120-160oС, и дизельной фракции, выкипающей в интервале 120-160oС КК, которую затем подвергают отстою не менее 4 ч и/или контактированию с пористым сорбентом при температуре 40-180oС и объемной скорости подачи сырья 2-30 ч-1.
При этом условия стабилизации газового конденсата поддерживаются в следующих интервалах параметров: исходная температура сырья 15-40oС; температура верха ректификационной колонны 30-70oС; температура низа ректификационной колонны 90-180oС; давление в колонне 0,2-0,5 МПа.
Предлагаемая совокупность технологических приемов является новой и позволяет решить поставленную задачу. Осуществление стабилизации газового конденсата таким образом, чтобы при отгоне углеводородных газов С1-С4 остаточное содержание углеводородов С1-С4 составляло в газоконденсате 0,3-1,0 мас. позволяет на последующей стадии фракционирования выделить бензин, соответствующий требованиям ГОСТа на бензины А-72, А-76 без введения в них каких-либо добавок, а также исключить дополнительные дорогостоящие стадии его переработки.
Выделение дизельной фракции не в виде бокового погона 150-300oС, а в виде фракции 120-160oС КК, позволяет снизить накопления побочных продуктов, в частности, не поддающихся дальнейшему фракционированию остаточных фракций, выкипающих выше 300oС, и соответственно улучшить экологическое состояние окружающей среды.
В зависимости от качества газового конденсата, которое является нестабильным, выделенную дизельную фракцию для удаления из нее механических примесей, смолистых веществ, элементарной серы подвергают отстою и/или контактированию с пористым сорбентом при заявленных условиях.
Ниже приведены примеры, иллюстрирующие предлагаемый способ. В качестве исходного сырья были использованы газовые конденсаты Ямбургского месторождения.
Пример 1. Переработке подвергают газовый конденсат, выкипающий в интервале температур 60-272oС, содержащий 0,02 мас. серы. После стабилизации указанный конденсат характеризуется содержанием растворенных газов С1-С4 1,0 мас.
Условия работы стабилизационной колонны: исходная температура сырья 15oС; температура верха 30oС; температура низа 90oС; давление в колонне 0,2 МПа.
Стабильный конденсат направляют на ректификацию, при которой его разделяют на две фракции: НК 120o и 120o КК. Первая из этих фракций (НК 120o), содержащая 0,8% бутанов, характеризуется октановым числом 76,5 по моторному методу и может использоваться как автобензин А-76 или его компонент (содержание серы менее 0,01% иодное число менее 1, индукционный период более 900 мин, содержание фактических смол 1,5 мл/100 мл).
Фракция 120o КК характеризуется содержанием серы 0,025 мас. цетановым числом 43, температурой застывания ниже -55oС (температура помутнения -45oС, вязкость при 20oС 1,8 сСт, плотность при 20oС 812 кг/м3). Однако она содержит повышенное количество фактических смол, мехпримесей и не выдерживает испытание медной пластиной на коррозию. После фильтрации через слой оксида алюминия при температуре 40oС, объемной скорости 30 ч-1 и отстою в течение 4 ч указанный продукт удовлетворяет требованиям на дизтопливо арктическое (экологически чистое).
Пример 2. Переработке подвергают газовый конденсат,выкипающий в интервале температуре 40-300oС, содержащий 0,03 мас. серы. После стабилизации указанный конденсат характеризуется содержанием растворенных газов С1-С4 0,7 мас.
Условия работы стабилизационной колонны: исходная температура сырья 25oС; температура верха 50oС; температура низа 150oС; давление в колонне 0,3 МПа.
Стабильный конденсат направляют на ректификацию, при которой его разделяют на две фракции: НК 140o и 140o КК. Первая из этих фракций (НК 140o), содержащая 0,5% бутанов характеризуется октановым числом 72 по моторному методу и может быть использована как автобензин А-72 или его компонент (содержание серы менее 0,01 мас. иодное число менее 1, индукционный период более 900 мин, содержание фактических смол 1 мл/100 мл).
