НЕСУЩАЯ СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТА Российский патент 1997 года по МПК B64C27/04 B64C27/32 B64C11/16 

Описание патента на изобретение RU2090451C1

Предлагаемое изобретение относится к авиации, а именно к конструкции несущих систем вертолетов.

Задача, решение которой предлагает данное изобретение, заключается в повышении КПД воздушных винтов, используемых как в системах несущих, так и в системе рулевых винтов.

В настоящее время известно несколько решений этой технической задачи.

Примером такого решения могут служить способы снижения доли мощности силовой установки вертолета, расходуемой на преодоление индуктивного сопротивления несущего винта на наиболее важном режиме его полета, а именно на режиме висения, т.к. эта доля составляет до 70% от всей потребной мощности. Это снижение достигается за счет оптимизации аэродинамических характеристик лопастей несущего винта, а именно выполнением аэродинамической компоновки лопастей с оптимальным набором профилей вдоль ее размаха и путем подбора по длине лопасти закона ее геометрической крутки, т.е. расположением профилей друг относительно друга. Оба эти способа позволяют уменьшить индуктивное сопротивление несущего винта и тем самым снизить долю мощности, расходуемую на преодоление этого вредного сопротивления (см. У.Джонсон "Теория вертолета", часть 1, Москва, "Мир", 1983 г. стр. 48-49; 58-59; 70-75). Однако использование таких аэродинамических приемов не позволяет существенно повлиять на КПД несущих винтов вертолета.

Известная несущая система вертолета Ми-8, содержащая лопасти винта, закрепленного на шарнирной втулке несущего винта (см. В.А. Данилин "Вертолет Ми-8", Москва, "Транспорт", 1988 г. стр. 125-142). В конструкции несущего винта этой системы реализованы все известные способы снижения его индуктивного сопротивления. Однако, несмотря на это, относительно большие потери мощности на преодоление индуктивного сопротивления винта являются существенным недостатком этой несущей системы.

Другой существенный недостаток несущего винта этой системы связан с распределением аэродинамической нагрузки вдоль размаха лопастей, где максимально ее значение на режимах висения и торможения, а также в полете с малой скоростью оказывается вблизи концевой части лопасти, т.е. на относительном радиусе что приводит к повышению вибрации агрегатов несущей системы и всего вертолета.

При создании предлагаемого технического решения ставилась задача повышения КПД несущей системы вертолета путем уменьшения индуктивного сопротивления лопастей винта.

Эта задача решена благодаря тому, что несущая система вертолета, содержащая лопасти, закрепленные на втулке несущего винта, имеет лопасти различной длины относительно друг друга и их длины определены соотношением
Lк (0,9 0,95)Lд
где Lк длина самой короткой лопасти,
Lд длина самой длинной лопасти,
причем статические моменты каждой лопасти относительно вертикальной оси несущей системы равны между собой.

При четном количестве лопастей, но не менее 4-х, лопасти одинаковой длины должны быть закреплены на противоположных рукавах втулки несущего винта.

При необходимости выравнивания перерезывающих сил, действующих во втулке несущего винта, от лопастей меньшей длины, эти лопасти устанавливают во втулке под большим начальным углом атаки относительно длинных лопастей, замеряемому по относительному радиусу .

Такая конструкция несущей системы вертолета, предусматривающая наличие укороченных лопастей, создает условия для более благоприятной аэродинамической интерференции от вихревого следа за лопастями винта. Применение в составе одного винта лопастей различного удлинения позволяет генерировать вихревую систему винта, в которой концевые вихревые жгуты соседних лопастей оказываются на цилиндрических поверхностях с различными радиусами. Вихревая система коротких лопастей генерирует во внешней области индуктивные скорости, направленные вверх, что снижает скос потока на лопастях большего удлинения, вызывая снижение индуктивной мощности винта в целом.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 дано схематичное изображение несущей системы вертолета при виде сверху; на фиг. 2 вид А на фиг.1, где углы установки лопастей несущего винта развернуты в одной плоскости.

Выполнение настоящего изобретения для простоты представлено на примере четырехлопастного несущего винта. Предлагаемая несущая система состоит из воздушного винта с четным количеством лопастей (четырех), закрепленных на втулке несущего винта 2.

Особенностью конструктивного выполнения предлагаемой несущей системы является выполнение, например, половины лопастей 1 меньшей длины относительно других лопастей. На чертеже короткие лопасти обозначены 1к, а длинные 1д.

Лопасти одинаковой длины установлены на противоположных рукавах втулки 2, что дает возможность выполнить попарную балансировку лопастей короткие с короткими, а длинные с длинными.

Длина коротких лопастей определена соотношением
Lк=(0,90-0,95)Lд,
где Lк длина коротких лопастей;
Lд длина длинных лопастей.

Например, применительно к вертолету Ми-8 длины лопастей должны быть:
Lк 9,7 м;
Lд 10,5 м.

Короткие лопасти 1к установлены под большим начальным углом атаки по сравнению с углом атаки длинных лопастей 1д. Так, короткие лопасти 1к на относительном радиусе установлены под углом Φк= Φд+ΔΦ,, а длинные 1 под углом Φд, где ΔΦ = (1÷3).

