Изобретение относится к области машиностроения, предназначается для передачи вращения, т.е. для муфт как устройств сообщения вращения между валами или другими соосно расположенными звеньями механизмов.
Известна конусная муфта содержащая две полумуфты с коническими поверхностями, пружину силового замыкания, шпоночное соединение вала с подвижной в направлении оси вала полумуфтой, гайку и контргайку регулирования усилия пружины /1/.
При работе такой муфты создается момент сил трения, зависящий от радиуса муфты, а, следовательно, с необходимым увеличением момента сил трения увеличивается радиус муфты, приводящий к увеличению габаритов самой муфты.
Муфты подобных конструкций находят широкое применение в ручном инструменте. Очевидно, что ручной инструмент должен быть малым по весу и габаритам, что и является задачей изобретения.
Поставленная задача решается тем, что известное устройство, содержащее неподвижную полумуфту, подвижную полумуфту с коническими фрикционными поверхностями, подвижная полумуфта связана с валом в окружном направлении средством передачи крутящего момента, и регулирующее средство поджатия подвижной полумуфты к неподвижной, снабжено несколькими коническими кольцами с торцевыми пазами, концентрично расположенными относительно друг друга в кольцевом зазоре между коническими фрикционными поверхностями полумуфт, а также штифтами, одни из которых установлены в охватывающей полумуфте и расположены в пазах нечетных конических колец, считая от оси вала в радиальном направлении, а другие установлены в охватываемой полумуфте и расположены в пазах нечетных конических колец, считая от оси вала в том же направлении, при этом торцевые пазы выполнены на меньшем диаметре нечетных конических колей и на большем диаметре четных конических колец.
На фиг. 1 изображен общий вид фрикционной конусной муфты;на фиг. 2 - схема действия сил на конических поверхностях муфты.
Фрикционная муфта (фиг. 1) содержит неподвижную полумуфту 1, подвижную полумуфту 2 в направлении оси вала 3 и несколько концентрично расположенных колец 4 с коническими поверхностями соприкосновения между собой и с полумуфтами, а также пружину 5 силового замыкания полумуфт и колец, гайку 6 и контргайку 7, установленные на резьбе вала 3, шпоночное подвижное соединение вала 3 с подвижной полумуфтой 2 и штыри 8 и 9, взаимодействующие через пазы на меньших диаметрах колнц 4 и на больших диаметрах колец 4 соответственно нечетных и четных по размещению, считая от оси вала неподвижной полумуфты 1.
Фрикционная муфта работает следующим образом. Вращение между полумуфтами 1 и 2 передается при помощи штифтов 8 и 9 через пазы конических колец 4 силами трения на конических поверхностях этих полумуфт и колец, возникающих от усилия пружины 5, регулируемого перемещением по резьбе вала 3 гайки 6, фиксируемой контргайкой 7. При этом нечетные кольца 4, считая от неподвижной полумуфты 1, вращаются за одно целое со штифтом 8 и подвижной полумуфтой 2, а четные кольца 4 за одно целое со штифтами 9 и неподвижной полумуфтой 1 в разомкнутом состоянии полумуфт 1 и 2 и колец 4. Замыкание полумуфт 1 и 2 с коническими кольцами 4 осуществляется пружиной 5. Для выключения вращения служит канавка полумуфты 2, взаимодействующая с вилкой управления. Причем с перемещением подвижной полумуфты 2 вправо по фиг. 1 происходит размыкание конических колец 4 силами веса.
Усилие пружины 5 Pпр (фиг. 2) при конических поверхностях полумуфт 1 и 2 пропорционально синусу угла β наклона образующих конусов к оси вала 3. Поэтому при угле трения порядка 6o, принимаемого предельным для осуществления размыкания, получается пятикратное уменьшение диаметра проволоки пружины 5. С введением нескольких конических колец 4 это усилие снижается пропорционально числу взаимодействующих конических поверхностей колец 4 и полумуфт и 2 с связи с размещениями штифтов 8 и 9.
Этим обосновывается снижение радиальных размеров полумуфт 1 и 2, а также размеров пружины 5.
Такое многослойное фрикционное соединение колец повышает силу трения сцепления как в многодисковых муфтах, снижает радиальные размеры конструкции муфты, а также позволяет уменьшить усилие пружины силового замыкания, т.е. дает возможность уменьшить также и размеры пружины и как следствие габариты муфты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УДАРНО-ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2001 |
|
RU2200817C2 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПЕРФОРАТОР | 1998 |
|
RU2139989C1 |
УДАРНО-ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ | 1989 |
|
RU2039241C1 |
БУРИЛЬНАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2181827C2 |
УДАРНО-ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ | 1995 |
|
RU2100597C1 |
УДАРНО-ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ | 1996 |
|
RU2118454C1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ МУФТА | 1994 |
|
RU2084719C1 |
КЛИНОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 2001 |
|
RU2221941C2 |
ВЕРТИКАЛЬНО-ОСЕВАЯ ВЕТРОУСТАНОВКА | 2014 |
|
RU2546892C1 |
КЛИНОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 2001 |
|
RU2221942C2 |
Использование: в области машиностроения для передачи вращения между соосными валами и другими деталями машин. Сущность изобретения: полумуфты 1 и 2 с конусными фрикционными поверхностями охватывают одна другую. Полумуфта 2 подпружинена относительно гайки, установленной на валу с возможностью регулировочного перемещения. Между полумуфтами установлены конические кольца 4, поочередно связанные с полумуфтами посредством штифтов 9. Такое выполнение позволяет уменьшить габариты муфты без изменения передаваемого крутящего момента. 2 ил.
Фрикционная муфта, содержащая выполненные с коническими фрикционными поверхностями неподвижную в осевом направлении охватывающую полумуфту и подвижную в направлении оси вала охватываемую полумуфту, связанную с валом в окружном направлении средством передач крутящего момента, и регулируемое средство поджатия подвижной полумуфты к неподвижной, отличающаяся тем, что она снабжена несколькими кольцами с торцевыми пазами, концентрично расположенными относительно друг друга в кольцевом зазоре между коническими фрикционными поверхностями охватывающей и охватываемой полумуфт, а также штифтами, одни из которых установлены в охватывающей полумуфте и расположены в пазах нечетных конических колец, считая от оси вала в радиальном направлении, а другие установлены в охватываемой полумуфте и расположены в пазах четных конических колец, считая от оси вала в том же направлении, при этом торцевые пазы выполнены на меньшем диаметре нечетных конических колец и на большем диаметре четных конических колец.
Дьяченко С.К., Киркач Н.Ф | |||
Предохранительные муфты.- Киев, 1962, с | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Способ сопряжения брусьев в срубах | 1921 |
|
SU33A1 |
Авторы
Даты
1997-05-10—Публикация
1992-06-18—Подача