Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения, в частности к пассажирскому мини-лифту.
Известен мини-лифт для лестничной клетки домов, содержащий одноместную пассажирскую каретку, установленную на рельсовом пути, уложенном вдоль лестничного марша, имеющего стояки, и привод перемещения каретки с электродвигателем.
Предлагаемый мини-лифт отличается тем, что он снабжен стойками для рельс, прикрепленными к стоякам лестничного марша, и кабиной, шарнирно связанной с кареткой, опирающейся на рельсы посредством роликовой системы, а привод перемещения каретки включает червячный самотормозящийся редуктор, связанный цепной передачей с ведущим колесом, находящимся в постоянном зацеплении с втулочно-роликовой цепью, протянутой вдоль лестничного марша и неподвижно закрепленной на одном из рельсов.
Рельсы мини-лифта выполнены из отрезков прокатной полосовой стали, установленных на ребро в вертикальной плоскости на разной высоте и соединенных по концам с рельсом следующего марша или с горизонтальным рельсовым отрезком при широкой лестничной площадке посредством дуговой связи, изогнутой по винтовой линии, угол подъема которой зависит от наклона соседних маршей и от расстояния между ними.
Корпус каретки составлен из трех сваренных краями стальных листов, ужесточенных приваркой уголков, причем на днище корпуса и его передней стенке смонтирована роликовая система и ведущее цепное колесо, а на боковой стенке установлен редуктор с электродвигателем.
Роликовая система каретки мини-лифта включает пару опорных роликов, имеющих желобчатый обод дугового профиля и контактирующий с верхним ребром опорного рельса, обработанным по дуге окружности, причем указанные ролики установлены с возможностью поворота вокруг вертикальной оси на концах двух одинаковых кронштейнов, надетых на общую вертикальную ось, закрепленную в центральной плоскости каретки, перпендикулярной направлению рельсов, при этом постоянство контакта опорных роликов с соответствующим ему рельсом обеспечено подпружиненным цилиндрическим роликом, расположенным в центральной плоскости и воздействующим на нижнее ребро опорного рельса, причем положение каретки в указанной центральной плоскости и положение в горизонтальной плоскости при повороте на лестничной площадке определяют ролики с вертикальными осями, часть из которых закреплена в центральной плоскости, а пара роликов установлена на концах рулевой вилки, входящей в направляющие на днище каретки, при этом ролики расположены симметрично центральной плоскости каретки.
Шарнир подвески кабины лифта встроен в рычаг, поднятый пружиной до верхнего упора при свободной кабине и опущенный до нижнего упора при включенном контакте при наличии пассажира.
На задней стороне передней стенки каретки установлена плоская дуговая направляющая с центром дуги в шарнире подвески кабины, находящаяся в постоянном взаимодействии с двумя прихватами, закрепленными на кабине, а на внутреннем ребре этой направляющей нарезана дуговая зубчатая рейка, в одну из впадин которой может входить зуб нижнего конца подпружиненного фиксатора кабины, управляемого поворотом входного поручня, причем в открытом положении последнего кабина зафиксирована, а встроенный в упомянутый механизм электрический контакт освобожден.
Мини-лифт снабжен нормально-замкнутым зажимом каретки, установленным на тормозном рельсе, представляющем собой колодку, свободно надетую на два горизонтальных параллельных штыря, закрепленных в передней стенке каретки, и содержащую эксцентриковый зажим с вертикальной осью поворота, на которую насажен рычаг, связанный с пружиной, заклинивающей эксцентрик, для освобождения которого над колодкой посредством горизонтальной оси установлен трехплечий рычаг, причем его вертикальное плечо контактирует с концом рычага эксцентрика, на одно горизонтальное плечо воздействует рукоятка включения хода каретки, а на противоположное плечо пружина для поднятия кабины при отсутствии пассажира.
В подсобном помещении дома установлен кабельный барабан, кабель которого проходит через щель, образованную щитками, прикрепленными к рельсу по бокам втулочно-роликовой цепи, и прижат к ее роликам на поворотах, а на днище корпуса каретки установлен зажим конца кабеля и клеммная коробка.
При равенстве угла подъема винтовой линии всех дуговых связей углу наклона маршей в качестве кабины используется каретка, при этом ее днище снабжено установленной на горизонтальной оси площадкой из листовой рифленой стали, оснащенной электроконтактом, регистрирующим наличие на ней пассажира, а система поручней кабины перенесена на каретку.
