Изобретение относится к арматуростроению, к защитной арматуре высоких параметров и может быть использовано для предотвращения обратного потока среды в трубопроводах в связи с внезапным снижением давления (например, при разрыве трубопровода) в одном из элементов тепловых и атомных электростанций, химических или нефтегазовых предприятий.
Известен обратный клапан (см. каталог фирмы "Sempell", Германия, фиг.22, стр. 33), состоящий из корпуса с крышкой, в котором размещены седло, затвор, опора затвора, шарнирно соединенные между собой, подвеска в виде рычага и упор затвора.
Эта конструкция двухшарнирная, рычажная. В конструкции относительно просто решается вопрос обеспечения герметичности в затворе за счет наличия двух шарниров.
Однако при этом центр тяжести затвора, центр приложения сил к нему и центр шарнира находятся в разных плоскостях. Образуемые при этом плечи сил и большие веса деталей приводят к возникновению больших изгибных усилий как при быстром закрытии клапана, так и при его открытии. Восприятие усилий требует увеличения элементов конструкций, т.е. увеличения их веса и т.д.
Приводит это к большим нагрузкам на уплотнительные поверхности при срабатывании и низкой надежности обеспечения герметичности при длительной эксплуатации. При внезапном открытии клапана он испытывает значительные динамические нагрузки. Снижение надежности работы шарниров возможно из-за постоянной вибрации открытого затвора в скоростном потоке. Вибрация объясняется как шарнирной опорой открытого затвора о корпус, так и шарнирным (свободным) соединением затвора с рычагом.
Задачей изобретения является повышение надежности обратного клапана, особенно на аварийных режимах эксплуатации.
Технический результат достигается тем, что в обратном клапане, содержащем корпус с крышкой, в котором размещены седло, затвор, шарнирно соединенный с опорой, подвеска и упор затвора, на обращенных друг к другу поверхностях затвора и опоры выполнены встречные пазы, а подвеска выполнена в виде ряда серьг с плоской поверхностью, обращенной к затвору, установленных в пазах с возможностью перемещения в опоре, и ограниченного вращения в затворе, при этом шарниры серьг установлены по оси центра тяжести затвора, а упор размещен на крышке и выполнен в виде цилиндрической втулки с наклонной опорной поверхностью, обращенной к затвору.
Такая конструкция позволяет избежать изгибных напряжений, так как в этом случае на подвески действуют только растягивающие силы, что позволяет уменьшить массу и габариты затвора, повысить чувствительность клапана. Оси шарниров подвесок в этом случае работают на срез по множеству сечений (например, восьми), что позволяет принять минимальный их диаметр и таким образом уменьшить момент трения в осях шарниров и повысить чувствительность клапана.
Данная конструкция является двухшарнирным, безрычажным соединением затвора и его опоры. Наличие зазоров между серьгами и встречными пазами, между плоской нижней частью серьг и боковой поверхностью затвора, с одной стороны, обеспечивает свободное, безизгибное вращение затвора относительно оси шарнира в опоре затвора, с другой стороны, обеспечивает некоторую "гибкость" системы в заданных пределах, облегчает центровку конструкции при сборке и прилегание тарелки к плоскости седла в закрытом положении или к наклонной опорной плоскости упора в открытом положении. Расположение шарниров серьг на оси центра тяжести затвора исключает практически возможности возникновения изгибающих моментов в конструкции при открытии и закрытии клапанов, что позволяет уменьшить размеры элементов конструкций, повысить надежность за счет снижения нагрузок, что особенно важно при аварийных режимах работы.
Размещение упора затвора на крышке клапана и выполнение его в виде цилиндрической втулки с наклонной опорной поверхностью повышают надежность клапана в открытом положении, так как позволяют за счет динамического напора среды удерживать тарелку прижатой к жесткой опоре по плоскости, исключая вибрацию тарелки и износ трущихся частей.
Кроме того, при внезапном (до 0,010 с) открытии затвора динамическая нагрузка на затвор, упор и шарниры будет рассредоточена по наклонной поверхности упора и значительно снижена, что также повышает надежность работы клапана.
На фиг. 1 изображен обратный клапан, продольный разрез; на фиг.2 - укрупненный вид узла 1; на фиг. 3 обратный клапан, вид сверху; на фиг.4 - подвеска затвора, продольный разрез; на фиг.5 место крепления опоры затвора.
