АВТОМАТ ПЕРЕКОСА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА Российский патент 1997 года по МПК B64C27/605 

Описание патента на изобретение RU2088479C1

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкции автомата перекоса несущего винта вертолета.

Известна конструкция автомата перекоса, используемая на вертолетах Ми-6, Ми-8 и др. включающая вращающуюся тарелку, тяги управления лопастями, шлиц-шарнир, поводок тарелки, соединяющий ее с приводным валом, невращающуюся тарелку, соединенную через карданный вал с ползуном, установленным подвижно на направляющей, выполненной на корпусе редуктора, тяги поворота лопастей, качалки продольного и поперечного управления и рычаг общего шага (Данилов В.А. Вертолет Ми-8, Транспорт, 1988, 159-164).

Наиболее близким аналогом изобретения является устройство автомата перекоса несущего винта вертолета, который содержит вращающееся кольцо с тягами поворота лопастей, соединенное шлиц-шарниром с приводом вала от редуктора, невращающееся кольцо с шарнирно присоединенными к нему тягами продольного и поперечного управления, связанное подшипником с вращающимся кольцом, тягу управления общим шагом несущего винта, рамку, соединенную двумя сферическими подшипниками с невращающимся кольцом (FR, патент, N 2661886, B 64 C 27/605, 1991).

Особенностью такой схемы автомата перекоса является большой диаметр подшипника, соединяющего вращающееся кольцо с невращающимся, в связи с требованиями к сборке направляющей и размещением шарниров и эластомерных блоков между ползуном и невращающимся кольцом.

Изобретение направлено на создание компактной и надежной схемы автомата перекоса.

Это достигается тем, что автомат перекоса несущего винта вертолета, содержащий вращающееся кольцо с тягами поворота лопастей, соединенное шлиц-шарниром с приводным валом от редуктора, невращающееся кольцо с шарнирно присоединенными к нему тягами продольного и поперечного управления и связанное подшипником с вращающимся кольцом, тягу управления общим шагом несущего винта, рамку, соединенную двумя сферическими подшипниками с невращающимся кольцом, согласно изобретению снабжен двуплечим рычагом, шарнирно закрепленным на корпусе редуктора, причем одно плечо рычага шарнирно соединено с тягой управления общим шагом винта, а другое плечо соединено с рамкой двумя сферическими подшипниками, центры которых расположены на оси, проходящей через центр вала несущего винта, при этом ось ортогональна другой оси, проходящей через центры сферических подшипников, соединяющих рамку с невращающимся кольцом, и параллельна оси поворота рычага в шарнире, а присоединенные к невращающемуся кольцу тяги продольного и поперечного управления расположены по разные стороны от тяги управления общим шагом.

Такое выполнение автомата перекоса позволяет получить компактную компоновку агрегата в сочетании с элементами системы управления и редуктором, снизить вес и повысить надежность вертолета в целом.

На фиг. 1 показан автомат перекоса несущего винта вертолета; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.

Вращающееся кольцо 1 с шарнирно закрепленными тягами 2 управления лопастями несущего винта и шлиц-шарниром 3 на радиально упорном подшипнике 4 установлены на невращающемся кольце 5. Поводок шлиц-шарнира 3 жестко зафиксирован с валом 6 редуктора. На невращающемся кольце 5 при помощи пальцев 7 и 8 и сферических подшипников 9 и 10 подвешена рамка 11. Точки пересечения осей пальцев 7 и 8 с соответствующими центрами сферических подшипников 9 и 10 обозначены точками "Г" и "Д".

На рамке 11 при помощи пальцев 12 и 13 и сферических подшипников 14 и 15 в точках "К" и "М" закреплен рычаг 16. Этот рычаг с помощью пальца 17 установлен на кронштейне 18 в цилиндрических подшипниках 19 и 20 и упорных подшипниках 21 и 22, а кронштейн 18 жестко установлен на корпусе редуктора 23.