На чертежах указаны условные обозначения некоторых базовых осей (плоскостей): ОП ось лестничного пролета, ОЛ ось лифта в центральной плоскости, перпендикулярной направлению рельсов и проходящей через центр шарнира подвески кабины, ОК ось кабины, лежащая в вертикальной плоскости, пересекающаяся в этом центре с ОЛ и совпадающая с ней на горизонтальных участках рельсового пути.
На фиг. 1 изображен общий вид мини-лифта; на фиг. 2 то же, вид слева; на фиг. 3 вид по стрелке А на фиг. 2 при повороте каретки; на фиг. 4 - установка рельсов на лестничном марше; на фиг. 5 корпус каретки и корпус кабины (сварные детали); на фиг. 6 разрез по Б-Б на фиг. 2; на фиг. 7 вид по стрелке В на фиг. 6; на фиг. 8 -разрез по Г-Г на фиг. 7; на фиг. 9 вид сверху на рулевую вилку, ведущее цепное колесо, рельсовую стойку; на фиг. 10 - разрез по Д-Д на фиг. 9; на фиг. 11 разрез по Е-Е на фиг. 9; на фиг. 12 - разрез по Ж-Ж на фиг. 2; на фиг. 13 разрез по И-И на фиг. 12; на фиг. 14 - разрез по К-К на фиг. 2; на фиг. 15 разрез по Л-Л на фиг. 14; на фиг. 16 - разрез по М-М на фиг. 14; на фиг. 17 разрез по Н-Н на фиг. 14; на фиг. 18 - разрез по опорным штырям тормозной колодки; на фиг. 19 разрез по 0-0 на фиг.6; на фиг. 20 разрез по П-П на фиг. 18; на фиг. 21 разрез по Р-Р на фиг. 14; на фиг. 22 разрез по С-С на фиг. 20; на фиг. 23 узел I по фиг. 1; на фиг. 24 узел II на фиг. 1; на фиг. 25 разрез по У-У на фиг. 26; на фиг. 26 разрез по Ф-Ф на фиг. 25; на фиг. 27 разрез по Х-Х на фиг. 25; на фиг. 28 размещение путевого выключателя на этажах; на фиг. 29 упор на каретке, взаимодействующий с выключателем, изображенным на фиг. 28; на фиг. 30 разрез по Ц-Ц на фиг. 9; на фиг. 31 клеммная коробка; на фиг. 32 разрез по Ш-Ш на фиг. 30; на фиг. 33 разрез по Щ-Щ на фиг. 9; на фиг. 34 разрез по Э-Э на фиг. 9; на фиг. 35 вариант установки с увеличением расстояния между ними; на фиг. 36 разрез по Ю-Ю на фиг. 35; на фиг. 37 другой вариант выполнения узла на фиг. 36; на фиг. 38 разрез по Я-Я на фиг. 36; на фиг. 39 разрез по Т-Т на фиг.4; на фиг. 40 пример оптимальной трассировки опорного ролика при минимальной ширине лестничного пролета, развертка.
Возле каждого перильного стояка 1 установлена ступень или на лестничную площадку рельсовая стойка 2, прикрепленная к стояку 1 с помощью накладки 3 и планки 4. К стойке 2 привернуты рельсы: нижний 5, опорный 6 и тормозной 7. Концы рельс соединены дуговыми связями 8, образующими непрерывный рельсовый путь по всей лестнице. Поскольку расстояние a между перильными стояками 1 принято в данном примере минимальным (как в типовых пятиэтажных домах), рельсовая дуговая связь 8 охватывает угол 180o и в зависимости от перепада высот между концами рельсов выгнута по винтовой линии с тем или иным углом подъема (в частном случае равным нулю).
Корпус каретки 9 сварен из трех стальных листов: днища, передней стенки и боковой стенки. Уголки, приваренные по периметру листов, повышают жесткость корпуса.
Кабина 10 ужесточена нижними ребрами, по ее углам приварены 4 стойки, верхние концы которых соединены тремя такими же уголками. С трех сторон к каретке и к стойкам приварены ребра, а к передним стойкам приварены швеллер для подвески кабины и планки для размещения деталей стабилизации ее положения при входе и выходе пассажира. Передняя и обе боковые стороны кабины затянуты металлической сеткой.
На днище каретки 9 закреплена вертикальная ось 11, на которой установлены на подшипниках два соединенных между собой цепных колеса: нижнее 12 и верхнее 13. Колесо 12 является движителем мини-лифта и находится в постоянном зацеплении с втулочно-роликовой цепью 14, неподвижно закрепленной на нижнем рельсе с помощью прихватов 15. По всей длине цепь прикрыта боковыми щитками 16 с окнами в местах установки прихватов 15. Ведомое цепное колесо 13 соединено с ведущим колесом 17, установленным на выходном валу редуктора 18 с помощью втулочно-роликовой цепи 19.
