Изобретение относится к технике световой сигнализации и может быть использовано для регулирования движения городского транспорта.
Для предупреждения многочисленных аварий, которые происходят на дорогах из-за того, что водитель транспортного средства не имеет точного указания о моменте, когда будет меняться свет светофора, используются различные визуальные методы оповещения водителей о времени, которым он располагает для пересечения перекрестка или пешеходной дорожки. Индикация остаточного времени производится в известных способах с помощью дополнительных индикационных элементов, которые водитель наблюдает вместе с основными сигналами светофора (зеленый, красный и оранжевый цвет). В качестве таких элементов используются символы, стрелки, числа (Патенты Германии NN 4210996, 3929342); светящиеся точки, расположенные либо по линии, либо по кругу и постепенно гаснущие в направлении к основному свету светофора (Патент Франции N 2691566, патент Швейцарии N 678668); дополнительные сигнальные лампы любого цвета, которые размещают различным образом относительно ламп основных цветов и включают последовательно одну за другой через равные промежутки времени, являющиеся долями периода времени свечения лампы основного цвета зеленого или красного (Патент Франции N 2126134), таймеры, считывающие в обратном порядке время в секундах, в течение которого будет гореть та или другая лампа светофора (Патент Великобритании N 2248136).
Использование дополнительных индикационных элементов в большинстве случаев неудобно для водителей, так как зрительно они вынуждены следить одновременно за двумя или более световыми сигналами, несущими разнородную информацию. Расположение дополнительных сигнальных ламп (особенно при их значительном количестве) в разных местах от ламп основных цветов как при их вертикальном, так и при горизонтальном размещении бывают скрыты от взора водителей, преимущественно легкового транспорта, находящегося на расстоянии 10 15 м от светофора.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ индикации остаточного времени до изменения светового сигнала светофора (Патент США N 4200860), при котором перед сменой сигнализируемого цвета красная или зеленая начинает мигать с переменной длительностью интервалов между миганиями, информируя о предстоящем переключении сигнала светофора.
Если светофор на заключительном этапе мигает одним сигналом более двух раз, то результатом будет дезинформация, так как определение момента смены сигнала будет чисто случайным, а любая дезинформация в сигнализации может привести к непредсказуемым аварийным последствиям. Если водитель приближается к перекрестку в то время, когда, например, мигает зеленый свет, то он не знает заранее, какое время ему остается до смены зеленого света на оранжевый. У него только есть информация о том, что скоро произойдет смена сигнала. Это вынуждает водителя либо повысить скорость, чтобы быть уверенным, что он успеет проехать перекресток до того, как сигнал разрешающего переключится на запрещающий, либо наоборот снизить скорость. В любом из этих случаев (превышение скорости, образование заторов) появляется угроза создания аварийной обстановки.
В основу изобретения положена задача создания способа индикации остаточного времени до изменения светового сигнала светофора, обеспечивающего водителя и пешехода за счет выбора количества сигнальных ламп светофора и режима их мигания легко воспринимаемой, видимой со всех точек проезжей части, в пределах зоны видимости светофора, что позволяет повысить безопасность движения.
Задача решается тем, что в способе индикации остаточного времени до изменения светового сигнала светофора, при котором для участников дорожного движения осуществляют оптическую сигнализацию оставшегося времени свечения сигнальной лампы зеленого или красного цвета светофора вплоть до включения сигнальной лампы оранжевого цвета путем кратковременных миганий указанной лампы, согласно изобретению дополнительно используют две зеленые и две красные сигнальные лампы, которые располагают с основными сигнальными лампами над проезжей частью дороги в один горизонтальный ряд по разные стороны от лампы оранжевого цвета, причем перед проведением режима мигания всех трех ламп сигнализируемого цвета с заданного момента времени до включения лампы оранжевого цвета осуществляют переключение свечения этих ламп путем поочередного отключения через заданный промежуток времени двух ламп, начиная с наиболее удаленной от лампы оранжевого цвета, при этом часть времени после их отключения третья лампа, близрасположенная к лампе оранжевого цвета, остается включенной, и последующего включения двух отключенных ламп, после этого в течение оставшегося времени производят мигания ламп в следующей последовательности: осуществляют синхронные мигания всех трех ламп одновременно, а затем через равные промежутки времени мигания соответственно двух и одной лампы, после чего включают лампу оранжевого цвета.
Целесообразно, чтобы переключение свечения ламп сигнализируемого цвета начинали за 20 с до включения лампы оранжевого цвета с промежутком времени между отключениями одной и другой ламп, равным 10 с, время, в течение которого третья лампа оставалась бы включенной, составляло бы 4 с, а мигания ламп производили бы в течение 6 с с интервалами между миганиями разных групп ламп, равными 2 с.
