УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ МАГНИТНЫЙ КОМПАС Российский патент 1997 года по МПК G01C17/08 

Описание патента на изобретение RU2085846C1

Изобретение относится к области судостроительной промышленности и министерства транспорта, может быть использовано на всех отечественных и зарубежных компасах.

В литературе описаны устройства всех применяемых морских магнитных компасов, принцип устройства которых совершенно одинаков.

Недостатком всех компасов является наличие трения топки о шпильку, в результате чего у компаса всегда имеется угол застоя, и магнитная стрелка компаса никогда не устанавливается в плоскости магнитного меридиана на берегу и в плоскости компасного меридиана на судне.

Наиболее известные компасы: 75 мм ГУ, 127 мм ГУ(УКП-М), КМ 100, КМ 115, Аскания и другие.

Известный 127 мм ГУ (УКП-М) компас [1] представляет резервуар, разделенный на две камеры. В верхней, основной камере, находится картушка компаса. Опорой для картушки служит латунная шпилька, верхний конец которой направлен твердым сплавом иридия, или стелитом. Шпилька ввинчивается в колонку, укрепленную в центре основной камеры. Нижняя камера, дополнительная камера, предназначена для компенсации изменений объема компасной жидкости при колебаниях температуры. Дно этой камеры называется диафрагмой. В центральной части поплавка имеется сквозной вертикальный канал, в который сверху закладывается агатовая топка, закрепленная винтом.

Топка картушки опирается на компасную шпильку. Вес картушки в воздухе 105 грамм, а в водном растворе 43% спирта 4 г. Поплавок создает картушке небольшую положительную плавучесть компасной жидкости.

Трение топки о шпильку пропорционально весу трущихся частей, поэтому ученые стремились уменьшить трение за счет уменьшения веса картушки путем увеличения объема поплавка. Эта проблема так и осталась нерешенной до сих пор.

Балансировка самой картушки очень сложная. Теоретический расчет картушки на основе законов магнитных явлений очень сложен.

Картушка, находясь под воздействием сил Земного магнитного поля и магнитного поля судна, всегда располагается своей осью (норд-зюйд) в плоскости компасного меридиана на судне и в плоскости магнитного меридиана на Земле.

На быстроходном судне сильная тряска от ударов корпуса от волны и ветра, от вибрации работы винтов, картушка компаса все время колеблется и пользоваться ею возможно только путем ее стабилизации. Осуществить ее чрезвычайно трудно, особенно чтобы центр тяжести совпадал с точкой опоры. Употребляли даже небольшие пружинки под топку картушки компаса.

Задачей изобретения является устранения указанного недостатка, чтобы магнитная картушка компаса не испытывала бы трения между топкой и шпилькой компаса, находилась бы в свободном плавании в рабочей жидкости без какой-либо ее переделки, или модернизации и могла бы "работать" при любой плотности компасной жидкости (воде, водном растворе тосола, "МПС-5", легроине).

Технический результат достигается тем, что в морском магнитном компасе, содержащем герметичный котелок, заполненный рабочей жидкостью и выполненный с белым покрытием его внутренних стенок, нейтральным к рабочей жидкости, и размещенные внутри котелка козырек, штырь и уравновешенные относительно горизонта картушка с поплавком, выполненным со сквозным отверстием, в котором с зазором установлен штырь, последний закреплен в козырьке, а поплавок у остановлен на штыре с обеспечением его свободного вертикального перемещения относительно штыря.

На чертеже представлен компас в разрезе, где 1-козырек; 2-картушка; 3-котелок; 4-штарь; 5-поплавок со сквозным отверстием 6.

В козырек 1 компаса ввинчивается изготовленный из латуни штырь 4 высотой 52 мм от верхней кромки козырька. Уравновешенные относительно горизонта картушка 2 с поплавком 5 установлены на штыре 4 с обеспечением свободного вертикального перемещения поплавка относительно штыря и точного указания направления на магнитный полюс Земли.

Такой котелок компаса можно заливать рабочей жидкостью, выполненной в виде дистиллированной воды, настоянной на кремне, или водном растворе "тосола".

При любой рабочей жидкости, в зависимости от ее плотности, картушка 2 на штыре перемещается по вертикали (вверх-вниз).