Система роликов каретки состоит из трех роликов с горизонтальной осью и пяти роликов с вертикальной осью. Пара опорных роликов 20, ось которых закреплена в вертлюге 21, имеет возможность поворачиваться вокруг оси 22, зажатой на конце кронштейна 23. Оба кронштейна 23 надеты на общую вертикальную ось 24, установленную в литом опорном корпусе 25.
Постоянство контакта опорных роликов 20 со своим опорным рельсом 6 обеспечено как желобчатой формой обода роликов, так и нижним поджимным цилиндрическим роликом 26, установленным на угловом рычаге 27, связанном с пружиной 28.
Пара роликов 29 с вертикальными осями, охватывающими верхний край опорного рельса 6, и ролик 30, контактирующий с задней стороной верхнего края нижнего рельса 5 и воспринимающий постоянное давление рулевой вилки. Последняя составлена из двух одинаковых ползунов 31, жестко связанных общей поперечиной 32, соединенной с толкателем 33, на который воздействует пружина 34. На концах ползунов 31 установлены ролики 35. Все 6 цилиндрических роликов имеют одинаковую конструкцию на основе игольчатого подшипника с боковыми бронзовыми кольцами.
Червячный редуктор 18 имеет обычное исполнение. Пригоняемые при установке редуктора проставки 36 определяют надлежащее натяжение цепи 19.
Ось 37 закреплена в швеллере площадки 10 и входит в отверстие рычага 38, установленного на неподвижной оси 39. На конец рычага 38 действует пружина 40, способная поднять свободную кабину до верхнего упора рамки 41, но недостаточная для удержания кабины с пассажиром, снижение которой до нижнего упора рамки 41 регистрируется выключателем 42.
Тормозная колодка 43, выполненная из стального литья, свободно надета на два штыря 44, закрепленные в передней стенке каретки 9. На вертикальной оси 45, установленной в колодке, снизу закреплен эксцентрик 46, а сверху рычаг 47 с роликом на конце. Давление эксцентрика на тормозной рельс 7 воспринимается вкладышем 48. Пружина 49, соединенная с рычагом 47, всегда стремится зажать этот рельс между термообработанными поверхностями эксцентрика и вкладыша. Для установки эксцентрика 46 в надлежащее положение при сборке тормозного устройства рычаг 47 связан с осью 45 мелкозубым соединением.
Освобождение этого зажима для возможности движения каретки может происходить при повороте трехплечевого рычага 50, установленного на оси 51, закрепленной в передней стенке каретки 9 над тормозной колодкой. Его вертикальное плечо контактирует с роликом рычага 47, на одно горизонтальное плечо может нажимать хвостовик призмы 52 при повороте рукоятки 53 включения хода каретки, а другое его горизонтальное плечо может быть подтянуто кверху серьгой 54 при освобождении кабины, поскольку эта серьга надета на рычаг 38, к которому подвешена кабина.
Рукоятка 53 включения хода каретки установлена на оси 55, закрепленной в передней стенке каретки. Ввиду большой длины этой рукоятки ее верхний конец введен в направляющую планку 56, под которой в рукоятке закреплена ось 57 с роликом 58. Ролик находится под постоянным давлением призмы 52, на которую воздействует пружина 59, находящаяся внутри колодки 60, закрепленной на передней стенке каретки, вследствие чего рукоятка находится в среднем положении. По бокам рукоятки установлены путевые выключатели 61, закрепленные на угольниках 62, привернутых к окантовочному уголку. Соответствие размеров j, u поясняет, в каких плоскостях на разных чертежах находятся плечи рычага 50 и сопряженные с ними ролик рычага 47, хвостовик призмы 52 и серьга 54.
Двойной поворотный входной поручень кабины связан с устройством для стабилизации положения кабины при входе и выходе пассажира. Он выполнен в виде шарнирного параллелограмма, состоящего из верхнего поручня 63, нижнего поручня 64 и вертикальной связи 65. Поскольку размеры кабины ограничены и пассажиру поворачиваться в ней трудно, на валике 66 верхнего поручня 63 установлена рукоятка 67 для управления этим поручнем. Пружина 68 не может поднять этот шарнирный параллелограмм из его закрытого состояния, но достаточна для его удержания в поднятом положении когда он упирается в ограничительную планку кабины 10, на которую надета резиновая манжета. Регистрация положения поручня выполняется выключателем 69, на который воздействует угловая планка 70, привернутая к головке вертикального стержня 71, снабженной роликом 72, контактирующим с кулаком 73, который является ступицей рукоятки 67. Пружина 74 удерживает стержень 71 в верхнем положении, обеспечивая контакт ролика 72 с кулаком 73.