Изменение режима свечения трех ламп сигнализируемого цвета за 20 с до переключения сигнала обеспечивает нормальную видимость сигналов в любых погодных условиях, в любое время суток на расстоянии 400 300 м от светофора. Именно с этого рубежа водитель испытывает потребность в получении информации о предстоящей смене сигнала, благодаря которой в зависимости от скорости автомобиля водитель делает вывод, успевает он или нет проехать перекресток или пешеходную дорожку при горящем зеленом сигнале. С того же расстояния, но при красном сигнале водитель, ориентируясь на время действия этого сигнала, реализует скорость автомобиля так, чтобы оказаться перед перекрестком в момент включения зеленого сигнала на более близком от него расстоянии. Решающую роль в информации об остаточном времени до смены светового сигнала играет заключительный этап режим мигания, который длится несколько секунд (6 с). Начинается он с впечатляющего мигания сразу трех зеленых или красных ламп, которое не может быть не замечено даже самым невнимательным водителем. При информации зеленого и красного сигналов, от начала и до финала, присутствует элемент текущего времени работы данного сигнала, держа участников движения в постоянной, надежной и точной ориентации во времени действия сигналов. Каждый из этапов действия сигнала имеет свои временные границы. С начала действия сигнала и до его окончания различные комбинации сигналов одного цвета не имеют идентичных повторов во избежание дезинформации. В режиме мигания повторы исключаются за счет количества сигнализирующих ламп.
Предлагаемый способ индикации остаточного времени до изменения светового сигнала светофора осуществляют следующим образом.
При переключении оранжевого сигнала, например, на зеленый одновременно включают все три сигнальные лампы этого цвета. Два дополнительных сигнала, кроме улучшения обозрения, несут функцию временного сопровождения основного стимулятора высокоскоростного проезда перекрестка. Режим действия сигнала имеет своей целью показать водителям регламент гарантированного остатка времени, например 20 сек. до конца его смены. 20 с, запасного времени гарантируют водителю, следующему со скоростью 60 км/ч, беспрепятственный, безаварийный проезд перекрестка за 300 м. За 20 с гаснет крайняя лампа, наиболее удаленная от лампы оранжевого цвета. Следующий этап обозначен двумя горящими зелеными огнями и длительность его, как правило, в несколько раз меньше первого, например 10 с Второй этап сокращает остаток времени до 10 с. Затем выключают вторую лампу, следующую за отключенной, и на этом второй этап заканчивается. Третий этап обозначен одним немигающим зеленым сигналом и время его действия меньше предыдущих, например 4 с. Следовательно, остаток времени сокращается до 6 с. Наступает четвертый, заключительный этап режим мигания. Дважды по 1 с синхронно мигают все три лампы, затем в том же ритме две лампы при одной погасшей и одна лампа при двух выключенных. После этого включают лампу оранжевого цвета.
Таким образом, при осуществлении предлагаемого способа водителям предоставляется полный объем необходимой однородной информации, обеспечивающей безаварийный, высокоскоростной, не вызывающий отрицательных эмоций проезд перекрестков, в первую очередь, на оживленных магистралях. Форма светофора, однородность и малое количество сигналов требует меньше времени, затрачиваемого водителем на анализ показаний светофора.
Предлагаемое изобретение было положительно оценено специалистами ГАИ, опытными водителями-профессионалами при их знакомстве с действующей моделью светофора, реализующего данный способ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИНДИКАЦИИ ВРЕМЕНИ, ОСТАВШЕГОСЯ ДО ИЗМЕНЕНИЯ СВЕТОВОГО СИГНАЛА СВЕТОФОРА, И СВЕТОФОР | 2000 |
|
RU2175781C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ | 2009 |
|
RU2419163C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СИГНАЛАМИ СВЕТОФОРА И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2714054C1 |
СВЕТОФОР И СПОСОБ РАБОТЫ СВЕТОФОРА | 2002 |
|
RU2224294C2 |
Управляемый дифференцированный дорожный маркер и способ регулирования дорожного движения. | 2017 |
|
RU2682295C1 |
СРЕДСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ | 1993 |
|
RU2120663C1 |
СИСТЕМА ОТОБРАЖЕНИЯ РЕКЛАМЫ | 2009 |
|
RU2478231C2 |
ПЕШЕХОДНЫЙ СВЕТОФОР | 2007 |
|
RU2335019C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДОРОЖНОГО СВЕТОФОРА | 2009 |
|
RU2407059C1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ | 2010 |
|
RU2432616C1 |
Изобретение относится к технике световой сигнализации и может быть использовано для регулирования движения городского транспорта. Цель изобретения - повышение безопасности движения. Сущность способа заключается в том, что осуществляют оптическую сигнализацию оставшегося времени свечения трех ламп зеленого или красного цвета, которые располагают над проезжей частью дороги в один горизонтальный ряд по разные стороны от лампы оранжевого цвета. С указанного момента времени до включения лампы оранжевого цвета поочередно через заданный промежуток времени производят отключение двух ламп сигнализируемого цвета, начиная с наиболее удаленной от оранжевой лампы. При этом часть времени третья лампа остается включенной. После этого включают отключенные лампы и в течение оставшегося времени производят мигания ламп в следующей последовательности: осуществляют синхронные мигания всех трех ламп одновременно, а затем через равные промежутки времени мигания соответственно двух и одной лампы, после чего включают лампу оранжевого цвета. 1 з. п. ф-лы.
Патент США N 4200860, кл | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1997-05-27—Публикация
1996-02-07—Подача