ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ МАСЛО Российский патент 1997 года по МПК C10M141/10 C10M141/10 C10M137/10 C10M129/10 C10N40/08 

Описание патента на изобретение RU2086607C1

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к смазочным материалам, и может быть использовано в качестве рабочей жидкости в узлах гидродинамических передач тепловозов.

Известно масло (1) для гидродинамических передач на основе минерального масла и содержащее в качестве присадок диалкилдитиофосфат цинка, полиметилсилоксан, ИХП-21 и фенил-альфа-нафтиламин. Однако в составе данного масла присутствует концерогенная присадка фенил-альфа-нафтиламин, относящаяся ко 2-му классу опасности по степени воздействия на организм человека (действует на центральную нервную систему, вызывает поражение крови и образование метгемоглобина). Применение этой присадки ухудшает экологическую обстановку процесса производства масла.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков к предлагаемому составу масла является смазочное масло (2), которое в качестве основы содержит минеральное масло с присадками при следующем соотношении компонентов,
Диалкилдитиофосфат цинка 1,0 2,0
Полиметилсилоксан 0,003 0,005
4 метил 2,6 дитричный бутилфенол 0,3 1,0
Алкилфенолят кальция 0,6 1,5
Осерненные олигомеры пропилена фракции 160-170oC 1,6 3,0
минеральное масло До 100
Недостатками данного состава являются высокая кинематическая вязкость и недостаточно хорошие противоизносные и противозадирные свойства, что не отвечает требованиям, предъявляемым к гидравлическому маслу, применяемому в узлах гидродинамических передач тепловозов.

Цель изобретения создание рецептуры гидравлического масла с требуемым уровнем вязкости при улучшении антикоррозионных, противозадирных и противоизносных свойств при эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что гидравлическое масло для узлов гидродинамических передач тепловозов, содержащее в основе минеральное масло и присадки в виде диалкилдитиофосфата цинка, полиметилсилоксана и 4 метил 2,6 дитричного бутилфенола, содержит присадки в следующем соотношении,
Диалкилдитиофосфат цинка 3,0 4,0
Олиметилсилоксан 0,0045 060055
4 метил 2,6 дитричный бутилфенол 0,2 0,3
Минеральное масло До 100
Отличительным признаком предложенного технического решения является то, что масло содержит присадки в следующем соотношении,
Диалкилдитиофосфат цинка 3,0 4,0
Полиметилсилоксан 0,0045 0,0055
4 метил 2,6 дитричный бутилфенол 0,2 0,3
Технический результат, получаемый при использовании данного изобретения, состоит в том, что применение данного гидравлического масла при сохранении высоких эксплуатационных характеристик позволяет улучшить экологическую обстановку технологического процесса, расширить сырьевые ресурсы и сократить продолжительность цикла производства масла.

Анализ научно-технической и патентной документации показал, что предлагаемый состав является "новым" и соответствует критерию "изобретательский уровень".

Предлагаемое масло готовят следующим образом. В емкость, оснащенную перемешивающим и обогревающим устройством, загружают минеральное масло, нагревают при перемешивании до 100-105oC и выдерживают при этой температуре в течение 2 ч. При этом происходит обезвоживание масла.

Затем снижают температуру до 60-80oC и в соответствии с рецептурой загружают присадки. Компаундирование присадок в масляной основе производят при 60-80oC в течение не менее 3 ч.

В соответствии с предлагаемым изобретением и описанной технологией были изготовлены образцы заявляемого гидравлического масла, рецептура которых приведена в табл.1;результаты испытаний образцов в табл.2.

Анализируя результаты испытаний образцов, очевидно, что наиболее оптимальным является процентное содержание диалкилдитиофосфата цинка:
масло теряет способность противостоять усилию, возникающему на трущихся поверхностях (снижаются его противоизносные свойства), при этом детали быстро срабатываются и выходят из строя;
ускоряется процесс окисления масла, что приводит к быстрому его старению.

Увеличение процентного содержания диалкилдитиофосфата цинка не ведет к улучшению качества масла, в связи с чем оно нецелесообразно.

Сравнительные характеристики физико-химических и эксплуатационных свойств предполагаемого масла и прототипа приведены в табл.3.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что полученное масло менее вязкое, а повышенное содержание диалкилдитиофосфата цинка оказывает положительное влияние на свойства масла.

Таким образом, проведенные испытания показали возможность создания масла, применяемого для узлов гидродинамических передач тепловозов следующего состава:
база: основа масла марки "А"
присадки, диалкилдитиофосфат цинка 3,5 ± 0,5%
4 метил 2,6 дитричный бутилфенол 0,2 0,3%
Полиметилсилоксан 0,005%
Из обобщенных данных, приведенных в табл.1- 3, следует, что предлагаемая композиция масла имеет показатель кинематической вязкости, удовлетворяющий требованиям масла, применяемого в узлах гидродинамических передач тепловозов.

Кроме того, за счет более высокой концентрации диалкилдитиофосфата цинка предлагаемый состав имеет лучшие антикоррозионные, противозадирные и противоизносные свойства.

Таким образом, путем варьирования присадок в предлагаемом масле обеспечен уровень антиокислительных, смазывающих свойств и повышены эксплуатационных характеристики.

