Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к колесам транспортного средства, и может быть использовано для повышения надежности работы колеса.
Известно цельнокатаное колесо, содержащее центр и бандаж с гребнем ( см. ГОСТ 9036 "Колеса цельнокатаные. Конструкции и размеры"). Недостатком таких колес является интенсивный износ гребней, особенно при движении транспортного средства в кривых рельсового пути. Из-за этого износа при восстановлении профиля бандажа приходится значительно уменьшать диаметры колес по кругу катания, что резко снижает их долговечность.
Известно железнодорожное колесо, содержащее колесный центр и охватывающий его бандаж с гребнем. На бандаже выполнен кольцевой паз, в котором смонтированы с возможностью вращения два состыкованных полукольца, взаимодействующие с вертикальными стенками паза через тела качения, которые установлены в кольцевых канавках, выполненных соответственно на вертикальных стенках паза и полуколец ( А.с. СССР 965806, В 60 В 17/00, 1981 г.).
Недостатком указанного колеса является его малая надежность из-за стыка полуколец, который затрудняет движение тел качения в кольцевых канавках. Кроме этого, гребень, выполненный в виде полуколец, имеет малую жесткость и по этой причине не может удовлетворять требованиям по технике безопасности.
Однако указанное железнодорожное колесо по большинству признаков является наиболее близким к предлагаемому техническому решению аналогом и поэтому принято в качестве прототипа.
Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности железнодорожного колеса с установленным на бандаже с возможностью вращения гребнем.
Поставленная цель достигается тем, что у колеса, содержащего колесный центр с охватывающим его бандажом и гребень, связанный с бандажом посредством тел качения, установленных в кольцевых канавках, гребень выполнен в виде цельного кольца, а тела качения установлены в кольцевых канавках, выполненных на наружной цилиндрической поверхности бандажа и внутренней цилиндрической поверхности гребня, при этом в бандаже выполнена по меньшей мере одна пара отверстий, предназначенная для ввода шариков в кольцевые канавки, причем одно из этих отверстий выходит в канал, образованный кольцевыми канавками, а другое - на торец бандажа и в нем установлен введенный в колесо вкладыш и запорное кольцо.
Приведенная совокупность признаков не известна из аналогов, выявленных в процессе поиска. Поэтому заявленное техническое решение соответствует требованиям критерия "новизна".
Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежом, на котором показан общий вид колеса в осевом разрезе.
Железнодорожное колесо содержит центр (не показан) и бандаж 1 с гребнем 2. В канале, образованном наружной и внутренней кольцевыми канавками радиусного профиля, выполненными соответственно на цилиндрических поверхностях бандажа и гребня, установлены тела качения в виде шариков 3, заведенных в канал через отверстия 4 и 5.
Выход шариков из канала перекрыт вкладышем 6 и стопорным кольцом 7. При этом усилие взаимодействия гребня с рельсом проходит по линии, расположенной в плоскости, проходящей через центры шарика и радиуса R рельса перпендикулярно оси последнего. Благодаря этому гребень не перекашивается и работает как наружное кольцо шарикового радиально-упорного подшипника. Гребень не скользит, а, вращаясь на шариках, катится вместе с бандажом или не зависимо от него по рельсу.
Благодаря отсутствию скольжения гребня по рельсу уменьшается его износ и отпадает необходимость в применении дорогостоящих рельсосмазывающих устройств. При ремонте нет необходимости восстанавливать профиль гребня путем съема больших объемов металла с поверхностей катания бандажа. Таким образом увеличивается надежность и долговечность колеса, а из-за отсутствия скольжения гребней по рельсам уменьшается сопротивление движению транспортного средства и затраты энергии на его движение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСО С ПОДВИЖНЫМ ОБОДОМ | 1998 |
|
RU2135372C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО ФРИДБЕРГА А.М. | 2006 |
|
RU2344941C2 |
КОЛЕСНАЯ ПАРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2076806C1 |
СПОСОБ ПРОХОЖДЕНИЯ КРИВОЛИНЕЙНЫХ УЧАСТКОВ ПУТИ ТЕЛЕЖКАМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ИМЕЮЩИМИ ВОЗМОЖНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ВРАЩЕНИЯ ОБОДОВ КОЛЕСНЫХ ПАР | 2005 |
|
RU2326781C2 |
ИНЕРЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 1999 |
|
RU2207256C2 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2001 |
|
RU2211443C2 |
КОЛЁСНАЯ ПАРА ВИННИКА ЛЕОНИДА | 2013 |
|
RU2547941C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО | 2010 |
|
RU2428319C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО В.В. БОДРОВА | 2015 |
|
RU2601492C2 |
ПРОФИЛЬ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА Р65-ВГ1 | 2016 |
|
RU2648545C2 |
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к колесам транспортного средства. Железнодорожное колесо содержит колесный центр, бандаж с гребнем. В канале, образованном наружной и внутренней канавками радиусного профиля соответственно на ободе и в гребне, установлены шарики, заведенные в канал через отверстия. Выход шариков из канала перекрыт вкладышем и стопорным кольцом. При качении колеса по рельсу гребень, как наружное кольцо подшипника при взаимодействии с рельсом, вращается на шариках и катится по рельсу вместе с бандажом без проскальзывания относительно рельса. Технический результат: повышение надежности колеса, уменьшение сопротивления движению транспортного средства и уменьшение затрат энергии на это движение. 1 ил.
Железнодорожное колесо, содержащее колесный центр с охватывающим его бандажом и гребень, связанный с бандажом посредством тел качения, установленных в кольцевых канавках, отличающееся тем, что гребень выполнен в виде цельного кольца, а тела качения установлены в кольцевых канавках, выполненных на наружной и внутренней цилиндрических поверхностях соответственно бандажа и гребня, при этом в бандаже выполнена по меньшей мере одна пара отверстий, предназначенная для монтажа и демонтажа тел качения в кольцевые канавки, причем одно из этих отверстий выходит в канал, образованный кольцевыми канавками, а другое - на торец бандажа и в нем установлен введенный в колесо вкладыш и запорное кольцо.
Железнодорожное колесо | 1981 |
|
SU965806A1 |
Паровая или газовая турбина | 1926 |
|
SU5141A1 |
DE 19830814 А1, 20.01.2000 | |||
Дорожная спиртовая кухня | 1918 |
|
SU98A1 |
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах | 1913 |
|
SU95A1 |
МОНОБЛОК ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ПРОВОДОВ И/ИЛИ ОПТИЧЕСКИХ КАБЕЛЕЙ НА СТОЙКЕ ОПОРЫ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2343612C1 |
US 4431227 А1, 14.02.1984 | |||
ЕР 0489455 А1, 10.06.1992. |
Авторы
Даты
2003-07-20—Публикация
2001-12-20—Подача