Обратный клапан (фиг.1,3) состоит из корпуса 1 с крышкой 2, внутри которых расположены седло 3, затвор 4, серьги 5, оси шарниров 6 и 7, опора 8 затвора 4, упор 9. Крепление опоры 8 в корпусе осуществляется за счет выступа 10 и штифтом 11. Соединение корпуса 1 с крышкой 2 осуществляется с помощью шпилек 12 и гаек 13.
Обратный клапан работает следующим образом.
При нормальном режиме работы клапан открыт. Затвор 4 потоком среды прижат к упору 9. При этом затвор опирается на наклонную поверхность по всей плоскости упора, так как двухшарнирное соединение 5, 6, 7 затвора обеспечивает его самоустановку.
При аварийном режиме (например, разрыве трубопровода) происходит внезапное (до 0,01 с) изменение направления потока и закрытие клапана. Затвор перемещается относительно оси 6 шарнира, серьги 5 до упора о седло 3. Гашение энергии происходит за счет прогиба тарелки и пластической деформации утоненной части седла 3. При этом нагрузка на опору и серьгу 45 центробежная, по оси серьги. При этом нагрузка заметно снижена в связи с уменьшенной массой тарелки и подвески. Прилегание затвора 4 к седлу 3 обеспечивается за счет свободы в шарнире 7 серьги 5.
При резком (аварийном) открытии клапана процесс проходит аналогично процессу закрытия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОБРАТНЫЙ ПОВОРОТНЫЙ КЛАПАН | 2001 |
|
RU2221951C2 |
КЛАПАН ОБРАТНЫЙ | 2015 |
|
RU2605685C1 |
ЗАДВИЖКА С ПОРШНЕВЫМ ПРИВОДОМ | 1987 |
|
RU1565185C |
МОДУЛЬ АККУМУЛЯТОРНЫЙ ПОДВАГОННЫЙ (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2160195C2 |
Затвор обратный | 2017 |
|
RU2660986C1 |
РЕГУЛИРУЕМАЯ УПРУГАЯ ПОДВЕСКА | 1993 |
|
RU2057986C1 |
СЛИВНОЕ УСТРОЙСТВО | 2004 |
|
RU2267421C1 |
БЫСТРОЗАПОРНАЯ ЗАХЛОПКА ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ | 2000 |
|
RU2180404C2 |
УПОР ДЛЯ ОСТАНОВКИ ПАКЕТА ЛИСТОВ НА РОЛЬГАНГЕ | 1989 |
|
RU2019327C1 |
КРЫШКА ПРЯМОУГОЛЬНОГО ГАЗОХОДА КОТЛА | 1994 |
|
RU2076997C1 |
Использование: в арматуростроении, в частности в качестве защитной арматуры высоких параметров в системах безопасности тепловых и атомных электростанций, предприятий химической и нефтегазовой промышленности. Сущность изобретения: в корпусе обратного клапана размещены седло, затвор, шарнирно соединенный с опорой, подвеска и упор затвора. На обращенных друг к другу поверхностях затвора и опоры выполнены встречные пазы. Подвеска выполнена в виде заведенных в пазы серьг с плоской поверхностью, обращенной к затвору. Шарниры серьг установлены по оси центра тяжести затвора. Упор размещен на крышке и выполнен в виде цилиндрической втулки с наклонной опорной поверхностью, обращенной к затвору. 5 ил.
Обратный клапан, содержащий корпус с крышкой, в котором размещены седло, затвор, шарнирно соединенный с опорой, подвеска и упор затвора, отличающийся тем, что на обращенных друг к другу поверхностях затвора и опоры выполнены встречные пазы, а подвеска выполнена в виде ряда серьг с плоской поверхностью, обращенной к затвору, установленных в пазах с возможностью перемещения в опоре и ограниченного вращения в затворе, при этом шарниры серьг установлены по оси центра тяжести затвора, а упор размещен на крышке и выполнен в виде цилиндрической втулки с наклонной опорной поверхностью, обращенной к затвору.
Каталог фирмы "Sempell", DE, 1985, фиг | |||
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Способ сопряжения брусьев в срубах | 1921 |
|
SU33A1 |
Авторы
Даты
1997-04-10—Публикация
1993-05-13—Подача