Похожие патенты RU2086607C1

название год авторы номер документа
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ЖИДКОСТЬ 2009
  • Морошкин Юрий Георгиевич
  • Евсеев Владимир Сергеевич
  • Балашов Роман Дмитриевич
  • Климов Дмитрий Стефанович
  • Романенко Нина Владимировна
RU2430146C2
МОТОРНОЕ МАСЛО 2000
  • Антонов Владимир Николаевич
  • Багатченко Галина Семеновна
  • Ищук Юрий Лукич
  • Стахурский Александр Дмитриевич
  • Македонский Олег Александрович
  • Загубыгорилка Валерий Леонидович
  • Гаврюшенко Раиса Ивановна
  • Рязанцев Николай Карпович
  • Щербаненко Григорий Васильевич
  • Оверко Татьяна Александровна
RU2198205C2
Смазка многоцелевая универсальная высокотемпературная 2016
  • Арстром Эрик Берт-Олоф
  • Дыкин Александр Сергеевич
  • Рябова Татьяна Александровна
  • Романенко Нина Владимировна
RU2627766C1
Гидравлическое масло арктического назначения 2016
  • Заглядова Светлана Вячеславовна
  • Китова Марианна Валерьевна
  • Маслов Игорь Александрович
  • Антонов Сергей Александрович
  • Кашин Евгений Васильевич
  • Пиголева Ирина Владимировна
RU2631659C1
ЗАЩИТНАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1993
  • Саркисянц Н.Р.
  • Шехтер Ю.Н.
  • Самгина В.В.
  • Ломинадзе Т.Д.
  • Уварова И.М.
  • Минкина Е.Н.
  • Литвиненко В.Г.
  • Дорфман В.П.
  • Филимонов В.К.
RU2042712C1
Многоцелевая комплексная пластичная смазка 2019
  • Евстафьев Алексей Юрьевич
  • Колыбельский Дмитрий Сергеевич
  • Порфирьев Ярослав Владимирович
  • Шувалов Сергей Александрович
  • Ермакова Ольга Вячеславовна
RU2698457C1
СМАЗКА ПЛАСТИЧНАЯ АНТИФРИКЦИОННАЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ВОДОСТОЙКАЯ 2016
  • Верета Кирилл Владимирович
  • Климов Дмитрий Стефанович
  • Кочерга Татьяна Александровна
  • Петрова Людмила Юрьевна
  • Рябова Татьяна Александровна
RU2633350C1
Смазочное масло 1990
  • Хакимов Маркс Атаханович
  • Богданов Шавкат Касымович
  • Лебедев Олег Владимирович
  • Абзалов Пахриддин Нурмухамедович
  • Ярошевич Сергей Владимирович
SU1824427A1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К УГЛЕВОДОРОДНЫМ ТОПЛИВАМ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ 1995
  • Ребров И.Ю.
RU2078118C1
Многоцелевая пластичная смазка 2019
  • Евстафьев Алексей Юрьевич
  • Колыбельский Дмитрий Сергеевич
  • Порфирьев Ярослав Владимирович
  • Шувалов Сергей Александрович
  • Ермакова Ольга Вячеславовна
RU2698463C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 086 607 C1

Реферат патента 1997 года ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ МАСЛО

Состав гидравлического масла относится к нефтехимии, в частности к смазочным маслам, и может быть применен в качестве рабочей жидкости в узлах гидродинамических передач тепловозов. Предлагаемый состав на основе минерального масла содержит присадки диалкилдитиофосфата цинка, 4 метил - 2,6 дитричного бутилфенола и полиметилсилоксана при следующем соотношении компонентов, мас. %: диалкилдитиофосфат цинка 3,0 - 4,0, 4 метил - 2,6 дитричный бутилфенол 0,2 - 0,3, полиметилсилоксан 0,0045 - 0,0055, минеральное масло - до 100. Показатель кинематической вязкости данного состава удовлетворяет требованиям масла, применяемого в узлах гидродинамических передач тепловозов, обеспечен высокий уровень эксплуатационных характеристик, улучшена экологическая обстановка технологического процесса. 3 табл.

Формула изобретения RU 2 086 607 C1

Гидравлическое масло, в частности для узлов гидродинамических передач тепловозов, на основе минерального масла, содержащее в качестве присадок диалкилдитиофосфат цинка, 4-метил-2,6-дитретичный бутилфенол и полиметилсилоксан, отличающееся тем, что масло содержит указанные компоненты в следующих количествах, мас.

Диалкилдитиофосфат цинка 3 4
4-Метил-2,6-дитретичный бутилфенол 0,2 0,3
Полиметилсилоксан 0,0045 0,0055
Минеральное масло До 100

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2086607C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
А.В.Виленкин
Масла для шестереночных передач
- М.: Химия, 1982, с
Способ получения кодеина 1922
  • Гундобин П.И.
SU178A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Авторское свидетельство СССР, N 1824427, кл
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

RU 2 086 607 C1

Авторы

Галкина В.В.

Гар П.П.

Ермакова Т.И.

Карелина О.П.

Старков А.Ф.

Питомиц Н.Ф.

Даты

1997-08-10Публикация

1995-11-15Подача