ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1997 года по МПК F16C7/00 

Описание патента на изобретение RU2085769C1

Известен шатун двигателя внутреннего сгорания, содержащий стержень шатуна с разъемной кривошипной головкой и разъемный вкладыш, размещенный на постели в отверстии указанной головки и закрепленный в ней посредством крышки кривошипной головки и болтов, при этом в головке выполнена прорезь в виде дуги, симметричной относительно стержня шатуна, расположенная концентрично постели вкладыша. Недостатком этого шатуна является снижение жесткости его кривошипной головки при сквозной прорези в зоне действия максимальных нагрузок, что приводит к изменению формы постели (для вкладыша подшипника), снижению несущей способности и надежности шатунного подшипника, определяемых из векторной диаграммы нагрузок.

Цель изобретения повышение надежности путем обеспечения локальной податливости выходных участков постели вкладыша подшипника кривошипа.

Для этого в отличие от известного шатуна прорезь выполнена глухой, протяженностью по дуге не менее 45o, со стороны второго торца шатуна оппозитно выполнена вторая идентичная прорезь, причем глубина каждой прорези не меньше толщины перемычки между постелью вкладыша подшипника и прорезью. Пример осуществления изобретения показан на фиг. 1 и 2. Шатун содержит стержень 1 с разъемными кривошипной головкой 2 и вкладышами 3, размещенным на постели 4 в отверстии головки 2 и закрепленный в ней посредством крышки 5 и болтов 6. В головке 2 выполнены глухие прорези 7, протяженностью по дуге α не менее 45o, причем глубина "b" каждой прорези не меньше толщины "h" перемычки 8 между постелью вкладыша 4 подшипника и прорезью 7.

Предлагаемое устройство действует следующим образом.

В процессе работы двигателя, при воздействии на кривошипную головку 2 рабочих усилий, имеющих максимальные значения в районе ВМТ поршня, происходит упругая деформация (прогиб) шейки коленчатого вала, в результате чего повышаются удельные давления на краях вкладыша 3. За счет увеличенной локальной податливости перемычек 8, имеет место деформация последних в соответствии с формой принимаемой шейкой вала в зоне максимальных нагрузок, что улучшает прирабатываемость и повышает надежность подшипникового узла. Надежность также обеспечивается протяженностью прорези по дуге не менее 45o. В то же время выполнение глухих узких прорезей 7 обеспечивает сохранение общей жесткости контура кривошипной головки 2, что гарантирует допустимый уровень овализации подшипника под действием нагрузок.

Положительный эффект изобретения заключается в повышении надежности шатуна в эксплуатации.

Похожие патенты RU2085769C1

название год авторы номер документа
ПОРШНЕВОЙ КОМПРЕССОР НА ОППОЗИТНЫХ БАЗАХ 2016
  • Трофимов Евгений Владимирович
RU2645885C2
Шатун 1990
  • Мещеряков Аполлон Федорович
SU1793120A1
ПРИВОДНАЯ ЧАСТЬ НАСОСА 2006
  • Авилкин Юрий Михайлович
RU2324069C1
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ 2003
  • Лебедев О.Н.
  • Савинов Ю.П.
  • Зуев А.К.
RU2256112C2
ШЕСТЕРЕННЫЙ БЕСШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ С МНОГОКОЛЕНЧАТЫМ ВАЛОМ 2013
  • Холзаков Сергей Алексеевич
RU2537073C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И КРИВОШИПНЫЙ МЕХАНИЗМ 1992
  • Те Геня
  • Мамаев Владимир Валентинович
  • Булатов Михаил Афанасьевич
  • Богачев Юрий Вячеславович
RU2018007C1
Система маслоснабжения поршня и подшипников шатуна двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Ермолаев Александр Александрович
SU1362854A1
Шатунно-кривошипный узел двигателя внутреннего сгорания и способ его сборки 1989
  • Бородастов Николай Иванович
SU1716209A1
СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Терехин А.Н.
  • Абрамишвили М.М.
  • Метелкин В.А.
RU2105963C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ И УСТРОЙСТВО С ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНО ДВИЖУЩИМИСЯ ЧАСТЯМИ 1992
  • Майкл Ричард Лесли Дэниэл[Gb]
  • Грэхем Хэрри Фаунтейн[Au]
RU2101511C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 085 769 C1

Реферат патента 1997 года ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Использование: в двигателестроении. Изобретение позволяет повысить надежность подшипника за счет более полного совмещения рабочих поверхностей подшипника и кривошипа путем увеличения местной податливости постели подшипника относительно шейки коленчатого вала, без уменьшения общей жесткости кривошипной головки шатуна. На торцах головки шатуна, концентрично постели подшипника, выполнены прорези протяженностью по дуге не менее 45o и глубиной не меньше толщины перемычки между постелью вкладыша подшипника и прорезью. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 085 769 C1

Шатун двигателя внутреннего сгорания, содержащий стержень шатуна с разъемной кривошипной головкой и разъемный вкладыш, размещенный на постели в отверстии указанной головки и закрепленный в ней посредством крышки кривошипной головки и болтов, при этом в головке выполнена прорезь в виде дуги, симметричной относительно стержня шатуна, расположенная концентрично постели вкладыша, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения локальной податливости выходных участков постели вкладыша подшипника кривошипа, прорезь выполнена глухой протяженностью по дуге не менее 45o, со стороны второго торца шатуна оппозитно выполнена вторая идентичная прорезь, причем глубина каждой прорези не меньше толщины перемычки между постелью вкладыша подшипника и прорезью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2085769C1

Патент США N 2846897, кл
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада 0
  • Названов М.К.
SU74A1

RU 2 085 769 C1

Авторы

Ермолаев А.А.

Рукавишников Г.В.

Даты

1997-07-27Публикация

1990-07-09Подача