МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА Российский патент 1997 года по МПК F02K9/76 B64D37/14 

Описание патента на изобретение RU2088787C1

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно к устройствам многоступенчатых жидкостных ракет.

Известна многоступенчатая ракета, включающая тандемно расположенные ступени с топливными баками для жидких окислителя и горючего, со снабженными реактивными соплами ракетными двигателями, расходными трубопроводами и средствами разделения ступеней, причем соседние баки предыдущей и последующей ступеней разделены общим смежным днищем.

Техническим результатом изобретения является увеличение доли полезного груза в общей массе летательного аппарата.

Это достигается тем, что в многоступенчатой ракете, включающей тандемно расположенные ступени с топливными баками для жидких окислителя и горючего, со снабженными реактивными соплами ракетных двигателей, расходными трубопроводами и средствами разделения ступеней, причем соседние баки предыдущей и последующей ступеней разделены общим смежным днищем, двигатель последующей ступени размещен внутри топливного бака предыдущей ступени под общим днищем, а реактивное сопло указанного двигателя окружено отделяемой в полете стенкой топливного бака предыдущей ступени в расчете на контакт содержимого этого бака с внешней поверхностью реактивного сопла.

На чертеже представлена схематично предложенная многоступенчатая ракета.

Ракета содержит тандемно расположенные первую ступень 1 и вторую ступень 2, соединенные при помощи фланцев с пироболтами 3, в головной части ракеты установлен полезный груз 4, отделяемый при помощи пироустройств 5. Каждая из ракетных ступеней 1(2) содержит топливные баки окислителя 6(7) и горючего 8(9), ограниченные боковыми стенками 23(24) и 25(26) соответственно, с днищами 10-14. Под баками размещены жидкостные ракетные двигатели 15(16), соединенные с баками расходными (питающими) трубопроводами окислителя 17(18) и горючего 19(20); с целью управления ракетой в полете ракетные двигатели снабжены шарнирными подвесами 21(22). Бак 6 первой ступени имеет общее днище 12 с соседним баком 9 второй ступени, и под этим днищем смонтирован двигатель 16 второй ступени. Он погружен в упомянутый бак 6 предыдущей ступени, боковая стенка которого 23 образует корпус двигательного отсека для последующей ступени.

Многоступенчатая ракета функционирует следующим образом. После сборки ракетных ступеней 1 и 2 в единый летательный аппарат и установки на него полезного груза 4 ракету помещают на стартовое устройство и топливные баки заправляют компонентами жидкого ракетного топлива: баки 6 и 7 жидким окислителем, а баки 8 и 9 жидким горючим. В заправленной ракете конструкция ракетного двигателя 16 находится в контакте с содержанием бака 6: жидкий окислитель заполняет сопловое пространство внутри тяговой камеры и омывает внешние поверхности ракетного двигателя (они могут частично соприкасаться с газовой подушкой вверху бака).

По команде "Пуск" включают подачу топлива из баков 6, 8 по трубопроводам 17, 19 в двигатели 15, что обеспечивает их включение в работу и старт ракеты. Ее полет по заданной траектории обеспечивается путем поворота (качания) ракетного двигателя в шарнирных подвесах 21 при помощи рулевых приводов (не показаны). После выработки компонентов ракетного топлива из баков 6, 8 производят выключение ракетного двигателя 15, перекрывая соответствующие расходные трубопроводы, подрывают пироболты 3 и включают в работу ракетный двигатель 16 (аналогично двигателю 15). При этом стенка 23 отделяется вместе с отработавшей ступенью 1 от остальной части летательного аппарата. Вторая ступень 2 продолжает полет, будучи управляема путем поворота ракетного двигателя 16 в шарнирном подвесе 22 (аналогично первой ступени). После выработки топлива из баков 7, 9 производят выключение ракетного двигателя 16 и задействуют пироустройства 5, отделяющие полезный груз 4 для его самостоятельного функционирования.

Предлагаемая конструкция многоступенчатой ракеты исключает необходимость в переходном отсеке для соединения ракетных ступеней и позволяет обойтись одним, общим межбаковым днищем (12) для соседних топливных баков ступеней вместо двух отдельных днищ для каждого из баков. Результатом этого является снижение конструкционной массы ракеты, что при прочих равных условиях означает увеличение массы полезного груза.

Применение изобретения позволяет также использовать свободное пространство вокруг и внутри конструкции ракетного двигателя последующей ступени для размещения ракетного топлива предыдущей ступени, что сокращает размеры (длину) ракеты.

Общее межбаковое днище ракетных ступеней разгружено противоположными силами давления, что позволяет поднять допустимый уровень перегрузки на конструкцию последующей ступени при функционировании предыдущей. В итоге становится возможным снизить энергетические затраты на доставку полезного груза.

