Изобретение относится к технике световой сигнализации и может быть использовано для регулирования движения городского транспорта.
Известен способ индикации времени, оставшегося до изменения светового сигнала светофора, описанный в патенте США N 4,827,258, в котором используют три сигнальные лампы: лампу зеленого света, лампу желтого света и лампу красного света, работающие в мигающем режиме. Красный свет остается включенным в течение своего временного цикла, т.е. в течение 45 с, а затем он выключается одновременно с включением зеленого света, который горит постоянно в течение 48 с. За три секунды до выключения зеленого света начинает мигать желтый свет, который после выключения зеленого света остается включенным в режиме постоянной работы в течение следующих трех секунд до момента включения красного света. Таким образом, часть времени желтый свет остается включенным одновременно с зеленым либо в постоянном, либо в мигающем режиме, причем на заключительном этапе, перед сменой сигнала на красный желтый сигнал работает в постоянном режиме.
Если светофор на заключительном этапе постоянно горит одним сигналом, то результатом будет дезинформация водителя, так как определение момента смены сигнала будет чисто случайным. Если водитель приближается к светофору в то время, когда, например, постоянно горит желтый свет, то он не знает заранее, какое время ему остается до смены желтого света на красный. У водителя есть только информация о том, что скоро произойдет смена сигнала. По причине неизвестности момента смены сигнала (с разрешающего на запрещающий) водитель вынужден либо повысить скорость, чтобы быть уверенным, что он успевает проехать мимо светофора, либо наоборот снизить скорость. В любом из этих случаев (превышение скорости или образование заторов) появляется угроза создания аварийной обстановки. Учитывая, что у груженных тяжелых автопоездов тормозной путь в 5-7 раз больше, чем у легковых автомобилей, степень аварийных последствий резко усугубляется. Во избежание аварийных ситуаций водители тяжелых автопоездов практически снижают скорость до 20-25 км/ч перед каждым светофором, препятствуя проезду мимо светофора других, более легких и скоростных автомобилей. Таким образом, используя трехсекционный светофор с такими режимами свечения или мигания его ламп, как это описано в патенте США, добиться увеличения пропускной способности и скоростного проезда светофорного объекта невозможно.
Известен способ индикации остаточного времени до изменения светового сигнала светофора (патент РФ 2080657, МКИ: G08G 1/096, опубл. 27.05.97, БИ N 15). Сущность данного способа заключается в том, что осуществляют оптическую сигнализацию, используя семь сигнальных ламп светофора: три лампы зеленого света, три лампы красного света и одна лампа желтого света, расположенные в один ряд над проезжей частью дороги. Лампы зеленого света и лампы красного света установлены по разные стороны от лампы желтого света. С указанного момента времени (например, за 20 с) до включения лампы желтого цвета поочередно через заданный промежуток времени производят отключение двух ламп сигнализируемого цвета (например, зеленого), начиная с наиболее удаленной от желтой лампы. Промежуток времени между отключениями одной и другой ламп составляет 10 с. Третья лампа зеленого света, близрасположенная к лампе желтого света, включена в это время в постоянном режиме и после отключения двух соседних ламп остается включенной в течение 4 с. После этого в течение оставшегося до смены сигнала времени (6 с) производят мигание ламп зеленого света в следующей последовательности: осуществляют синхронные мигания всех трех ламп одновременно, а затем через равные промежутки времени осуществляют мигание соответственно двух ламп и одной лампы, после чего включают лампу желтого света. После выключения лампы желтого света загораются все три лампы красного света. Аналогичным образом осуществляют режим переключения свечения ламп красного света на желтый.
Недостатком известного способа является использование большого количества сигнальных ламп, рассеивающих внимание водителя. Кроме того, для переоборудования ныне существующих светофоров требуются значительные затраты.
Известен светофор (патент США 4827258), содержащий сигнальные лампы соответственно красного, желтого и зеленого цветов, работающие в мигающем режиме. Каждая из этих ламп в процессе оптической сигнализации горит одним и тем же цветом. Недостатком данного светофора является невозможность изменения цвета свечения сигнальных ламп, которая приводит к ограничению объема информации, которую получает водитель при мигании этих ламп.