Фракция 140o КК характеризуется содержанием серы 0,04 мас. цетановым числом 45, температурой застывания ниже -45oC (температура помутнения -36oC, вязкость при 20oС 1,9 сСт, плотность при 20 815 кг/м3). Однако она содержит повышенное количество фактических смол, механических примесей и не выдерживает испытание медной пластинкой на коррозию. После отстоя в течение 20 ч при температуре +10oС указанный продукт удовлетворяет требованиям на дизтопливо зимнее с температурой застывания -45oС (экологически чистое).
Пример 3. Переработке подвергают газовый конденсат, выкипающий в интервале температур 30-310oС, содержащий 0,04 мас. серы. После стабилизации указанный конденсат характеризуется содержанием растворенных газов С1-С4 0,3 мас.
Условия работы стабилизационной колонны: исходная температура сырья 40oС; температура верха 70oС; температура низа 180oС; давление в колонне 0,5 МПа.
Стабильный конденсат направляют на ректификацию, при которой его разделяют на две фракции: НК 160o и 160o КК. Первая из этих фракций (НК 160o), содержащая 0,2% бутанов, характеризуется октановым числом 66 по моторному методу и может использоваться как компонент автобензина А-72 (содержание серы менее 0,01% йодное число менее 1,индукционный период более 900 мин, содержание фактических смол 1,0 мл/ 100 мл).
Фракция 160o КК характеризуется содержанием серы 0,045 мас. цетановым числом 46, температурой застывания ниже -35oС (температура помутнения -26oС, вязкость при 20oС 2,0 сСТ, плотность при 20 820 кг/м3). Однако она содержит повышенное количество фактических смол, механических примесей и не выдерживает испытание медной пластинкой на коррозию. После фильтрации через сорбент (речной песок) при температуре 180oС и объемной скорости 2 ч указанный продукт удовлетворяет требованиям на дизтопливо зимнее с температурой застывания -35oС (экологически чистое).
Как следует из приведенных примеров, разработанный способ получения моторных топлив позволяет полностью перерабатывать газовые конденсаты без получения отходов, загрязняющих окружающую среду, а также исключить дополнительные дорогостоящие стадии их переработки. Способ является более простым и экономичным и обеспечивает при этом требуемое качество бензиновых и дизельных топлив без введения в них дополнительных добавок.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1993 |
|
RU2051167C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕСТАБИЛЬНОГО ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2477301C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1995 |
|
RU2078792C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ | 2020 |
|
RU2748456C1 |
УСТАНОВКА И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ И АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2069227C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2001 |
|
RU2208626C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2001 |
|
RU2203925C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2443755C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2216569C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА | 1997 |
|
RU2108367C1 |
Изобретение относится к нефтепереработке, конкретно к способу получения моторных топлив, предназначенному для использования непосредственно на местах добычи сырья. Предлагается способ получения моторных топлив путем стабилизации газового конденсата до остаточного содержания в нем углеводородов С1-С4 в количестве 0,3-1,0 мас.%, фракционирования стабильного газоконденсата с выделением бензиновой фракции, выкипающей в интервале НК - 120-160oС, и дизельной фракции, выкипающей в интервале 120-160oС - КК, которую затем подвергают отстою не менее 4 ч и/или контактированию с пористым сорбентом при 40-180oС и объемной скорости подачи сырья 2-30 ч-1. Способ позволяет полностью перерабатывать газовые конденсаты без получения отходов, загрязняющих окружающую среду, и обеспечивает при этом требуемое качество бензиновых и дизельных топлив без введения в них дополнительных добавок.
Способ получения моторных топлив, включающий стабилизацию газового конденсата и последующее фракционирование с выделением бензиновой фракции, выкипающей в интервале НК-120 160oС, и дизельной фракции, отличающийся тем, что стабилизацию газового конденсата осуществляют до остаточного содержания в нем углеводородов С1 С4 в количестве 0,3 1,0 мас. и выделенную дизельную фракцию, выкипающую в интервале 120 - 160oС-КК, подвергают отстою не менее 4 ч и/или контактированию с пористым сорбентом при 40 180oС и объемной скорости 2 30 ч- 1.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
"Газовая промышленность", N 1, 1985, с.43. |
Авторы
Даты
1997-01-27—Публикация
1995-03-17—Подача