СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ Российский патент 1997 года по МПК B23P6/00 

Описание патента на изобретение RU2074801C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для продления срока службы валов машин и механизмов и, в частности, коленчатых валов.

После исчерпания ресурса в результате износа шеек, валы, например коленчатые валы двигателей внутреннего сгорания, подвергаются выбраковке в металлолом или восстановлению методом наращивания металла на шейки различными способами с последующей дополнительной механической обработкой. Такие валы имеют малый ресурс: у них снижена усталостная прочность, имеют место трещины, значительные радиальные и осевые деформации (биения, укорочения), а также повышенные износы. Кроме того, операции по восстановлению диаметра шеек наращиванием металла достаточно трудоемкие и дорогие.

Известен способ повышения долговечности коленчатых валов, имеющих изношенные сверх пределов ремонтных размеров шейки, включающий шлифование шеек с загрублением в тело восстанавливаемой поверхности [1]
Известный способ предусматривает восстановление диаметров шеек до номинальных размеров путем наращивания на них металла с сохранением при этом усталостной прочности ослабленного вала.

Известный способ восстановления работоспособности коленчатых валов с изношенными шейками предусматривает нанесение на шейки металла методом электродуговой наплавки с последующими операциями механической обработки. В результате такого восстановления ресурс коленчатых валов не превышает 30.50% от ресурса новых валов.

Задачей изобретения является продление срока службы, т.е. работоспособности валов после уменьшения размеров их шеек менее допустимых величин, т.е. выхода размера их диаметра за пределы всех ремонтных размеров, назначаемых при конструировании.

Для этого валы с исчерпанным ресурсом по размеру шеек в результате износов подвергаются упрочнению, например пластическим деформированием, для повышения усталостной прочности валов и износостойкости шеек и последующему шлифованию их под меньший размер, т.е. восстанавливается работоспособность валов без применения методов наращивания металла на шейки. Это позволяет повысить ресурс и качество восстановления коленчатых валов со значительным снижением трудоемкости и стоимости их восстановления при резком уменьшении трещин и поломок, имея при этом как минимум два три дополнительных ремонтных размера.

Упрочнение производится с целью создания напряжений сжатия в районе галтелей, являющихся источником повышения усталостной прочности, а также для увеличения твердости на поверхности шеек, в результате чего снижаются износы.

На фиг.1 показаны зоны упрочнения 1 и 2 для повышения усталостной прочности изношенных шеек коленчатого вала; на фиг.2 зоны упрочнения поверхности шеек для увеличения твердости; на фиг.3 поверхности шлифования упрочненных шеек вала под размеры диаметров d1 и D1 меньше последнего ремонтного размера диаметры d и D.

Способ осуществляют следующим образом: валы, у которых исчерпаны все ремонтные размеры, т.е. валы с изношенными сверх последнего ремонтного размера шейками 3 (диаметр шеек d и D) упрочняются, например, пластическим деформированием для повышения усталостной прочности и увеличения твердости поверхности шеек и шлифуются под размер шеек (диаметром d1 и D1) менее последнего ремонтного размера. При сборке восстановленный вал своими шейками сопрягается с подшипниками, соответствующими размеру шеек. Возможно последующее назначение дополнительных ремонтных размеров шеек валов для продления срока их службы.

Проведенные экспериментальные исследования и испытания способа повышения долговечности показали, что способ прост, эффективен, позволяет в 1,5 раза повысить ресурс валов при высоком качестве восстановления их работоспособности и низкой стоимости. Отпадает необходимость в восстановлении первоначального диаметра шеек различными методами: наплавкой, напылением и т.п. которые, как правило, ведут к снижению усталостной прочности, появлению трещин и поломок, деформируемости, недостаточной сцепляемости наносимого материала и т. д. имея низкое качество восстановления работоспособности валов, малый ресурс при больших затратах труда и материалов.

Похожие патенты RU2074801C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Буравцев Сергей Константинович
RU2063324C1
Способ восстановления коленчатого вала 1990
  • Буравцев Сергей Константинович
SU1754361A1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШЕЕК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 1992
  • Дагис Зигфрид Станиславович[Kz]
RU2050243C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР 2003
  • Попов С.И.
  • Круглов В.М.
  • Самарин Н.Я.
RU2248861C1
Способ восстановления коленчатого вала 1990
  • Буравцев Сергей Константинович
SU1722765A1
Способ восстановления шеек стальных коленчатых валов 2017
  • Тарасенко Борис Федорович
  • Лебединский Николай Николаевич
  • Дмитриев Сергей Андреевич
  • Ильченко Яков Андреевич
RU2652609C1
СПОСОБ ДАГИСА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ШЕЕК ВАЛОВ 1992
  • Дагис Зигфрид Станиславович[Kz]
RU2064854C1
СПОСОБ ГАЛЬВАНОМЕХАНИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТОКОПРОВОДЯЩИХ ДЕТАЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Копылов Юрий Романович
  • Копылов Дмитрий Юрьевич
RU2296821C1
СПОСОБ ДАГИСА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ШЕЕК ВАЛОВ 1992
  • Дагис Зигфрид Станиславович[Kz]
RU2080230C1
СПОСОБ РЕМОНТА УПРОЧНЁННЫХ ИНДУКЦИОННОЙ ЗАКАЛКОЙ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2017
  • Ищенко Владимир Иванович
RU2675868C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 074 801 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ

Использование: в машиностроении для продления срока службы валов машин и механизмов, в частности, коленчатых валов. Сущность изобретения: валы, имеющие изношенные сверх пределов ремонтных размеров шейки, подвергают упрочнению для повышения их усталостной прочности и износостойкости шеек. Упрочнение осуществляют пластическим деформированием. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 074 801 C1

1. Способ повышения долговечности коленчатых валов, имеющих изношенные сверх пределов ремонтных размеров шейки, включающий шлифование шеек с заглублением в тело восстанавливаемой поверхности, отличающийся тем, что перед шлифованием шеек производят повышение усталостной прочности коленчатых валов и износостойкости их шеек упрочнением. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что упрочнение осуществляют пластическим деформированием.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2074801C1

Способ восстановления шеек коленчатого вала,изношенных сверх пределов ремонтных размеров 1986
  • Бурумкулов Фархад Хикматович
  • Давыдов Борис Петрович
  • Заринаш Андрей Александрович
  • Лельчук Лев Моисеевич
  • Семенов Михаил Евгеньевич
SU1442355A1
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб 1921
  • Игнатенко Ф.Я.
  • Смирнов Е.П.
SU23A1

RU 2 074 801 C1

Авторы

Буравцев Сергей Константинович

Даты

1997-03-10Публикация

1993-12-17Подача