Для повышения жесткости положения кабины в вертикальной плоскости, проходящей через шарнир ее подвески, на задней стороне передней стенки каретки установлена плоская дуговая направляющая 75, с которой постоянно контактируют два прихвата 76, закрепленные на одной из планок кабины. На этой же направляющей 75 нарезана внутренняя зубчатая рейка, в одну из впадин которой может входить зуб нижнего конца фиксатора 77, вставленного в колодку 78, закрепленную на второй планке кабины. Пружина 79 стремится зафиксировать положение кабины, но фиксатор 77 удерживается в верхнем положении рычагом 80, на другой конец которого воздействует стержень 71 если входной поручень закрыт, как показано на чертежах. Все четыре поручня, окружающие пассажира, покрыты деревянными накладками 81.
Для остановки мини-лифта на этаже при его вызове служит выключатель 82, установленный на перильных стойках (или на другом элементе перил). На его ролик воздействует упор 83, закрепленный на каретке, например на опорном корпусе 25. На каждом этаже установлена типовая светящаяся кнопка для вызова лифта.
Подвод питающего кабеля не вызывает трудностей, если ширина лестничного пролета a позволяет подвесить кабель к потолку лестничной клетки. (Ширина пролета должна быть для этого не менее 200 мм.) В противном случае надлежит использовать кабельный барабан, нагруженный постоянным моментом, обеспечивающим установленное натяжение кабеля. Сходящий с барабана кабель вводится в щель, образованную боковыми щитками 16, причем натяжение кабеля обеспечивает его прилегание к роликам цепи 14 на поворотах. Конец кабеля 84 огибает текстолитовый диск 85 и зажат на нем губками 86. Далее кабель входит в клеммную коробку, образованную сварным угольником 87 с крышкой 88. На этом же угольнике 87 имеется площадка для крепления диска 85. Угольник имеет еще одно назначение повышает жесткость днища корпуса каретки, поскольку оно с этой стороны не имеет ужесточающих элементов. На текстолитовой планке 89 установлен ряд клемм 90, от которых провода выходят на переднюю стенку корпуса каретки.
По концам марша, где щитки 16 согнуты по дуге в вертикальной плоскости, кабель может слегка касаться их внутренней поверхности возле цепи. Это происходит на коротком участке, покрытом консистентной смазкой, как и сама цепь, кабель же находится в маслостойкой оболочке.
На поручнях кабины закреплены 2 крюка 91 для подвешивания сумок, а на каретке установлены зуммер и маячок-мигалка, которые подают звуковой и световой сигналы при движении лифта (на чертеже не показаны).
Лифт эксплуатируется следующим образом.
Если кабина свободна и выключатель 42 не нажат, а ее входной поручень закрыт (выключатель 69 нажат), то при включении кнопки вызова (она светится) каретка начнет движение, пока не сработает выключатель 82 на этом этаже. Поскольку в каждом выключателе имеются как нормально-открытые контакты, так и нормально-закрытые, то для построения электросхемы не имеет значение положение его стержня (или рычажка).
При свободной кабине пружина 40 прижимает рычаг 38 к верхнему упору рамки 41, а серьга 54, воздействуя на плечо трехплечего рычага 50, удерживает эксцентрик 46 от соприкосновения с тормозным рельсом 7, преодолевая при этом сопротивление пружины 49. При закрытом входном поручне кабина не зафиксирована.
По прибытии лифта по вызову пассажир открывает входной поручень 63, приложив усилие на наибольшем плече, т.е. взяв поручень за его правый конец. Пружина 68 уравновешивает значительную долю момента массы поручня, благодаря чему достаточно лишь его приподнять, а далее он будет доведен до ограничительной планки кабины 10 этой пружины. Резиновая прокладка смягчает возможный удар. Поскольку при открытии входного поручня срабатывает выключатель 69, вызов мини-лифта на другой этаж невозможен. Пружина 74 поднимет стержень 71, освободит рычаг 80, вследствие чего пружина 79 прижмет зуб фиксатора 77 к зубчатой рейке дуговой направляющей 75. При этом если даже зуб не попадет сразу во впадину рейки, то когда пассажир поставит ногу на пол кабины 10, она повернется на незначительный угол и мгновенно будет зафиксирована. Пассажир повесит свой багаж на крюки 91, войдет в кабину и, не поворачиваясь, повернет рукоятку 67 до упора входного поручня. Под влиянием массы пассажира рычаг 38 опустится до нижнего упора рамки 41 и серьга 54 освободит левое плечо трехплечевого рычага 50, вследствие чего пружина 49 заклинит эксцентрик 46 на тормозном рельсе 7.