В основу настоящего изобретения положена задача разработать способ индикации времени, оставшегося до изменения светового сигнала светофора, и светофор, обеспечивающие за счет сокращения количества сигнальных ламп и изменения их цветов свечения в процессе оптической сигнализации удобство пользования светофором при сохранении всей полноты информации, предоставляемой водителям.
Поставленная задача решается тем, что в способе индикации времени, оставшегося до изменения светового сигнала светофора, при котором для участников дорожного движения осуществляют оптическую сигнализацию оставшегося времени свечения сигнальной лампы зеленого или красного цвета светофора вплоть до включения сигнальной лампы желтого цвета путем поочередного отключения через заданный промежуток времени двух сигнальных ламп сигнализируемого цвета, при этом третья лампа включена в это время в постоянном режиме, после этого в течение оставшегося до смены сигнала времени производят мигание тех же сигнальных ламп в следующей последовательности: осуществляют синхронные мигания всех трех ламп одновременно, а затем через равные промежутки времени осуществляют мигание соответственно двух ламп и одной лампы, после чего включают лампу желтого света, согласно изобретению, используют три сигнальные лампы, цвет свечения каждой из которых периодически изменяют в процессе оптической сигнализации в зависимости от сигнализируемого в данный промежуток времени цвета, при этом цвета ламп изменяют так, что две лампы светятся зеленым или красным цветом, а третья лампа - зеленым, желтым или красным цветом, обеспечивая в разные промежутки времени свечение всех трех сигнальных ламп зеленым или красным цветом и свечение одной из ламп желтым цветом.
Поставленная задача решается также тем, что в светофоре, содержащем три сигнальные лампы, согласно изобретению, каждая сигнальная лампа выполнена с возможностью периодического изменения цвета свечения в процессе оптической сигнализации в зависимости от сигнализируемого в данный промежуток времени цвета, при этом две лампы имеют зеленый или красный цвет, а третья лампа - зеленый, желтый или красный цвет с обеспечением свечения всех трех сигнальных ламп в разные промежутки времени зеленым или красным цветом и свечения одной из ламп желтым цветом.
Целесообразно, чтобы две сигнальные лампы были бы выполнены на основе светодиодов двух цветов, а третья сигнальная лампа - на основе светодиодов трех цветов.
Сигнальные лампы можно располагать как в горизонтальный, так и в вертикальный ряд, при этом сигнальную лампу, цвет свечения которой меняют на красный, зеленый или желтый, располагают между двумя остальными лампами, возможно расположение сигнальных ламп по кругу.
Целесообразно использовать две дополнительные сигнальные лампы красного и зеленого цвета, расположенные по разные стороны от трех имеющихся сигнальных ламп, при этом каждую дополнительную лампу включают в постоянном режиме свечения в промежутки времени, в течение которых включены в постоянном или мигающем режиме три сигнальные лампы одного с ней цвета.
При сигнализации трех сигнальных ламп красного цвета формируют свечение каждой из них в виде светящегося треугольника, одна из вершин которого обращена вниз, а ламп зеленого цвета - треугольника, одна из вершин которого обращена вверх.
Светофор может быть снабжен двумя дополнительными сигнальными лампами красного и зеленого цвета, расположенными по разные стороны от трех основных сигнальных ламп и имеющими отличную от них форму, при этом каждая дополнительная сигнальная лампа включена в постоянном режиме свечения в промежутки времени, в течение которых включены в постоянном или мигающем режиме три сигнальные лампы одного с ней цвета.
Кроме того, каждая из сигнальных ламп может быть выполнена с возможностью формирования ее свечения в виде треугольника, одна из вершин которого обращена вниз или вверх в зависимости от сигнализируемого цвета.
