Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам.
Известен опорный каток для гусеничных транспортных средств, содержащий ролик, установленный посредством подшипникового узла на неподвижной оси, имеющий в верхней части продольную лыску, с масляной ванной во внутренней полости, соединенной радиальными отверстиями с подшипниковым узлом и каналами с торцовыми уплотнениями. Радиальные отверстия, через которые смазочный материал поступает к подшипниковому узлу и торцевым уплотнениям, расположены в горизонтальной плоскости (патент США N 391128, кл. 2 B 62 D 55/14, 1975).
Недостатком данного катка является то, что смазочный материал вследствие расположения радиальных отверстий в горизонтальной плоскости не всегда поступает к подшипниковому узлу с достаточной интенсивностью, что вызывает местные разрывы масляной пленки на поверхностях трения. Этот недостаток наиболее ярко проявляется в момент смены направления вращения катка и при работе катка с маслом повышенной вязкости, например в условиях низких температур окружающего воздуха.
Известен также опорный каток для гусеничных машин (патент США N 3515446, кл. B 62 D 55/14, 1970), содержащий ролик, установленный посредством подшипникового узла на неподвижной оси продольными лысками, снабженной в верхней части резервуаром для смазочной жидкости, и торцевые уплотнения. Резервуар для смазочной жидкости имеет серповидную в поперечном сечении форму.
Недостатком данного опорного катка является небольшой ресурс работы его подшипникового узла из-за небольшого объема резервуара для смазочной жидкости, которая в результате естественной утечки через уплотнения довольно быстро расходуется, увеличение же резервуара, имеющего серповидную в поперечном сечении форму, приводит к снижению прочности оси и ее чрезмерному прогибу, что ухудшает условия работы катка; накопления и постоянного присутствия в подводимой к местам трения смазочной жидкости продуктов износа трущихся поверхностей.
Задачей изобретения является устранение указанных недостатков и увеличение ресурса работы подшипникового узла опорного катка.
Сущность изобретения заключается в том, что в опорном катке для гусеничных машин, содержащем ролик, установленный посредством подшипникового узла на неподвижной оси с продольными лысками, снабженной в верхней части резервуаром для смазочной жидкости, и торцовые уплотнения, резервуар для смазочной жидкости выполнен в виде вогнутой U-образной в поперечном сечении выемки с дном, расположенным ниже горизонтальной плоскости, проходящей через ось катка, и сообщен с нижней частью подшипникового узла выполненными в оси, попарно расходящимися наклонными радиальными каналами, выходы наружу которых размещены на продольных лысках, а выходы в резервуар для смазочной жидкости
выше дна выемки.
Такое выполнение опорного катка позволяет получить технический результат, выражающийся в увеличении объема смазочной жидкости в опорном катке, а также в удалении продуктов износа из зоны трения, что позволяет повысить долговечность работы подшипникового узла.
На фиг. 1 изображен опорный каток для гусеничных машин, продольный разрез; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1.
Опорный каток для гусенечных машин содержит ролик 1, установленный посредством подшипникового узла 2 на неподвижной оси 3 с продольными лысками 4, снабженной в верхней части резервуаром 5 для смазочной жидкости, и торцовые уплотнения 6. Резервуар 5 выполнен в виде вогнутой U-образной в поперечном сечении выемки 7 с дном 8, расположенным ниже горизонтальной плоскости, проходящей через ось катка, и сообщен с нижней частью 9 подшипникового узла 2 попарно расходящимися наклонными радиальными каналами 10 и заполнен жидким смазочным материалом. Выходы наружу радиальных каналов 10 размещены на продольных лысках 4, а выходы в резервуар для смазочной жидкости выше дна 8 выемки 7. Ось 3 в подшипниковом узле 2 расположена с некоторым зазором α в поперечной плоскости.
Каток работает следующим образом.
При движении гусеничной машины на вращающиеся опорные катки со стороны грунта действует нагрузка P. Под воздействием этой нагрузки относительное положение оси 3 в подшипниковом узле 2 меняется, при этом зазор a в нижней части оси 3 выбирается и плавно увеличивается в вертикальном направлении. Наличие открытого резервуара 5 способствует накоплению смазочного материла при вращении ролика 1. Наличие лысок 4 на оси 3 увеличивает зазор a в подшипниковом узле 2 и также способствует накоплению смазки. Однако близкое расположение их к нагруженной зоне подшипникового узла 2 приводит к тому, что смазка из этих микрорезервуаров засасывается в зону трения за счет возникающего при вращении ролика 1 насосного эффекта. Каналы 10, расположенные в оси 3, обеспечивают начальную подачу смазки в нагруженную зону 2, причем выполнение каналов 10 наклонными способствует самопроизвольному вытеканию смазки к трущимся поверхностям. Симметричное с наклоном расположение каналов 10 и наличие лысок создают разности давлений в каналах 10 на входе и выходе образующегося масляного клина в подшипнике, в результате чего происходит усиленная циркуляция смазки в полостях катка (на фиг.2 показан вариант с направлением вращения ролика 1 против часовой стрелки и отмечен возникающий при этом поток смазки), обеспечивающая интенсивную подачу смазки в зону трения и отвод продуктов износа из этой зоны внутрь резервуара, что снижает коэффициент трения, тепловыделение и, следовательно, износ подшипников.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 2001 |
|
RU2219086C2 |
ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 1997 |
|
RU2139216C1 |
ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 1995 |
|
RU2092365C1 |
ОПОРНЫЙ КАТОК | 1998 |
|
RU2141424C1 |
ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 2001 |
|
RU2233767C2 |
ТОРЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРНОГО КАТКА ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА | 1991 |
|
RU2025382C1 |
ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 2010 |
|
RU2441796C2 |
ОПОРНЫЙ КАТОК ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2088457C1 |
Опорный каток гусеничной машины | 1982 |
|
SU1106720A1 |
Опорный каток гусеничного движителя | 1983 |
|
SU1106721A1 |
Использование: Изобретение относится к транспортному машиностроению и направлено на увеличение объема смазочной жидкости в опорном катке и удаление продуктов износа из зоны трения. Опорный каток для гусеничных машин содержит ролик 1, установленный посредством подшипникового узла 2 на неподвижный оси 3 с продольными лысками 4, снабженной в верхней части резервуаром 5 для смазочной жидкости, и торцевые уплотнения 6. Резервуар 5 выполнен в виде вогнутой U-образной в поперечном сечении выемки 7 с дном 8, расположенным ниже горизонтальной плоскости, проходящей через ось катка, и сообщен с нижней частью 9 подшипникового узла 2 попарно расходящимися наклонными радиальными каналами 10. Выходы каналов 10 наружу размещены на продольных лысках 4, а выходы в резервуар 5 находятся выше дна выемки 7. Такое выполнение катка способствует увеличению объема резервуара 5 для смазочной жидкости и оседанию находящихся в ней продуктов износа на дно резервуара. 2 ил.
Опорный каток для гусеничных машин, содержащий ролик, установленный посредством подшипникового узла на неподвижный оси с продольными лысками, снабженной в верхней части резервуаром для смазочной жидкости, и торцевые уплотнения, отличающийся тем, что резервуар для смазочной жидкости выполнен в виде вогнутой U-образной в поперечном сечении выемки с дном, расположенным ниже горизонтальной плоскости, проходящей через ось катка, и сообщен с нижней частью подшипникового узла выполненными в оси попарно расходящимися наклонными радиальными каналами, выходы наружу которых размещены на продольных лысках, а выходы в резервуар для смазочной жидкости выше дна выемки.
Патент США N 3515446, кл | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1997-09-20—Публикация
1995-07-06—Подача