Изобретение относится к средствам инженерного вооружения и может быть использовано для разведки минно-взрывных заграждений и проделывания в них проходов.
Для разведки минно-взрывных заграждений и проделывания в них проходов используются, в частности, катковые минные тралы, выполненные в виде барабанов или катков нажимного действия, которые перемещаются по минно-взрывному заграждению специальными носителями (С.Перов. Зарубежные средства разминирования аэродромов. Зарубежное военное обозрение,1991,N 11, c. 38-46).
Катки минного трала своей массой создают в грунте поле давления, которое приводит к срабатыванию мин нажимного действия.
Катковым минным тралам присущи недостатки. Основные из них: недостаточное удельное давление, создаваемое катком, ограниченный диапазон изменения силовых и геометрических параметров поля давления в грунте при использовании устройств догружения и инерционных элементов, соединенных с катком. Трудоемкость работ по переводу минного трала из транспортного положения в рабочее и наоборот значительна. Замена поврежденных элементов трала, особенно его катковых секций, требует значительной затраты времени.
Известен минный трал бойкового типа (ЕПБ, заявка N 0190510, кл. F 41 H/11/16, 13.08.86), содержащий размещенные на навесных кронштейнах рабочий орган бойкового (ударного) типа, выполненный в виде гибких упругих звеньев, шарнирно связанных с приводным валом, установленным в подшипниковых устройствах, и механизм регулирования положения рабочего органа трала.
Недостатком этого минного трала является ограниченная возможность создания сплошного поля давления в полосе траления, а также отсутствие возможности управления силовыми и геометрическими параметрами поля давления в грунте.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание минного трала с рабочим органом, выполненным в виде гибких упругих ударных звеньев, которые создают в грунте поле давлений с высокими удельными характеристиками при удовлетворительных массогабаритных показателях.
Задача решается тем, что в минном трале, содержащем размещенные на навесных кронштейнах рабочий орган бойкового /ударного/ типа, выполненный в виде гибких упругих звеньев, шарнирно связанных с приводным валом, установленным в подшипниковых устройствах, и механизм регулирования положения рабочего органа трала, согласно изобретению, на приводном валу закреплены по крайней мере два диска, при этом один или два диска установлены с возможностью продольного перемещения на валу, к дискам своими противоположными концами шарнирно прикреплены гибкие ударные элементы, которые могут быть выполнены в виде тросов или цепей, расположенных вдоль приводного вала.
Для увеличения энергоемкости трала гибкие упругие звенья могут быть снабжены грузами с возможностью их перемещения по звеньям.
При тралении заглубленных мин целесообразно частично или полностью снимать верхний слой грунта. С этой целью грузы могут быть снабжены режущими элементами.
Придание требуемой геометрической формы рабочего органа трала может быть достигнуто за счет использования разных по массе грузов, размещенных на гибких ударных элементах, или за счет разных настояний точек крепления концов гибких ударных элементов от оси вращения вала.
Для создания различных режимов работы трала целесообразно гибкие ударные элементы выполнять разной длины и разной гибкости, а диски скреплять четкими ударными элементами попарно или последовательно один за другим.
На фиг. 1 изображен общий вид минного трала; на фиг. 2 схема взаимодействия грузов с грунтом; на фиг. 3 конструктивная схема гибкого ударного элемента, выполненного из тросов и цепи с двухсторонней подвижностью; на фиг. 4 конструктивная схема гибкого ударного элемента, выполненного из тросов и цепи с односторонней подвижностью; на фиг. 5 кинематическая схема трала с несколькими дисками.
Минный трал состоит из навесных кронштейнов 1, приводных валов 2, подшипниковых узлов 3, корпусов 4, по крайней мере двух дисков 5, при этом один или оба диска установлены с возможностью продольного перемещения на приводном валу. Гибкие упругие звенья выполнены в виде троса 6, скрепленного с дисками шарнирно, с грузами 7, расположенными на тросах с возможностью их перемещения. Механизм регулирования включает шестерню 8, рейку 9, упорный подшипник 10, соединительную втулку 11, направляющую шпонку 12, пружину 13, упор 14, промежуточный вал 15.
Работа трала осуществляется следующим образом. При вращении валов 2, расположенных в подшипниковых узлах 3 и корпусах 4, которые закреплены на навесных кронштейнах 1, раскручиваются подвижный и неподвижный диски 5. При этом, если приводной механизм раскручивания валов 2 общий, то используется промежуточный вал 15. Если приводные механизмы раздельные, то промежуточный вал 15 отсутствует.
При вращении дисков 5 гибкие упругие звенья 6 с грузами 7 под действием центробежных сил и сил упругости тросов формируют рабочий орган трала с геометрическими параметрами H и L, который взаимодействует с грунтом. Для изменения геометрических и силовых характеристик рабочего органа используется механизм регулирования, в котором при вращении управляющей шестерни 8 перемещаются рейка 9, упорный подшипник 10, соединительная втулка 11 и подвижный диск 5 по направляющей шпонке 12. Это позволяет изменять стрелку прогиба H рабочего органа и длину L обрабатываемой тралом полосы грунта. Пружина 13 снижает усилие, необходимое для перемещения диска 5, а упор 14 ограничивает его перемещение по валу 2. Кронштейн 1 установлен на носителе трала (не показан).