Применение изобретения к многоступенчатым ракетам, рассчитанным на криогенные топливные компоненты, связано с получением еще одного важного преимущества в виде упрощения или вообще исключения операции предстартового термостатирования конструкции ракетного двигателя. Этот технический результат достигается тем, что баки окислителя 6 и 7 заправляют жидким кислородом, бак горючего 8 керосином, бак горючего 9 жидким метаном (эти топливные компоненты типичны для существующих и перспективных космических ракет). Таким образом, ракетный двигатель 16, установленный под баком жидкого метана, оказывается погружен в бак жидкого кислорода, и эти баки снабжены общим смежным днищем 12. Указанные топливные компоненты имеют близкие криогенные температуры жидкого состояния, и при заправке баков 6, 9 происходит одновременно охлаждение конструкции двигателя 16 до криогенной температуры. Благодаря этому криогенное топливо, поступающее при запуске в рабочие тракты упомянутого ракетного двигателя, не вскипает в них; в противном случае произошла бы авария. Во избежание этого конструкцию ракетного двигателя, не погруженного в криогенный бак (в данном случае двигатель 15 первой ступени), специально термостатируют, пропуская через рабочие тракты криогенный топливный компонент.

Похожие патенты RU2088787C1

название год авторы номер документа
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА 1994
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Обухов Николай Александрович
  • Могиленко Владимир Иванович
RU2086795C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1995
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2089743C1
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 1993
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Иваник Валерий Васильевич
  • Каторгин Борис Иванович
  • Чванов Владимир Константинович
  • Багеева Елена Олеговна
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2092400C1
ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ РАКЕТНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Буканов Владислав Тимофеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2119081C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ МНОГОКАМЕРНЫЙ РАКЕТНЫЙ АППАРАТ НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ 1999
  • Бахмутов А.А.
  • Буканов В.Т.
  • Клепиков И.А.
  • Прищепа В.И.
RU2156874C1
ДРОССЕЛИРУЕМЫЙ КИСЛОРОДНО-УГЛЕВОДОРОДНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ГАЗА 2002
  • Бахмутов А.А.
  • Буканов В.Т.
  • Клепиков И.А.
  • Мирошкин В.В.
  • Прищепа В.И.
RU2238423C2
СПОСОБ РАБОТЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ТУРБОНАСОСНОЙ ПОДАЧЕЙ КИСЛОРОДНО-МЕТАНОВОГО ТОПЛИВА 1999
  • Бахмутов А.А.
  • Буканов В.Т.
  • Клепиков И.А.
  • Мирошкин В.В.
  • Прищепа В.И.
  • Ромасенко Т.Я.
RU2166661C1
РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 1994
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Величко Игорь Иванович
  • Обухов Николай Александрович
  • Могиленко Владимир Иванович
RU2093698C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1994
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Буканов Владислав Тимофеевич
  • Каналин Юрий Иванович
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2084677C1
СПОСОБ РАБОТЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ТУРБОНАСОСНОЙ ПОДАЧЕЙ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА НА ОСНОВЕ КИСЛОРОДНОГО ОКИСЛИТЕЛЯ И УГЛЕВОДОРОДНОГО ГОРЮЧЕГО И ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2001
  • Бахмутов А.А.
  • Буканов В.Т.
  • Клепиков И.А.
  • Мирошкин В.В.
  • Прищепа В.И.
  • Ромасенко Т.Я.
RU2197628C2

Реферат патента 1997 года МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА

Использование: изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании космических ракет-носителей. Сущность изобретения: ракета содержит тандемно расположенные ступени с топливными баками для жидких окислителя и горючего, ракетными двигателями, расходными трубопроводами, средствами разделения ступеней. Двигатель поступающей ступени погружен в топливный бак предыдущей ступени под общим днищем, боковая стенка которого образует отделяемый в полете корпус двигательного отсека последующей ступени. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 088 787 C1

Многоступенчатая ракета, включающая тандемно расположенные ступени с топливными баками для жидких окислителя и горючего, со снабженными реактивными соплами ракетными двигателями, расходными трубопроводами и средствами разделения ступеней, причем соседние баки предыдущей и последующей ступеней разделены общим смежным днищем, отличающаяся тем, что двигатель последующей ступени размещен внутри топливного бака предыдущей ступени под общим днищем, а реактивное сопло указанного двигателя окружено отделяемой в полете стенкой топливного бака предыдущей ступени в расчете на контакт содержимого этого бака с внешней поверхностью реактивного сопла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2088787C1

Патент США N 3145530, с
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 088 787 C1

Авторы

Бахмутов Аркадий Алексеевич

Клепиков Игорь Алексеевич

Прищепа Владимир Иосифович

Даты

1997-08-27Публикация

1994-03-28Подача