СПОСОБ РЕМОНТА УПРОЧНЁННЫХ ИНДУКЦИОННОЙ ЗАКАЛКОЙ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2018 года по МПК B23P6/00 F16C3/00 B60S5/00 

Описание патента на изобретение RU2675868C1

Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано при ремонте упрочненных индукционной закалкой коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, например, двигателей КАМАЗ.

Известна конструкция коленчатого вала, у которого на шейке на всей ее длине выполнен паз, в который уложена вставка, имеющая форму полуцилиндра. При этом шейка коленчатого вала и вставка по всей их длине охвачены разрезной втулкой, концы которой соединены со вставкой и между собой посредством сварных швов. При ремонте коленчатых валов замене подлежат только разрезные втулки и вставка. Недостатком такого решения является высокая трудоемкость, вызванная необходимостью изготовления разрезных втулок, выполнение паза на шейке вала, а также высокая концентрация напряжений в местах изменения сечений и в сварных швах, приводящая к снижению прочности коленчатого вала (SU 1812353 А1, 30.04.1993 F16C 3/06).

Известен способ ремонта шеек коленчатого вала, заключающийся в том, что производят исправление геометрии изношенной шейки путем ее механической обработки до выведения следов износа. Затем на подготовленную поверхность шейки устанавливают кольцевую ленточную накладку, на внутреннюю поверхность которой нанесен слой пастообразного припоя. Накладка фиксируется с помощью контактно-точечной импульсной пайки. Затем на поверхность накладки, которую предварительно обрабатывают для снятия неровностей, устанавливают дополнительную кольцевую ленточную накладку с пастообразным припоем на внутренней поверхности. После установки этой накладки ее фиксируют контактно-точечной импульсной пайкой. При необходимости может быть использовано несколько дополнительных кольцевых ленточных накладок, причем суммарную толщину основной и дополнительных накладок выбирают из условия доведения диаметра изношенной шейки до номинального размера (RU 2074802 С1, 10.03.1997, В23Р 6/00). Недостатками такого способа ремонта являются высокая трудоемкость, вызванная необходимостью изготовления нескольких ленточных накладок со слоем припоя, их неоднократной пайкой и механической обработкой, а также высокая концентрация напряжений в местах изменения сечений и в местах пайки, приводящая к снижению прочности коленчатого вала. Кроме того, пайка не является надежным способом фиксации и для высокофорсированных дизельных двигателей не обеспечивает необходимой надежности и долговечности.

Известен способ ремонта упрочненных индукционной закалкой коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, включающий шлифовку шеек на установленные ремонтные размеры с последующей финишной обработкой, например, суперфинишированием или полировкой и др. (см. Ремонт двигателей ЯМЗ, Москва, Транспорт, 1974, с. 21, 30). Недостатком такого способа ремонта является то, что при шлифовке шеек уменьшается износостойкость и прочность коленчатых валов, что не позволяет восстановить значительную часть коленчатых валов и они отправляются в металлолом.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по совокупности признаков является способ ремонта упрочненных индукционной закалкой коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, включающий стабилизирующий объемный отпуск коленчатых валов для обеспечения перехода материала оставшегося упрочненного индукционной закалкой слоя в состояние основной структуры, шлифовку шеек на ремонтные размеры, а после шлифовки шеек упрочнение азотированием или карбонитрированием с последующей финишной обработкой (RU 2158191 С1, 2000.10.27, 7 В23Р 6/00, B60S 5/00).

Заявляемое изобретение направлено на решение задачи продления срока службы коленчатых валов при обеспечении высокой надежности. Данный технический результат достигается тем, что стабилизирующий объемный отпуск не переводит материал оставшегося упрочненного индукционной закалкой слоя в состояние основной структуры, а преобразует его в состояние, исключающее появление на коленчатых валах трещин и обеспечивающее допуски на размеры. Преобразованный материал оставшегося упрочненного индукционной закалкой слоя по сравнению с основной структурой коленчатого вала имеет повышенную твердость, что позволяет увеличить прочность коленчатых валов и увеличить твердость шеек после низкотемпературной химико-термической обработки. Последнее повышает износостойкость коленчатого вала.