В дальнейшем предлагаемое изобретение поясняется конкретным примером его выполнения и прилагаемыми чертежами, на которых: фиг. 1 изображает общий вид светофора, согласно изобретению; фиг. 2 - светофор с двумя дополнительными сигнальными лампами; фиг. 3 - сигнальные лампы, свечение которых формируют в виде светящегося треугольника.
Светофор, согласно изобретению, содержит три сигнальные лампы 1, 2 и 3, выполненные с возможностью периодического изменения цвета свечения в процессе оптической сигнализации в зависимости от сигнализируемого в данный промежуток времени цвета. Лампы 1 и 3 выполнены, например, на основе известных светодиодов двух цветов - красного и зеленого, а расположенная между ними лампа 2 - на основе светодиодов трех цветов - красного, желтого и зеленого (см. патент RU, 2133068, C1 МКИ: H01L 33/00). Лампы 1, 2, 3 могут располагаться вертикально, как показано на фиг. 1, горизонтально (фиг. 2) или по кругу, как над проезжей частью дороги, так и сбоку от нее, при этом лампа 2 на основе светодиодов трех цветов будет находиться между лампами 1 и 3 красного и зеленого цветов.
Светофор может содержать две дополнительные сигнальные лампы 4 и 5 (фиг. 2) соответственно красного и зеленого цветов, расположенные по разные стороны от трех имеющихся сигнальных ламп 1, 2, 3 и имеющие форму, отличную от формы ламп 1, 2, 3, при этом каждую дополнительную лампу 4 включают в постоянном режиме свечения в промежутки времени, в течение которых включены в постоянном или мигающем режиме три сигнальные лампы одного с ней цвета.
Каждая из сигнальных ламп 1, 2, 3 (фиг. 3) может быть выполнена с возможностью формирования ее свечения в виде треугольника 6, одна из вершин которого обращена вниз или вверх в зависимости от сигнализируемого цвета. Например, для ламп красного цвета вершина треугольника обращена вниз, а для ламп зеленого цвета - вверх. В этом случае сигнальные лампы 1, 2, 3 составлены из двухцветных и трехцветных светодиодов, как показано на фиг 3в.
Предлагаемый способ индикации времени, оставшегося до изменения светового сигнала светофора, осуществляют следующим образом.
На первом этапе все три сигнальные лампы 1, 2, 3 горят, например, зелеными огнями. За 20 с до переключения сигнала, т.е. до начала горения одной из ламп желтым цветом, одна из крайних ламп, например лампа 1, гаснет и следующий этап обозначен двумя горящими зелеными огнями. Длительность второго этапа, как правило, меньше длительности первого и составляет 10 с. Затем выключают лампу 2, следующую за отключенной, и начинается третий этап, который обозначен одним немигающим зеленым сигналом и время его действия меньше предыдущих, например 4 с. Начинается четвертый заключительный этап - режим мигания. Дважды по 1 с синхронно мигают все три лампы 1, 2, 3 зеленым сигналом, затем в том же ритме - две лампы 1,2 при одной погасшей и одна лампа 3 при двух выключенных. После этого лампы 1 и 3 выключают, а свечение лампы 2 с зеленого цвета меняют на желтый и она горит этим сигналом в течение 20 с. При переключении светофора на красный сигнал цвет свечения ламп 1 и 3 меняют с зеленого на красный, а у лампы 2 - с желтого на красный и все три лампы 1, 2, 3 горят красным светом. Отключения и мигания ламп красного цвета осуществляют аналогично режиму отключения и мигания ламп зеленого цвета.
Для дальтоников используют две дополнительные сигнальные лампы 4 красного или зеленого цвета, расположенные по разные стороны от трех имеющихся сигнальных ламп 1, 2, 3, при этом каждую дополнительную лампу 4 включают в постоянном режиме свечения в промежутки времени, в течение которых включены в постоянном или мигающем режиме три сигнальные лампы одного с ней цвета. Например, при свечении ламп 1,2,3 красным цветом горит лампа 4, а при зеленом сигнале - лампа 5. Для лучшего распознавания сигнализируемого света дополнительные лампы 4 и 5 имеют форму, отличную от формы основных ламп 1, 2, 3.
