ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН Российский патент 1997 года по МПК B62D55/14 

Описание патента на изобретение RU2092365C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам.

Известен опорный каток для гусеничных машин, содержащий ролик, установленный на неподвижной оси посредством подшипникового узла, соединенного с масляной ванной, выполненной в средней части ролика, и торцовые уплотнения. Смазочный материал к торцовым уплотнениям подается по ступенчатому каналу, выполненному в ролике. [1]
В данном катке смазочный материал к подшипниковому узлу поступает самотеком через зазоры в последнем и из-за большого давления между трущимися поверхностями доступ смазки к ним затруднен, поэтому поддерживается достаточно большой коэффициент трения между подвижными частями работающего катка, что ускоряет его износ.

Известен также опорный каток для гусеничных транспортных средств, содержащий ролик, установленный посредством подшипникового узла на неподвижной оси, имеющей в верхней части продольную лыску, с масляной ванной во внутренней полости, соединенной радиальными отверстиями с подшипниковым узлом и каналами с торцовыми уплотнениями. Радиальные отверстия, через которые смазочный материал поступает к подшипниковому узлу и торцовым уплотнениям, расположены в горизонтальной плоскости.

Недостатком данного катка является то, что смазочный материал не всегда поступает к подшипниковому узлу с достаточной интенсивностью вследствие расположения радиальных отверстий в горизонтальной плоскости, что вызывает местные разрывы масляной пленки на поверхностях трения. Этот недостаток проявляется наиболее ярко в момент смены направления вращения катка и при работе катка в условиях низких температур окружающего воздуха.

Задачей изобретения является обеспечения постоянного подвода смазки непосредственно к трущимся поверхностям подшипникового узла опорного катка.

Сущность изобретения заключается в том, что в опорном катке для гусеничных машин, содержащем ролик, установленный посредством подшипникового узла на неподвижной оси, имеющей в верхней части продольную лыску, с масляной ванной во внутренней полости, соединенной радиальными отверстиями с подшипниковым узлом, и каналами с торцовыми уплотнениями, радиальные отверстия расположены попарно на поперечных плоскостях в нижней части оси симметрично под острыми углами к вертикали, опущенной через геометрическую ось катка, а ось в зоне контакта с подшипниковым узлом снабжена боковыми лысками, плоскости которых перпендикулярны плоскости верхней лыски. При этом предпочтительно выполнение радиальных отверстий под углом 60o к вертикали, опущенной через геометрическую ось катка.

Такое выполнение катка обеспечивает подачу смазки непосредственно в нагруженный подшипниковый узел и позволяет получить технический результат, выражающийся в уменьшении коэффициента трения в подшипниковом узле при любых условиях работ катка, и за счет обильного омывания трущихся поверхностей смазочным материалом снизить тепловыделение, а также удалять продукты износа из зоны трения.

На фиг. 1 изображен опорный каток для гусеничных машин, продольный вертикальный разрез; на фиг. 2 сечение A-A на фиг. 1.

Опорный каток для гусеничных машин содержит ролик 1, установленный посредством подшипникового узла 2 на неподвижной оси 3 с масляной ванной 4 во внутренней полости. Ванна 4 соединена радиальными отверстиями 5 с подшипниковыми узлом 2 и каналами 6 с торцовыми уплотнениями 7, установленными по обеим сторонам ролика 1. Отверстия 5 расположены попарно на поперечных плоскостях симметрично под острым углом, предпочтительно 60o, к вертикали О-О1, опущенной через геометрическую ось катка. Ось 3 в зоне контакта с подшипниковым узлом 2 снабжена тремя лысками: лыска 8 выполнена в верхней части оси 3, а лыски 9 на боковых поверхностях оси 3, причем их плоскости перпендикулярны плоскости лыски 8. Ванна 4 заполнена жидким смазочным материалом. Ось 3 в подшипниковом узле 2 расположена с некоторым зазором a в поперечной плоскости.

Каток работает следующим образом.

При движении гусеничной машины на вращающиеся опорные катки со стороны грунта воздействует нагрузка Р. Под действием этой нагрузки относительное положение оси 3 в подшипниковом узле 2 меняется, при этом зазор a в нижней части оси 3 выбирается и становится максимальным в ее верхней части. Наличие лыски 8 на оси 3 еще более увеличивает этот зазор, способствуя накоплению в нем смазочного материала при вращении ролика 1 и возращению масла в ванну 4. Лыски 9 также увеличивают зазор a в подшипниковом узле 2 и способствуют накоплению смазки. Однако в связки с близким их расположением к нагруженной зоне узла 2, смазка из этих микрорезервуаров засасывает в зону трения за счет возникающего при вращении ролика 1 насосного эффекта. Отверстия 5 при этом обеспечивают начальную подачу смазочного материала в нагруженную зону узла 2, причем их наклон под острым углом, предпочтительно 60o, к вертикали О-О1 способствует самопроизвольному вытеканию смазки к трущимся поверхностям. Симметричное с наклоном расположение отверстия 5 и наличие лысок 9 создают разность давлений в отверстиях 5 на входе и выходе образующегося масляного клина в подшипнике, в результате чего происходит усиленная циркуляция смазки в полостях катка (на фиг. 2 показан вариант с направлением вращения ролика 1 против часовой стрелки и отмечен возникающий при этом поток смазки), обеспечивающая интенсивную подачу смазки в зону трения, что снижает коэффициент трения, тепловыделение и, следовательно, износ подшипников.

