Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно в двигателям внутреннего сгорания.
Известны двухтактные и четырехтактные двигатели внутреннего сгорания, например, приведенные в книге В.А.Ваншедта "Судовые ДВС", Судостроение. Л. 1977 г. стр. 10 15 и 363 381, у которых рабочий цикл осуществляется полностью в цилиндре за два и четыре такта (один + два оборота коленвала). При их совершенствовании есть трудности в формировании по удельной мощности за счет увеличения частоты циклов, из-за увеличения нагрузок от сил инерции и длительности процесса сгорания; одновременно увеличивается расход топлива.
В роторном двигателе [1] в котором рабочий цикл выполняется лопастями, двигающимися по окружности и друг относительно друга, возможна реализация частот вращения вала высокого уровня, однако мощность и экономичность ограничивается невозможность увеличить максимальное давление цикла более 10 - 15 кг/см2 из-за утечек газа в уплотнениях и стыках.
Прототипом может служить двигатель, приведенный в [2]
Выпускные газы, выходящие из двухтактного двигателя внутреннего сгорания, своим давлением воздействуют на заслонку типа лопасти роторного двигателя, которая, вращаясь вокруг ось в цилиндрической камере, сжимает воздух для продувки цилиндра. Недостатком является то, что энергия выпускных газов используется только для наполнения цилиндра; не учета возможность получения дополнительной полезной работы.
Целью предлагаемого изобретения является увеличение удельной мощности и экономичности двигателя с применением высоких уровней частот рабочих циклов.
Поставленная цель достигается применением двухступенчатого сжатия воздуха и двухступенчатого расширения газа (смеси воздуха с продуктами сгорания) с применением устройств, обеспечивающих выполнение этих процессов.
На фиг. 1, 2 и 3 приведены варианты схем двигателя, способствующих выполнению поставленной цели.
двигатель состоит из поршневого расширителя (ПР) 1, охладителя (ОХ)-2, поршневого компрессора (ПК)-3, теплообменника (ТО)-4, работающего на выхлопных газах, камеры сгорания (КС)-5, роторного компрессора (РК)-6 и роторного расширителя (РР)-7.
По представленной на фиг. 1 схеме двигатель работает следующим образом. Свежий заряд воздуха сжимается в РК (6), осуществляющим первую ступень сжатия, до давления 7 -10 кг/см2 и температуры 250 300oC. Затем охлаждается до 20 50oC в ОХ (2) и поступает в ПК (3), где сжимается со степенью сжатия E 4 5 до давления 40 70 кг/см2 и вытесняется в ТО (4). В теплообменнике он нагревается до температуры выпускных газов /500 - 1000oC), а затем поступает в КС (5), куда одновременно поступает топливо, с последующим сгоранием. После окончания процесса сгорания, газ поступает в ПР (1), расширяется от давления 40 70 кг/см2 до давления 10 15 кг/см2 и вытесняется в РР (7) для дальнейшего расширения и выпуска в атмосферу с передачей теплоты в ТО (4).
Суммарный объем ПР и РР может быть больше суммарного объема РК и ПК для возможности получения дополнительной мощности и экономии топлива за счет увеличения степени расширения газов.
Диаграмма рабочего цикла, в координатах давления (Р) и объема (V), приведена на фиг.4, где площадь 1 характеризует работу сжатия в первой степени компрессора РК с последующим уменьшением объема в ОХ, площадь 2 работа сжатия во второй степени компрессора ПК, Линия 3 характеризует увеличение объема зарядка воздуха в ТО и КС и наполнение ПР, площадь 4 работа газов в ПР и 5 в РР.
Во всех агрегатах выполняются двухтактные циклы. Так как сжатие и расширение воздуха и газа с большими уровнями давлений в поршневой части двигателя, по объему в E раз меньшим, чем в обычном цикле, то при неизменной частоте коленвала, объем цилиндров и геометрические размеры уменьшаются, естественно, в 4 5 и 1,6 1,7 раза. С учетом представляющейся возможности увеличить частоту циклов в 3 раза 12 15 и 2,3 2,5 раза а отсюда, соответственно, уменьшается объем и вес двигателя или, при тех же размерах, возможно существенное увеличение мощности. Объемы РК и РР входят в указанные габариты, частота их циклов равна 10 30 тыс. мин.
Применение предлагаемой схемы позволит улучшить экономичность работы двигателя за счет использования тепла выпускных газов в ТО и сгорания топлива в КС, где время, отводимое в процесс сгорания, возможно увеличить в несколько раз. Газ после КС, поступив в ПР, не имеет периода догорания на линии расширения при любой частоте циклов.