Кроме того, при сигнализации трех сигнальных ламп красного цвета для дальтоников формируют свечение каждой из них в виде светящегося треугольника, одна из вершин которого обращена вниз, а ламп зеленого цвета - треугольника, одна из вершин которого обращена вверх.
Таким образом, за счет изменения цвета свечения сигнальных ламп в разные промежутки времени обеспечивается свечение всех трех сигнальных ламп зеленым или красным светом и свечение одной из ламп желтым светом при сохранении режимов их отключения и мигания, за счет чего родителю предоставляется полный объем необходимой информации, обеспечивающий безаварийный, высокоскоростной проезд мимо светофора, особенно на оживленных магистралях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИНДИКАЦИИ ВРЕМЕНИ, ОСТАВШЕГОСЯ ДО ИЗМЕНЕНИЯ СВЕТОВОГО СИГНАЛА СВЕТОФОРА | 1996 |
|
RU2080657C1 |
СВЕТОФОР И СПОСОБ РАБОТЫ СВЕТОФОРА | 2002 |
|
RU2224294C2 |
Транспортный светофор | 2019 |
|
RU2730739C1 |
Транспортный светофор | 2018 |
|
RU2690138C1 |
СВЕТОФОР КОЛУМБ | 2008 |
|
RU2384888C2 |
ПЕШЕХОДНЫЙ СВЕТОФОР | 2007 |
|
RU2335019C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ СВЕТОФОР | 2012 |
|
RU2516926C2 |
Управляемый дифференцированный дорожный маркер и способ регулирования дорожного движения. | 2017 |
|
RU2682295C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ | 2009 |
|
RU2419163C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДОРОЖНОГО СВЕТОФОРА | 2009 |
|
RU2407059C1 |
Изобретение относится к технике световой сигнализации. Технический результат заключается в повышении удобства пользования при сохранении всей полноты информации, предоставляемой водителям. Для участников дорожного движения осуществляют оптическую сигнализацию оставшегося времени свечения сигнальной лампы зеленого или красного цвета светофора вплоть до включения сигнальной лампы желтого цвета путем поочередного отключения через заданный промежуток времени двух сигнальных ламп сигнализируемого цвета, при этом третья лампа включена в это время в постоянном режиме. После этого в течение оставшегося до смены сигнала времени производят мигание тех же сигнальных ламп в следующей последовательности: осуществляют синхронные мигания всех трех ламп одновременно, а затем через равные промежутки времени осуществляют мигание соответственно двух ламп и одной лампы, после чего включают лампу желтого цвета. В предлагаемом светофоре используют три сигнальные лампы, цвет свечения каждой из которых периодически изменяют в процессе оптической сигнализации в зависимости от сигнализируемого в данный промежуток времени цвета, при этом цвета ламп изменяют так, что две лампы светятся зеленым или красным цветом, а третья лампа - зеленым, желтым или красным цветом, обеспечивая в разные промежутки времени свечение всех трех сигнальных ламп зеленым или красным цветом и свечение одной из ламп желтым цветом. 2 с. и 12 з.п. ф-лы, 3 ил.
СПОСОБ ИНДИКАЦИИ ВРЕМЕНИ, ОСТАВШЕГОСЯ ДО ИЗМЕНЕНИЯ СВЕТОВОГО СИГНАЛА СВЕТОФОРА | 1996 |
|
RU2080657C1 |
US 4827258 A, 02.05.1989 | |||
ПОЛОСА ИЗ СРЕДНЕУГЛЕРОДИСТОЙ БОРСОДЕРЖАЩЕЙ СТАЛИ ПОВЫШЕННОЙ ПРОКАЛИВАЕМОСТИ И ОБРАБАТЫВАЕМОСТИ РЕЗАНИЕМ | 2006 |
|
RU2337148C2 |
ЦЕНТРИФУГА | 2009 |
|
RU2422213C1 |
DE 19814467 А1, 07.10.1999. |
Авторы
Даты
2001-11-10—Публикация
2000-07-04—Подача