В случае какого-либо отказа в приводе каретки появится тенденция ее сползания вниз, эксцентрик силой трения будет повернут на некоторый дополнительный угол (за счет упругости элементов силового замка) и заклинится на рельсе. Для возможности такого аварийного захвата предусмотрены зазоры β и γ, а также удлинено правое плечо рычага 50, чтобы можно было освободить эксцентрик ударом в направлении стрелки Q.
Чтобы включить движение лифта, пассажир поворачивает в нужную сторону рукоятку 53, ролик 58 которой нажмет на призму 52, а ее хвостовик на рычаг 50, преодолеет усилие пружины 49 и выведет эксцентрик 46 из контакта с тормозным рельсом, после чего рукоятка дойдет до выключателя 61 и начнется движение лифта. Движение продолжается, пока пассажир держит рукоятку 53 в крайнем положении (упор призмы 52 в колодку 60). При освобождении рукоятки пружина 59, которой вначале помогает пружина 49, поставит рукоятку в исходное положение, а пружина 49 введет эксцентрик в контакт с тормозным рельсом (после отключения электродвигателя).
Дойдя до нужного этажа, пассажир останавливает мини-лифт в удобном для себя положении, рукояткой 67 открывает входной поручень, что фиксирует положение кабины, выходит из нее и закрывает поручень. Это переводит мини-лифт в состояние готовности к следующему вызову.
Расчетный угол заклинивания эксцентрика должен быть выбран таким, чтобы, с одной стороны, пружина 49 могла обеспечить надлежащий зажим тормозной колодки 43 на своем рельсе, а с другой пружина 40 могла бы ее освободить, также и на рукоятке 53 не потребовалось бы для этого чрезмерного усилия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БАШЕННАЯ МНОГОЭТАЖНАЯ АВТОСТОЯНКА-АВТОМАТ | 1994 |
|
RU2081982C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВЯЗИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОЙ МАШИНЫ С ИСТОЧНИКОМ ЕЕ ПИТАНИЯ | 1992 |
|
RU2045119C1 |
МНОГОЭТАЖНЫЙ ГАРАЖ-АВТОМАТ | 1993 |
|
RU2075579C1 |
Устройство для установки в боксы автомобилей в многоэтажных автоматизированных гаражах | 1990 |
|
SU1825866A1 |
ПОДЪЕМНИК ДЛЯ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ ЛЕСТНИЧНЫХ МАРШЕЙ | 2012 |
|
RU2509711C2 |
СИЛОВОЙ ШЛАГБАУМ ДЛЯ ГАРАЖЕЙ | 1991 |
|
RU2025553C1 |
ОГРАЖДЕНИЕ ПАССАЖИРСКОЙ ПЛАТФОРМЫ | 1989 |
|
RU2009059C1 |
КРУПНОТОННАЖНЫЙ ПОГРУЗЧИК ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ БОЛЬШОГО КОРАБЛЯ ИЛИ МОРСКОЙ УСТАНОВКИ | 2015 |
|
RU2622435C1 |
Многоэтажный автоматизированный гараж | 1990 |
|
SU1813867A1 |
ЛЕСТНИЧНЫЙ ПОДЪЕМНИК | 2019 |
|
RU2703812C1 |
Использование: в подъемно-транспортном машиностроении. Сущность изобретения: лифт для лестничной клетки домов содержит одноместную пассажирскую площадку 10, установленную на рельсовом пути 5, 6, уложенном вдоль лестничного марша. На лестничном марше расположены стояки 1, к которым прикреплены стойки для рельс. Каретка кабины лифта опирается на рельсы посредством роликовой системы. Привод кабины содержит червячный самотормозящийся редуктор, связанный цепной передачей с ведущим колесом, находящимся в постоянном зацеплении с втулочно-роликовой цепью, которая протянута вдоль лестничного марша и неподвижно закреплена на одном из рельсов. 8 з.п. ф-лы, 40 ил.
Пассажирский наклонный подъемник для лестничной клетки | 1979 |
|
SU1209557A1 |
Приспособление для соединения пучка кисти с трубкою или втулкою, служащей для прикрепления ручки | 1915 |
|
SU66A1 |
Авторы
Даты
1997-06-10—Публикация
1992-03-16—Подача