ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО Российский патент 2003 года по МПК B60B17/00 

Описание патента на изобретение RU2208523C1

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к колесам транспортного средства, и может быть использовано для повышения надежности работы колеса.

Известно цельнокатаное колесо, содержащее центр и бандаж с гребнем ( см. ГОСТ 9036 "Колеса цельнокатаные. Конструкции и размеры"). Недостатком таких колес является интенсивный износ гребней, особенно при движении транспортного средства в кривых рельсового пути. Из-за этого износа при восстановлении профиля бандажа приходится значительно уменьшать диаметры колес по кругу катания, что резко снижает их долговечность.

Известно железнодорожное колесо, содержащее колесный центр и охватывающий его бандаж с гребнем. На бандаже выполнен кольцевой паз, в котором смонтированы с возможностью вращения два состыкованных полукольца, взаимодействующие с вертикальными стенками паза через тела качения, которые установлены в кольцевых канавках, выполненных соответственно на вертикальных стенках паза и полуколец ( А.с. СССР 965806, В 60 В 17/00, 1981 г.).

Недостатком указанного колеса является его малая надежность из-за стыка полуколец, который затрудняет движение тел качения в кольцевых канавках. Кроме этого, гребень, выполненный в виде полуколец, имеет малую жесткость и по этой причине не может удовлетворять требованиям по технике безопасности.

Однако указанное железнодорожное колесо по большинству признаков является наиболее близким к предлагаемому техническому решению аналогом и поэтому принято в качестве прототипа.

Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности железнодорожного колеса с установленным на бандаже с возможностью вращения гребнем.

Поставленная цель достигается тем, что у колеса, содержащего колесный центр с охватывающим его бандажом и гребень, связанный с бандажом посредством тел качения, установленных в кольцевых канавках, гребень выполнен в виде цельного кольца, а тела качения установлены в кольцевых канавках, выполненных на наружной цилиндрической поверхности бандажа и внутренней цилиндрической поверхности гребня, при этом в бандаже выполнена по меньшей мере одна пара отверстий, предназначенная для ввода шариков в кольцевые канавки, причем одно из этих отверстий выходит в канал, образованный кольцевыми канавками, а другое - на торец бандажа и в нем установлен введенный в колесо вкладыш и запорное кольцо.

Приведенная совокупность признаков не известна из аналогов, выявленных в процессе поиска. Поэтому заявленное техническое решение соответствует требованиям критерия "новизна".

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежом, на котором показан общий вид колеса в осевом разрезе.

Железнодорожное колесо содержит центр (не показан) и бандаж 1 с гребнем 2. В канале, образованном наружной и внутренней кольцевыми канавками радиусного профиля, выполненными соответственно на цилиндрических поверхностях бандажа и гребня, установлены тела качения в виде шариков 3, заведенных в канал через отверстия 4 и 5.

Выход шариков из канала перекрыт вкладышем 6 и стопорным кольцом 7. При этом усилие взаимодействия гребня с рельсом проходит по линии, расположенной в плоскости, проходящей через центры шарика и радиуса R рельса перпендикулярно оси последнего. Благодаря этому гребень не перекашивается и работает как наружное кольцо шарикового радиально-упорного подшипника. Гребень не скользит, а, вращаясь на шариках, катится вместе с бандажом или не зависимо от него по рельсу.

Благодаря отсутствию скольжения гребня по рельсу уменьшается его износ и отпадает необходимость в применении дорогостоящих рельсосмазывающих устройств. При ремонте нет необходимости восстанавливать профиль гребня путем съема больших объемов металла с поверхностей катания бандажа. Таким образом увеличивается надежность и долговечность колеса, а из-за отсутствия скольжения гребней по рельсам уменьшается сопротивление движению транспортного средства и затраты энергии на его движение.