Универсальный компас работает при полном отсутствии трения.

Изобретение позволяет упразднить весь штат компасных мастеров навигационной камеры пароходства, ежегодно, а иногда по несколько раз в году, ремонтирующих компасы судов от застоя картушки, от трения, всякий раз заменяя дорогостоящие шпильку и топку компаса.

Похожие патенты RU2085846C1

название год авторы номер документа
МОРСКОЙ МАГНИТНЫЙ КОМПАС 1991
  • Чертков Константин Иванович
RU2010160C1
МАГНИТНЫЙ КОМПАС 1995
  • Кардашинский-Брауде Л.А.
  • Казакова Г.Ф.
  • Уланов В.Ф.
  • Клейман А.Ю.
RU2093792C1
Магнитный компас 1984
  • Бойков Вячеслав Иванович
  • Денесюк Евгений Андреевич
  • Лебедев Владимир Васильевич
  • Рыжков Виталий Аркадьевич
SU1237910A1
ЦИФРОВАЯ МАГНИТНАЯ КОМПАСНАЯ СИСТЕМА С КОРРЕКЦИЕЙ 2020
  • Иванов Вячеслав Элизбарович
  • Ву Суан Хау
RU2769922C2
МАГНИТНЫЙ КУРСОУКАЗАТЕЛЬ ДЛЯ СКОРОСТНЫХ СУДОВ 2013
  • Уланов Владимир Федорович
  • Приходько Евгений Васильевич
  • Ванаев Анатолий Петрович
RU2531059C1
МАГНИТНЫЙ КОМПАС 1993
  • Климентьев А.Т.
  • Уланов В.Ф.
  • Кардашинский-Брауде Л.А.
  • Казакова Г.Ф.
RU2068173C1
СПОСОБ УНИЧТОЖЕНИЯ ПОЛУКРУГОВОЙ ДЕВИАЦИИ НА ОДНОМ МАГНИТНОМ КУРСЕ 2010
  • Кардашинский-Брауде Леонид Александрович
  • Пугачёв Валерий Николаевич
  • Соловьёв Иван Николаевич
  • Шорохов Владилен Федорович
RU2442961C1
МАГНИТНЫЙ КОМПАС СФЕРИЧЕСКОГО ТИПА 2013
  • Уланов Владимир Федорович
  • Приходько Евгений Васильевич
RU2526506C1
Компас 1973
  • Гектин Григорий Яковлевич
  • Фомкин Яков Михайлович
  • Шорохов Владилен Федорович
  • Глазьев Владимир Ильич
SU468087A1
ВИЗУАЛЬНЫЙ МАГНИТНЫЙ КОМПАС-ДАТЧИК 1995
  • Клейман А.Ю.
  • Зайцев А.В.
  • Казакова Г.Ф.
RU2098759C1

Реферат патента 1997 года УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ МАГНИТНЫЙ КОМПАС

Использование: в судостроительной промышленности. Сущность изобретения: морской магнитный компас содержит герметичный котелок, заполненный рабочей жидкостью и выполненный с белым покрытием его внутренних стенок, нейтральным к рабочей жидкости, размещенные внутри котелка козырек, штырь и уравновешенные относительно горизонта картушку с поплавком, выполненным со сквозным отверстием, в котором с зазором установлен штырь, закрепленный в козырьке. Поплавок установлен на штыре с обеспечением его свободного вертикального перемещения относительно штыря. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 085 846 C1

Морской магнитный компас, содержащий герметичный котелок, заполненный рабочей жидкостью и выполненный с белым покрытием его внутренних стенок, нейтральным к рабочей жидкости, и размещенные внутри котелка козырек, штырь и уравновешенные относительно горизонта катушка с поплавком, выполненным со сквозным отверстием, в котором с зазором установлен штырь, отличающийся тем, что штырь закреплен в козырьке, а поплавок установлен на штыре с обеспечением его свободного вертикального перемещения относительно штыря.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2085846C1

МОРСКОЙ МАГНИТНЫЙ КОМПАС 1991
  • Чертков Константин Иванович
RU2010160C1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 085 846 C1

Авторы

Чертков Константин Иванович

Даты

1997-07-27Публикация

1994-07-18Подача