КОЛЕСНАЯ ПАРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1997 года по МПК B60B37/12 

Описание патента на изобретение RU2076806C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к осям вагонов метрополитена. Известна колесная пара, содержащая ось и колеса, ступицы которых жестко связаны с осью, а поверхности катания выполнены на ободах, жестко связанных со ступицами ("Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар электропоездов метрополитенов", "Транспорт", 1980 г. стр.8, рис. 7).

Недостатком этой колесной пары является невозможность движения поверхностей катания колес с разными угловыми скоростями, что вызывает повышенный износ колес, рельсов и затраты электроэнергии.

Известна колесная пара с фрикционным ограничителем проскальзывания, в которой одно колесо жестко связано с осью, а второе соединено с осью посредством подшипников и торцевого фрикциона, настроенного на предельный момент (а. с. N 1782776, М. кл. В 60 В 35/14, 1990 г.).

Недостатком указанной колесной пары является повышенная сложность конструкции и незначительная эффективность выравнивания угловых скоростей поверхностей катания колес.

Известна колесная пара, содержащая ось и колеса, ступицы которых жестко связаны с осью, а поверхность катания у одного из них выполнена на ободе, жестко связанном со ступицей, а у другого на ободе, соединенном со ступицей с возможностью вращения (патент ФРГ N 3740140 М. кл. В 60 В 19/00, 1987 г.).

Указанная колесная пара имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что обод с поверхностью катания связан со ступицей посредством червячных передач с управляемыми приводами. Это делает конструкцию пары очень сложной из-за необходимости иметь систему управления приводами связанную с датчиками, установленными вдоль пути транспортного средства.

При этом многие признаки указанного технического решения совпадают с признаками предложенного, поэтому данный аналог принимается в качестве прототипа.

Целью изобретения является упрощение конструкции колесной пары, повышение эффективности и надежности ее работы.

Цель достигается тем, что в колесной паре с независимым и совместным вращением поверхностей катания колес, содержащей ось и колеса, ступицы которых жестко связаны с осью, а поверхность катания, по меньшей мере у одного колеса, выполнена на ободе, соединенном со ступицей с возможностью вращения, соединение обода со ступицей выполнено посредством гладких поверхностей вращения, а параметры этого соединения (диаметр, материал сопрягаемых деталей, шероховатость поверхностей и т.п.) выбираются из условия, чтобы крутящий момент, определяемый силами трения в соединении в начале движения транспортного средства, был больше передаваемого на ось крутящего момента от привода колесной пары. Поиск показал, что признаки отличающие предложенное техническое решение от прототипа не известны в других совокупностях, что позволяет сделать вывод о соответствии предложенного технического решения критерию изобретения.

На фиг.1 показано колесо, обод которого соединен со ступицей посредством цилиндрических поверхностей; на фиг.2 то же, но посредством конических поверхностей.

Колесная пара содержит ось 1 и жестко связанные с ней ступицы 2. Обед 3, по меньшей мере у одного из колес, связан со ступицей 2 посредством соединения 4 поверхностей вращения, которые могут быть, например, цилиндрическими или коническими. На ободах 3 выполнены поверхности катания 5, предназначенные для взаимодействия с рельсами.

Параметры соединения 4 такие как: диаметр, шероховатость, твердость поверхностей, материал сопряженных деталей выбираются из условия, чтобы крутящий момент, определяемый силами трения в соединении в момент трогания транспортного средства был больше, чем крутящий момент приложенный к оси от привода ее вращения.

Работает колесная пара следующим образом. В момент начала движения транспортного средства от электродвигателя начинает вращаться ось 1 колесной пары, а вместе с ней ступица 2 колеса с ободом 3, т.к. крутящий момент между поверхностями в соединении 4 обода со ступицей под действием тяжести транспортного средства в это время больше, чем крутящий момент передаваемый приводом на ось, обод 3 будет вращаться вместе со ступицей как одно целое и транспортное средство начнет двигаться как на колесных парах с ободами, жестко связанными со ступицами. По мере увеличения скорости движения, трение в соединении 4 поверхностей вращения уменьшается и колесная пара начинает работать с независимым вращением поверхностей катания колес. При прохождении кривых участков пути обод 3 поворачивается относительно ступицы 2 компенсируя разницу в угловых скоростях колес. При разнице диаметров ободов колесной пары будет происходить то же самое.

Тем самым значительно уменьшается износ колес транспортного средства и рельсов, а также уменьшаются потери электроэнергии вследствие уменьшения сил сопротивления движению транспортного средства.

Похожие патенты RU2076806C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОХОЖДЕНИЯ КРИВОЛИНЕЙНЫХ УЧАСТКОВ ПУТИ ТЕЛЕЖКАМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ИМЕЮЩИМИ ВОЗМОЖНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ВРАЩЕНИЯ ОБОДОВ КОЛЕСНЫХ ПАР 2005
  • Винник Леонид Владимирович
  • Фридберг Аркадий Моисеевич
RU2326781C2
КОЛЕСО С ПОДВИЖНЫМ ОБОДОМ 1998
  • Фридберг А.М.
  • Винник Л.В.
RU2135372C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО ФРИДБЕРГА А.М. 2006
  • Фридберг Аркадий Моисеевич
RU2344941C2
КОЛЁСНАЯ ПАРА ВИННИКА ЛЕОНИДА 2013
  • Винник Леонид Владимирович
RU2547941C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2001
  • Фридберг А.М.
  • Винник Л.В.
RU2211443C2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО 2001
  • Винник Л.В.
  • Фридберг А.М.
  • Сапенок А.А.
RU2208523C1
ИНЕРЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ 1999
  • Винник Л.В.
  • Фридберг А.М.
  • Сапенок А.А.
RU2207256C2
КОЛЕСНАЯ ПАРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
  • Михин Н.М.
  • Савоськин А.Н.
  • Грек В.И.
  • Михайлов Г.И.
RU2158679C2
СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЕСА С РЕЛЬСОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (ВАРИАНТЫ) 1997
  • Михайлов Г.И.
  • Грек В.И.
  • Савоськин А.Н.
  • Винник Л.В.
  • Мещерин Ю.В.
  • Фридберг А.М.
  • Зубков В.Ф.
  • Гущин П.П.
RU2115908C1
ТЕЛЕЖКА СКОРОСТНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА В.В. БОДРОВА 2015
  • Бодров Владимир Викторович
RU2602006C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 076 806 C1

Реферат патента 1997 года КОЛЕСНАЯ ПАРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к осям вагонов метрополитена. Сущность: колесная пара содержит ось 1 и жестко связанные с ней ступицы 2. Обод 3 связан со ступицей 2 посредством соединения 4 поверхностей вращения. На ободе 3 выполнена поверхность катания 5, предназначенная для взаимодействия с рельсом. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 076 806 C1

Колесная пара транспортного средства, содержащая ось и колеса, ступицы которых жестко связаны с осью, а поверхность катания по меньшей мере у одного колеса выполнена на ободе, соединенном со ступицей с возможностью вращения, отличающаяся тем, что соединение обода со ступицей выполнено посредством гладких поверхностей вращения, а параметры соединения (диаметр, материал сопрягаемых деталей, твердость, шероховатость поверхностей и т.п.) выбираются из условия, чтобы крутящий момент, определяемый силами трения в соединении в начале движения транспортного средства, был больше крутящего момента, который должен быть приложен к колесной паре для трогания транспортного средства с места.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2076806C1

Патент ФРГ N 3740140, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 076 806 C1

Авторы

Фридберг Аркадий Моисеевич

Винник Леонид Владимирович

Даты

1997-04-10Публикация

1994-07-01Подача