Похожие патенты RU2208523C1

название год авторы номер документа
КОЛЕСО С ПОДВИЖНЫМ ОБОДОМ 1998
  • Фридберг А.М.
  • Винник Л.В.
RU2135372C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО ФРИДБЕРГА А.М. 2006
  • Фридберг Аркадий Моисеевич
RU2344941C2
КОЛЕСНАЯ ПАРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Фридберг Аркадий Моисеевич
  • Винник Леонид Владимирович
RU2076806C1
СПОСОБ ПРОХОЖДЕНИЯ КРИВОЛИНЕЙНЫХ УЧАСТКОВ ПУТИ ТЕЛЕЖКАМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ИМЕЮЩИМИ ВОЗМОЖНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ВРАЩЕНИЯ ОБОДОВ КОЛЕСНЫХ ПАР 2005
  • Винник Леонид Владимирович
  • Фридберг Аркадий Моисеевич
RU2326781C2
ИНЕРЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ 1999
  • Винник Л.В.
  • Фридберг А.М.
  • Сапенок А.А.
RU2207256C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2001
  • Фридберг А.М.
  • Винник Л.В.
RU2211443C2
КОЛЁСНАЯ ПАРА ВИННИКА ЛЕОНИДА 2013
  • Винник Леонид Владимирович
RU2547941C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО 2010
  • Голышков Роман Анатольевич
  • Керенцев Дмитрий Евгеньевич
RU2428319C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО В.В. БОДРОВА 2015
  • Бодров Владимир Викторович
RU2601492C2
ПРОФИЛЬ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА Р65-ВГ1 2016
  • Голубятников Александр Владимирович
RU2648545C2

Реферат патента 2003 года ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к колесам транспортного средства. Железнодорожное колесо содержит колесный центр, бандаж с гребнем. В канале, образованном наружной и внутренней канавками радиусного профиля соответственно на ободе и в гребне, установлены шарики, заведенные в канал через отверстия. Выход шариков из канала перекрыт вкладышем и стопорным кольцом. При качении колеса по рельсу гребень, как наружное кольцо подшипника при взаимодействии с рельсом, вращается на шариках и катится по рельсу вместе с бандажом без проскальзывания относительно рельса. Технический результат: повышение надежности колеса, уменьшение сопротивления движению транспортного средства и уменьшение затрат энергии на это движение. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 208 523 C1

Железнодорожное колесо, содержащее колесный центр с охватывающим его бандажом и гребень, связанный с бандажом посредством тел качения, установленных в кольцевых канавках, отличающееся тем, что гребень выполнен в виде цельного кольца, а тела качения установлены в кольцевых канавках, выполненных на наружной и внутренней цилиндрических поверхностях соответственно бандажа и гребня, при этом в бандаже выполнена по меньшей мере одна пара отверстий, предназначенная для монтажа и демонтажа тел качения в кольцевые канавки, причем одно из этих отверстий выходит в канал, образованный кольцевыми канавками, а другое - на торец бандажа и в нем установлен введенный в колесо вкладыш и запорное кольцо.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2208523C1

Железнодорожное колесо 1981
  • Глущенко Алексей Данилович
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Федотов Александр Павлович
  • Долгих Сергей Александрович
SU965806A1
Паровая или газовая турбина 1926
  • Бережинский В.Д.
  • Иванов М.Н.
SU5141A1
DE 19830814 А1, 20.01.2000
Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах 1913
  • Евстафьев Ф.Ф.
SU95A1
МОНОБЛОК ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ПРОВОДОВ И/ИЛИ ОПТИЧЕСКИХ КАБЕЛЕЙ НА СТОЙКЕ ОПОРЫ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Полканов Дмитрий Юрьевич
  • Куимов Артем Игоревич
RU2343612C1
US 4431227 А1, 14.02.1984
ЕР 0489455 А1, 10.06.1992.

RU 2 208 523 C1

Авторы

Винник Л.В.

Фридберг А.М.

Сапенок А.А.

Даты

2003-07-20Публикация

2001-12-20Подача