Следует отметить, что чем короче лопасть, тем больше ее установочный угол по относительному радиусу .

Рассмотрим режим осевого обтекателя лопастей. В условиях висения вблизи винта формируется поле вертикальных индуктивных скоростей. Наибольший вклад в распределение вертикальных скоростей вносят концевые вихри, стекающие с концов лопастей.

На винте с укороченными лопастями их распределение по радиусу будет подобно распределению индуктивных скоростей на винте с лопастями, имеющими повышенную геометрическую крутку, где на периферийной части иметаемого винтом диска вертикальные индуктивные скорости существенно меньше, чем на винте с лопастями, имеющими меньшую геометрическую крутку. От концевых вихрей укороченных лопастей во внешнем пространстве будет генерироваться скорость, направленная в сторону тяги винта, что снизит индуктивный скос потока в концевых сечениях длинных лопастей и увеличит скос потока во внутренней части диска. Поскольку индуктивное сопротивление пропорционально моменту от сил сопротивления, то за счет снижения индуктивного сопротивления концевых сечений длинных лопастей получаем увеличенное значение КПД винта в целом.

Похожие патенты RU2090451C1

название год авторы номер документа
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 1994
  • Эпштейн Л.М.
  • Солнцев А.Е.
RU2088479C1
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ 1990
  • Шелковников П.С.
RU2028591C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ДЛИННОМЕРНЫХ ПОЛЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, НАПРИМЕР ЛОНЖЕРОНА ЛОПАСТИ ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 1994
  • Кирюхин А.И.
RU2084853C1
СТЕНД ДЛЯ УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ 1991
  • Шелковников П.С.
RU2028592C1
СИСТЕМА КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОГО МОМЕНТА НЕСУЩЕГО ВИНТА ОДНОВИНТОВОГО ВЕРТОЛЁТА 2003
  • Бугаков И.С.
  • Бусыгин Е.В.
  • Лаврентьев А.П.
  • Овчинников В.И.
  • Степанов А.И.
  • Шершуков В.Д.
RU2245821C1
ЛОПАСТЬ ВИНТА ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2015
  • Анимица Владимир Антонович
  • Головкин Михаил Алексеевич
  • Головкин Владимир Алексеевич
  • Леонтьев Вениамин Александрович
  • Никольский Александр Александрович
  • Новак Вадим Никитич
  • Егоров Сергей Витальевич
  • Чернышев Сергей Леонидович
  • Короткевич Михаил Захарович
  • Павленко Николай Серафимович
  • Дорошенко Николай Иванович
  • Баринов Андрей Юрьевич
  • Сергеев Дмитрий Николаевич
RU2603710C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТА 1992
  • Белов А.П.
RU2027641C1
ВЕРТОЛЕТ 2003
  • Ивчин В.А.
  • Назаров Н.А.
  • Овчинников В.И.
  • Шацкий Г.Ю.
  • Якубов В.К.
RU2246426C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОГО МОМЕНТА НЕСУЩЕГО ВИНТА ОДНОВИНТОВОГО ВЕРТОЛЕТА 2000
  • Дудник В.В.
RU2206475C2
УСТРОЙСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОГО МОМЕНТА НЕСУЩЕГО ВИНТА ОДНОВИНТОВОГО ВЕРТОЛЕТА 2005
  • Рождественский Михаил Георгиевич
RU2281226C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 090 451 C1

Реферат патента 1997 года НЕСУЩАЯ СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТА

Использование: для повышения КПД силовых установок вертолетов путем уменьшения индуктивного сопротивления лопастей винта. Техническая сущность изобретения заключается в том, что в конструкцию несущей системы, содержащей любое (но не менее двух) количество лопастей, лопасти выполнены различной длины. При этом лопасти одинаковой длины закреплены в противоположных рукавах втулки несущего винта. Причем длина коротких лопастей определена соотношением: Lк=(0,9-0,95)Lд, где Lк - длина самой короткой лопасти; Lд - длина самой длинной лопасти. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 090 451 C1

1. Несущая система вертолета, содержащая лопасти, закрепленные на втулке несущего винта, отличающаяся тем, что лопасти имеют различную длину относительно одна другой, а их длины определены соотношением
Lк (0,9 0,95)Lд,
где Lк длина самой короткой лопасти;
Lд длина самой длинной лопасти,
причем статические моменты каждой лопасти относительно вертикальной оси несущей системы равны между собой.
2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что при четном количестве лопастей, но не менее четырех, лопасти одинаковой длины закреплены на противоположных рукавах втулки несущего винта. 3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что лопасти меньшей длины установлены во втулке под большим начальным углом атаки относительно длинных лопастей, замеренным на относительном радиусе и определяемым соотношением
Φк= Φд+ΔΦ,
где ΔΦ = 1_3°.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2090451C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
US, патент, 1946571, кл
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Данилин В.А
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
- М.: Транспорт, 1988, с
Плуг с фрезерным барабаном для рыхления пласта 1922
  • Громов И.С.
SU125A1

RU 2 090 451 C1

Авторы

Пчелкин В.М.

Кирюхин А.И.

Даты

1997-09-20Публикация

1994-04-29Подача