Способ ремонта упрочненных индукционной закалкой коленчатых валов по заявляемому изобретению осуществляется следующим образом: коленчатый вал, подлежащий восстановлению, сначала подвергают стабилизирующему объемному отпуску, обеспечивающему преобразование материала оставшегося упрочненного индукционной закалкой слоя в состояние, исключающее появление на коленчатых валах трещин и обеспечивающее допуски на размеры, затем шейки вала шлифуют на ремонтные размеры, после чего вал упрочняют низкотемпературной химико-термической обработкой (азотированием, ионным азотированием, католитическим азотированием, карбонитрированием, оксикарбонитрированием и др.) и подвергают финишной обработке (суперфинишированием, полировкой и др.)

Конкретное выполнение заявляемого способа ремонта упрочненных индукционной закалкой коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания показано на примере коленчатого вала двигателя КАМАЗ.

Заявляемый способ поясняется чертежами на фиг. 1 и фиг. 2, где показаны позициями:

1 - фрагмент коленчатого вала;

2 - коренная шейка;

3 - шатунная шейка;

4 - щека коленчатого вала;

5 - галтель на переходе коренной шейки в щеку;

6 - галтель на переходе шатунной шейки в щеку;

7 - торец коренной шейки;

8 - торец шатунной шейки;

9 - упрочненный индукционной закалкой слой, оставшийся после шлифовки на ремонтный размер;

10 - слой, упрочненный низкотемпературной химико-термической обработкой.

Коленчатый вал двигателя КАМАЗ изготовлен из стали 42ХМФА следующего химического состава, %: углерод 0,40-0,45; ванадий 0,08-0,12; марганец 0,50-0,80; кремний 0,17-0,37; хром 1,0-1,3; молибден 0,35-0,45.

Твердость основной структуры коленчатого вала 248-286 НВ.

Глубина упрочненного индукционной закалкой слоя на шейках коленчатого вала номинального размера составляет 2,5-5,5 мм, твердость 52-62 HRC.

Сначала коленчатый вал подвергается стабилизирующему объемному отпуску в азотной атмосфере при температуре 500±10°С в течение 5 часов. Твердость оставшегося упрочненного индукционной закалкой слоя после стабилизирующего объемного отпуска 37-45 HRC.

Затем коленчатый вал подвергается шлифовке шеек на ремонтные размеры, упрочнению ионным азотированием при температуре 450±10°С в течение 36 часов и финишной обработке суперфинишированием и полировкой шеек. После ионного азотирования твердость на поверхности шеек отремонтированного коленчатого вала составляет около 800 HV0,3.

Проведенными работами было установлено, что способ ремонта по заявляемому изобретению обеспечивает исключение появления на коленчатых валах трещин и установленные допуски на размеры. При этом по сравнению с прототипом отремонтированные коленчатые валы имеют выше усталостную прочность на изгиб и кручение соответственно на 42% и 20% и уменьшенный износ при работе на двигателе на 38-63%.

На двигатели КАМАЗ такие коленчатые валы устанавливают в комплекте с ремонтными вкладышами.

Заявляемый способ ремонта можно реализовать в условиях современного производства с использованием стандартного оборудования.