Похожие патенты RU2092365C1

название год авторы номер документа
ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН 2001
  • Кабаков В.Н.
  • Миронов Н.А.
  • Шибанов М.В.
  • Владыкин Н.В.
RU2219086C2
ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН 1997
  • Лысов В.Н.
  • Ромадов В.С.
  • Панычев С.Н.
RU2139216C1
ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН 1995
  • Кабаков В.Н.
  • Тараканов Ю.В.
  • Шибанов М.В.
  • Миронов Н.А.
RU2090427C1
ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН 2001
  • Кабаков В.Н.
  • Миронов Н.А.
  • Шибанов М.В.
  • Владыкин Н.В.
RU2233767C2
УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ ТЕЛЕЖКИ С РАМОЙ ТРАКТОРА 1994
  • Кабаков В.Н.
  • Шибанов М.В.
  • Миронов Н.А.
  • Тараканов Ю.В.
RU2081019C1
ОПОРНЫЙ КАТОК 1998
  • Терентьев М.М.
  • Баев С.А.
  • Кутьин А.А.
RU2141424C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ШТОКА ЦИЛИНДРА 1991
  • Кабаков В.Н.
  • Шибанов М.В.
  • Миронов Н.А.
  • Тараканов Ю.В.
  • Сизоненко В.И.
RU2043557C1
Опорный каток гусеничного движителя 1983
  • Романов Валерий Иванович
  • Володарский Константин Павлович
SU1106721A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ НАКОНЕЧНИКА НА КОРПУСЕ ЗУБА ЗЕМЛЕРОЙНЫХ МАШИН 1993
  • Мороз П.Г.
RU2081974C1
Опорный каток для гусеничных машин 1983
  • Врагов Владислав Иванович
  • Давыдов Лев Петрович
  • Богучарский Павел Федорович
  • Сысолятин Владимир Иванович
  • Мартынов Борис Александрович
SU1137009A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 092 365 C1

Реферат патента 1997 года ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН

Использование: в транспортном машиностроении, а именно, в гусеничных транспортных средствах для обеспечения постоянного подвода смазочного материала к трущимся поверхностям подшипникого узла опорного катка. Сущность изобретения: опорный каток для гусеничных машин содержит ролик 1, установленный посредством подшипникового узла 2 на неподвижной оси 3 с масляной ванной 4 во внутренней полости, соединенной радиальными отверстиями 5 с подшипниковым узлом 2 и каналами 6 - с торцовыми уплотнениями 7. Отверстия 5 расположены попарно на поперечных плоскостях под острым углом, предпочтительно 60 к вертикали O-O1, опущенной чертеж геометрическую ось катка. Ось 3 в зоне контакта с подшипниковым узлом 2 снабжена тремя продольными лысками: одна лыска 8 выполнена в верхней части оси 3, а две лыски 9 на ее противоположных боковых поверхностях, в плоскостях, перпендикулярных плоскости верхней лыски. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 092 365 C1

1. Опорный каток для гусеничных машин, содержащий ролик, установленный посредством подшипникового узла на неподвижной оси, имеющей в верхней части продольную лыску, с масляной ванной во внутренней полости, соединенной радиальными отверстиями с подшипниковым узлом и каналами с торцовыми уплотнениями, отличающийся тем, что радиальные отверстия расположены попарно на поперечных плоскостях в нижней части оси симметрично под острыми углами к вертикали, опущенной через геометрическую ось катка, а ось в зоне контакта с подшипниковым узлом снабжена боковыми лысками, плоскость каждой из которых перпендикулярна плоскости верхней лыски. 2. Каток по п.1, отличающийся тем, что радиальные отверстия расположены под углом 60o к вертикали.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2092365C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Патент США N 3866985, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент США N 3910128, кл
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1

RU 2 092 365 C1

Авторы

Кабаков В.Н.

Шибанов М.В.

Миронов Н.А.

Тараканов Ю.В.

Даты

1997-10-10Публикация

1995-03-24Подача