Изменение геометрических и силовых параметров рабочего органа трала может быть достигнуто также за счет использования гибких упругих звеньев разной длины, что обеспечивает получение на одном трале разных стрелок прогиба H1 H2 /фиг. 2/, варьирования расстояний r1 и r2 точек /фиг.2/, крепления концов гибких упругих звеньев на дисках, использования гибких упругих звеньев с различной гибкостью, использования грузов различной массы и их расположения на гибких упругих звеньях.
Варианты создания рабочего органа из гибких упругих звеньев, включающих различные элементы, показаны на фиг. 3 и 4; на фиг. 3 гибкое упругое звено, состоящее из троса 6 и звеньев 18 цепи с двусторонней подвижностью; на фиг. 4 гибкое упругое звено, состоящее из троса, звеньев 19 и 20 цепи с односторонней подвижностью. Ограничение подвижности достигается наличием на звеньях цепи ограничительных упоров 21.
Для траления узких заминированных полос участков местности целесообразно использовать минный трал с несколькими /больше двух/ дисками, расположенными подвижно на приводном валу /фиг. 5/. Соединение вращающихся дисков гибкими упругими звеньями и их положение на приводном валу определяются шириной полосы траления. В зависимости от условий траления вращающиеся диски могут быть соединены попарно или последовательно друг за другом и т.д. При этом в многосекционных тралах для регулирования параметров упругого инерционного катка могут быть использованы тросы разной длины, грузы различной массы с режущими элементами и без них, различные способы крепления концов гибких упругих звеньев к дискам и различные конструкции упругих звеньев /тросы, цепи/.
В связи с тем, что в минном трале с гибкими ударными элементами рабочий орган формируется лишь при вращении дисков, в транспортном положении гибкие упругие элементы могут быть сняты с дисков и установлены лишь перед тралением. Если при тралении происходит взрыв мины, который разрывает гибкое упругое звено, то его заменяют запасным.
Для исключения влияния сил упругости в качестве инерционных связей могут быть использованы цепи с односторонней или двусторонней подвижностью. Возможна также комбинация тросовых и цепных элементов.
Таким образом, предлагаемое устройство позволяет воздавать катковые тралы с гибкими упругими ударными и режущими элементами, которые формируют поля давления в грунте с высокими удельными характеристиками, разрушают или режут верхний слой грунтового покрытия. При этом вес и габариты минного трала с рабочим органом в виде гибких ударных элементов остаются приемлемыми, при этом улучшаются его динамические характеристики, упрощается конструкция и эксплуатация трала в боевых условиях.
Динамические нагрузки, возникающие при взаимодействии гибких упругих звеньев рабочего органа с грунтовым покрытием, не передаются на носитель, что улучшает условия работы его экипажа.
Кроме военных целей трал может быть применен в конструкциях землеройных машин для рытья траншей и канавок, в уборочных машинах, например, для разрушения ледовых покрытий тротуаров, взлетных полос аэродромов, межрельсовых пространств трамвайных и железнодорожных путей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Бойковый минный трал сплошного траления | 2022 |
|
RU2783325C1 |
Устройство ножевой секции ножевого минного трала для боевых машин | 2023 |
|
RU2813998C1 |
МОДУЛЬНЫЙ МИННЫЙ ТРАЛ | 2011 |
|
RU2478182C1 |
ИНЖЕНЕРНЫЙ КАТКОВЫЙ МИННЫЙ ТРАЛЬЩИК | 2002 |
|
RU2221982C1 |
СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТАНКОМ МИННО-ВЗРЫВНЫХ ЗАГРАЖДЕНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2162590C1 |
КОЛЕЙНЫЙ КАТКОВЫЙ МИННЫЙ ТРАЛ | 1998 |
|
RU2146799C1 |
НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТАНКА | 2000 |
|
RU2185591C2 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ТЕХНИКИ НА МИННЫХ ПОЛЯХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2380646C2 |
Изобретение относится к средствам инженерного вооружения и может быть использовано для разведки минно-взрывных заграждений и проделывания в них проходов. Сущность: в минном трале, содержащем размещенные на навесных кронштейнах рабочий орган бойкового (ударного) типа, выполненный в виде гибких упругих звеньев, шарнирно связанных с приводным валом, и механизм регулирования положения рабочего органа трала, согласно изобретению, на приводном валу закреплены по крайней мере два диска, при этом один или два диска установлены с возможностью продольного перемещения на валу, к дискам своими противоположными концами шарнирно прикреплены гибкие ударные элементы, которые могут быть выполнены в виде тросов или цепей, расположенных вдоль приводного вала. В изобретении предусмотрена возможность варьировать силовыми и геометрическими параметрами каткового трала за счет изменения длины и гибкости соединительных тросов, массы грузов, размещаемых на тросах, геометрических параметров точек крепления концов тросов на вращающихся дисках, числа дисков, размещенных на приводном валу, и способов их соединения упруго-инерционными связями. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.
0 |
|
SU190510A1 | |
Механический грохот | 1922 |
|
SU41A1 |
Авторы
Даты
1997-06-10—Публикация
1994-04-01—Подача