В итоге мы имеем 4 фактора уменьшающих затрат топлива на выполнение полезной работы: промежуточное охлаждение сжимаемого воздуха, использование тепла выпускных газов, отсутствие догорания топлива на линии расширения и увеличение объемов, участвующих в расширении в сравнении с объемами сжатия газов.
Применение двухступенчатого сжатия воздуха, помимо сжатия давления в роторном компрессоре, диктуется необходимость увеличения хода вытеснения его с меньшей степенью влияния вредного пространства промежуточным охлаждением воздуха, снижающим затраты энергии на осуществление цикла.
Возможна комплектовка двигателей без ТО, ОХ и КС. Тогда сжатие воздуха во второй ступени, сгорание и расширение в первой ступени выполняется в одном цилиндре, работающем в четырехтактном цикле: впуск, сжатие, сгорание-расширение и выпуск отработавших газов. Для неизменной мощности двигателя, по схеме фиг.1,количество цилиндров и их объем остается практически неизменными.
Схема, представленная на фиг. 2, отличается от схемы фиг. 1 тем, что расширение газа выполняется только в рабочем цилиндре ПР (1). Преимуществом двигателя, работающего по этой схеме, в сравнении с обычной, является то, что поставленная цель достигается увеличением частоты циклов от более качественного процесса сгорания и от замены четырехтактного режима работы ПР, двухтактным.
На фиг. 3 приведена упрощенная схема двигателя. Роль первой ступени сжатия воздуха выполняет ПР (1). Далее применено охлаждение в ОХ (2),сжатие во второй ступени компрессора ПК (3), выпуск, подогрев в ТО (4) и КС (5) и расширение газов в ПР (1) с последующей продувкой объема, по методам, применяемым в двухтактных двигателях, и выпуском отработавших в цикле газов в атмосферу через ТО (4).
По экономичности работы двигателя схемы фиг. 1 и 2 обеспечивают одинаковый расход топлива. Однако во втором случае для расширения газов требуется большой объем цилиндра. Схема, представленная на фиг. 3, значительно проще в использовании, в сравнении с первыми двумя, но в меньшей степени реализует предлагаемые мероприятия. Мощность снижается из-за наличия продувочных окон и невозможности реализовать продолженное расширение. Последнее приводит также к уменьшению эффекта снижения расхода топлива.
Во всех приведенных схемах применены поршневой компрессор второй ступени сжатия воздуха, который по диаметру практически в три раза меньше, чем диаметр поршневого расширителя или поршня двигателя, что ухудшает унификацию, осложняет размещенные клапанов и качество изготовления деталей. Есть три пути увеличения его диаметра:
уменьшения хода поршня;
включение в работу через несколько тактов ПР с холостым движение при закрытых клапанах;
включение в работу через несколько тактов ПР с выполнением работы по созданию избыточного наддува ПР, в промежутки времени свободные от компрессорного режима, или создания давления в любой магистрали технического воздуха.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2079678C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ И МОТОР-КОЛЕСО | 1999 |
|
RU2162954C2 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2006616C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2072055C1 |
Силовая установка, способ ее работы, двигатель внутреннего сгорания и способ его работы | 1989 |
|
SU1758264A1 |
КОЛЕБАТЕЛЬНО-РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-КОМПРЕССОР | 1989 |
|
RU2044164C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2021 |
|
RU2768129C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВУХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2001 |
|
RU2231658C2 |
КАМЕРА ДЕТОНАЦИОННОГО СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2675643C2 |
ДВУХТАКТНЫЙ ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2520276C1 |
Использование: в машиностроении, в частности в двигателях внутреннего сгорания. Сущность изобретения: работа одного цикла с высоким давлением сжатия воздуха и расширения газа выполняется в поршневой части двигателя в одном или двух цилиндрах, в том числе с применением двухтактного цикла с продувкой цилиндра, а с низким давлением - в роторном компрессоре и расширителе. Возможно применение схемы работы двигателя со сжатием воздуха в первой ступени и полное расширение газа в цилиндре, работающем по двухтактному циклу с продувкой или при двухступенчатом сжатии воздуха в роторном и поршневом компрессоре. После сгорания топлива газ расширяется полностью в одном цилиндре поршневой части двигателя. Изобретение обеспечивает: увеличение удельной мощности и экономичности двигателя с применением высоких уровней частот рабочих циклов. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Роторный двигатель с внешним подводом теплоты | 1987 |
|
SU1612102A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ работы двигателя внутреннего сгорания и двигатель внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1765473A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1997-05-20—Публикация
1994-02-08—Подача