Похожие патенты RU2675868C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕМОНТА УПРОЧНЕННЫХ ИНДУКЦИОННОЙ ЗАКАЛКОЙ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Светличный Н.И.
  • Аюкин З.А.
  • Ищенко В.И.
  • Леонов С.М.
RU2158191C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ 2007
  • Светличный Николай Иванович
  • Ищенко Владимир Иванович
  • Сарапулов Николай Владимирович
  • Туманов Евлампий Семенович
RU2369647C2
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Светличный Н.И.
  • Аюкин З.А.
  • Ищенко В.И.
  • Леонов С.М.
RU2231565C2
СПОСОБ РЕМОНТА УПРОЧНЕННЫХ АЗОТИРОВАНИЕМ ШЕЕК КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Шибаков Владимир Георгиевич
  • Галиев Рафис Кашфелович
  • Хабибуллин Рифат Габдулхакович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Денисов Александр Сергеевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
RU2487002C2
Способ ремонта упрочненных индукционной закалкой коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания 2017
  • Какорин Даниил Дмитриевич
RU2673900C1
Способ восстановления азотированных коленчатых валов 1988
  • Лахтин Юрий Михайлович
  • Коган Яков Давидович
  • Ческис Борис Изотович
  • Чернышев Георгий Дмитриевич
  • Панкратов Виктор Павлович
  • Кудрявцев Николай Павлович
  • Брагин Борис Николаевич
  • Скоров Николай Георгиевич
  • Сошкин Сергей Михайлович
  • Карпов Евгений Евгеньевич
SU1638200A1
Способ восстановления шеек стальных коленчатых валов 2019
  • Тарасенко Борис Федорович
  • Шапиро Евгений Александрович
  • Парейчук Григорий Олегович
  • Яковлев Николай Федорович
RU2729795C1
Способ восстановления чугунных распределительных валов 1984
  • Тихонов Аркадий Константинович
  • Копыл Валерий Иванович
  • Кузьменко Лидия Яковлевна
  • Иотов Валерий Владимирович
  • Чумиков Андрей Борисович
SU1371983A1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКАЛКИ ТВЧ 2005
  • Виницкий Анатолий Анатольевич
  • Семенов Роберт Алексеевич
RU2296169C1
Способ ремонта шеек стальных коленчатых валов 2021
  • Тарасенко Борис Федорович
  • Вакуленко Олег Сергеевич
  • Дмитриев Сергей Андреевич
RU2775587C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 675 868 C1

Реферат патента 2018 года СПОСОБ РЕМОНТА УПРОЧНЁННЫХ ИНДУКЦИОННОЙ ЗАКАЛКОЙ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано при ремонте упрочненных индукционной закалкой коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, например двигателей КАМАЗ. Способ включает стабилизирующий объемный отпуск коленчатого вала, шлифовку шеек на ремонтные размеры, упрочнение вала низкотемпературной химико-термической обработкой и финишную обработку шеек, стабилизирующий объемный отпуск осуществляют в азотной атмосфере при температуре 500±10°С в течение 5 часов до получения твердости оставшегося упрочненного индукционной закалкой слоя 37-45HRC, а упрочнение вала осуществляют ионным азотированием при температуре 450±10°С в течение 36 часов. Изобретение позволяет в сочетании с низкотемпературной химико-термической обработкой после шлифовки шеек на ремонтные размеры повысить усталостную прочность и износостойкость отремонтированных коленчатых валов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 675 868 C1

Способ ремонта упрочненного индукционной закалкой коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, включающий стабилизирующий объемный отпуск коленчатого вала, шлифовку шеек на ремонтные размеры, упрочнение вала низкотемпературной химико-термической обработкой и финишную обработку шеек, отличающийся тем, что стабилизирующий объемный отпуск осуществляют в азотной атмосфере при температуре 500±10°С в течение 5 часов до получения твердости оставшегося упрочненного индукционной закалкой слоя 37-45HRC, а упрочнение вала осуществляют ионным азотированием при температуре 450±10°С в течение 36 часов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2675868C1

СПОСОБ РЕМОНТА УПРОЧНЕННЫХ ИНДУКЦИОННОЙ ЗАКАЛКОЙ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Светличный Н.И.
  • Аюкин З.А.
  • Ищенко В.И.
  • Леонов С.М.
RU2158191C1
СПОСОБ РЕМОНТА ШЕЕК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 1994
  • Рогинский Леонард Брониславович
RU2074802C1
Способ восстановления коленчатого вала 1990
  • Буравцев Сергей Константинович
SU1722765A1
US 3419949 A, 07.01.1969
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВОДЯНОК ОБОЛОЧЕК ЯИЧКА И СЕМЕННОГО КАНАТИКА 2014
  • Кравцов Юрий Александрович
RU2605841C2

RU 2 675 868 C1

Авторы

Ищенко Владимир Иванович

Даты

2018-12-25Публикация

2017-12-04Подача