Изобретение относится к области судостроения, а именно к движителям многовальных судов.
Известен принятый в качестве ближайшего аналога движительный комплекс двухвального судна, содержащий гребные винты, установленные на валах в насадке с возможностью синхронного вращения в противоположных направлениях и с возможностью прохождения каждой лопасти винта между лопастями другого винта.
Предложенное изобретение предназначено для повышения КПД и тяги комплекса, уменьшения его габаритов и гидродинамического сопротивления. Поставленная задача решается тем, что лопасти гребных винтов размещены в разных взаимопересекающихся поверхностях с перекрытием дисков винтов и с пересечением их осей, что позволяет расположить оси винтов на расстоянии между ними, меньшем радиуса винта. Такое размещение осей и лопастей винтов достигнуто в одном случае за счет того, что оси винтов расположены параллельно друг другу, а лопасти каждого винта, закрепленные на выходном конце соответствующего вала, отклонены относительно плоскости, перпендикулярной оси вала, отклонены в сторону выходного конца вала на угол 12 30o; в другом случае за счет размещения осей гребных валов под углом 12 30o друг к другу, а лопастей винтов перпендикулярно осям валов; в третьем случае за счет частичного сочетания признаков первых двух вариантов: расположения осей гребных валов под углом 6 15o, а лопастей винтов под углом 6 15o относительно плоскости, перпендикулярной оси их валов. В каждом случае вершина угла между осями валов обращена в сторону, противоположную выходным концам валов.
Конкретная величина углов отклонения лопастей и взаиморасположения осей винтов зависит от прочности материала лопастей, от которой зависит толщина корня лопастей, причем гидравлический КПД комплекса и его тяга повышаются с уменьшением указанных углов. Оптимальным является интервал углов отклонений соответственно 12 30o и 6 15o в зависимости от избранного варианта движительного комплекса и материала лопастей.
На фиг. 1 показано взаиморасположение лопастей и осей винтов движительного комплекса; на фиг. 2 схема комплекса с параллельным расположением осей винтов и с отклоненными лопастями; на фиг. 3 схема комплекса с непараллельными осями винтов и с неотклоненными лопастями; на фиг. 4 схема комплекса, сочетающего непараллельное расположение осей с отклоненными лопастями винтов.
Гребные винты 1 и 2 (фиг. 1) установлены в насадке 3 с размещением лопастей 4 каждого из винтов в промежутках между лопастями соседнего винта с перекрытием осей гребных валов 5 и 6. Валы связаны трансмиссией 7, 8. При параллельных осях гребных валов 5 и 6 лопасти 4 каждого из винтов отклонены относительно плоскости, перпендикулярной оси вала, в сторону его выходного конца на угол 12 30o. В другом случае (фиг. 3) оси гребных валов 5, 6 расположены относительно друг друга под углом 12 30o, а лопасти 4 каждого из винтов закреплены на выходном конце вала перпендикулярно его оси. В третьем случае (фиг. 4) оси гребных валов расположены относительно друг друга под углом 6 15o, а лопасти каждого из винтов отклонены относительно плоскости, перпендикулярной оси вала, в сторону его выходного конца на угол 6 15o.
Движительный комплекс работает следующим образом.
Гребные винты 1 и 2 вращаются синхронно с одинаковой скоростью во взаимопротивположных направлениях за счет трансмиссии, включающей цилиндрические или конические шестерни 7 и 8. Каждая лопасть того или иного винта в момент пересечения ею поверхности вращения лопастей соседнего винта перемещается в промежутке между двумя движущимися навстречу ей лопастями соседнего винта, при этом лопасти проходят над торцевой поверхностью выходного конца гребного вала соседнего винта.
Поскольку винты комплекса установлены с перекрытием дисков винтов и с пересечением их осей, комплекс конструктивно подобен комплексу из двух соосных винтов противоположного вращения, имеющему наиболее высокий гидравлический КПД.
В предложенном комплексе лопасти винтов взаимно распрямляют закрученный поток, направляют его вдоль оси судна и увеличивают тем самым тягу, используя кинетическую энергию закрутки потока.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2054122C1 |
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2095622C1 |
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2095620C1 |
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 1995 |
|
RU2096656C1 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТРЕХВАЛЬНОГО ВЕТРОДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2139442C1 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТРЕХВАЛЬНОГО ВЕТРОДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2139443C1 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ФРОНТАЛЬНОГО ВЫЕМОЧНОГО АГРЕГАТА | 1995 |
|
RU2095567C1 |
ТЕПЛОВАЯ ТРУБА | 1995 |
|
RU2095717C1 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОРНОЙ МАШИНЫ | 1995 |
|
RU2100599C1 |
ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДВОДНОГО АППАРАТА | 2002 |
|
RU2222469C1 |
Использование: судостроение, движители многовальных судов. Сущность изобретения: в движительном комплексе двухвального судна, содержащем гребные винты, установленные на валах в общей насадке с возможностью синхронного вращения в противоположных направлениях и с возможностью прохождения каждой лопасти между лопастями другого винта, оси выходных частей валов сближены на расстояние, меньшее радиуса винтов. Это достигается откидкой лопастей винтов на угол 12 - 30o либо установкой осей валов под таким же углом, либо установкой валов под углом 6 - 15o с одновременной откидкой лопастей на угол в тех же пределах. Использование изобретения повышает КПД и компактность движителя. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Движительный комплекс | 1979 |
|
SU846395A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1997-09-10—Публикация
1994-07-12—Подача