Рычаг 16 выполнен двуплечим и его второе плечо шарнирно соединено с тягой управления общим шагом 24. Тяги продольного и поперечного управления 21 и 26 шарнирно присоединены к невращающемуся кольцу 5 по разные стороны относительно тяги управления общим шагом 24.

Наличие сферических подшипников 9, 10, 14 и 15 обеспечивает поворот вращающегося кольца по сфере, что необходимо для нормальной работы системы управления вертолетом. При этом ось, проходящая через центры сферических подшипников 9 и 10 "Г" и "Д", и ось, проходящая через центры сферических подшипников 14 и 15 "К" и "М", взаимно перпендикулярны, а расположение рамки 11 и рычага 16, предназначенных для управления общим шагом и удержания невращающегося кольца от смещения и поворота относительно оси приводного вала, произвольно относительно плоскости продольного и поперечного управления автомата перекоса и не связано с углом упреждения управления. Ось поворота рычага 16 параллельна оси, проходящей через точки "К" и "М".

Устройство работает следующим образом.

Циклическое управления осуществляется наклоном вращающегося кольца 1 тягами управления 25 и 26 относительно двух осей путем перемещения точек "А" и "В". При этом происходит поворот вращающегося кольца 1 и невращающегося кольца 5 в сферических подшипниках 9 и 10 относительно рамки 11 и рамки 11 совместно с вращающимся кольцом 1 и невращающимся кольцом 5 в сферических подшипниках 14 и 15 относительно рычага 16.

Управление общим шагом осуществляется перемещением точки "П" рычага 16 тягой управления общего шага 24. Поскольку рычаг 16 шарнирно установлен на кронштейне 18, жестко закрепленном на корпусе редуктора 13, вращающееся кольцо 5 смещается и поворачивается по радиусу "R" относительно оси, проходящей через ось кронштейна 18, и смещается от оси вала 6 на незначительную величину.

При совместном циклическом управлении и управлении общим шагом осуществляется одновременное перемещение точек "A", "B" и "П". При этом происходит одновременно наклон и перемещение неподвижного кольца 5 и вращающегося кольца 1.

Похожие патенты RU2088479C1

название год авторы номер документа
СУММИРУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИМ И ЦИКЛИЧЕСКИМ ШАГОМ ВЕРТОЛЕТОВ ТРЕХТОЧЕЧНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ С НАКЛОННЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ГИДРОПРИВОДОВ 2014
  • Груверман Александр Исаевич
  • Захаров Алексей Александрович
  • Лабутин Роман Вениаминович
RU2578706C1
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 1988
  • Эпштейн Л.М.
SU1828001A1
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЁТА 2004
  • Двоеглазов В.В.
  • Дворянкин А.В.
  • Лабутин Р.В.
  • Лысов А.И.
  • Нам В.В.
RU2261822C1
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА ВЕРТОЛЕТА 2019
  • Бабарико Игорь Витальевич
  • Прокопов Евгений Юрьевич
RU2728945C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ НЕСУЩИМ ВИНТОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2000
  • Павлов В.А.
  • Балакирев С.В.
  • Вареник А.С.
  • Вареник А.С.
RU2203835C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ НЕСУЩИМ ВИНТОМ ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Балакирев Сергей Владимирович
RU2371351C2
СООСНАЯ НЕСУЩАЯ СИСТЕМА 2020
  • Охонько Александр Викторович
  • Телегин Роман Андреевич
RU2751168C1
МЕХАНИЗМ АВТОМАТА ПЕРЕКОСА ВЕРТОЛЕТА 2011
  • Задорожный Сергей Александрович
  • Тарасенко Александр Леонидович
RU2485017C2
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ 1990
  • Шелковников П.С.
RU2028591C1
Колонка соосных несущих винтов 1988
  • Овечкин Сергей Алексеевич
SU1824346A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 088 479 C1

Реферат патента 1997 года АВТОМАТ ПЕРЕКОСА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА

Сущность изобретения: автомат перекоса содержит вращающееся кольцо с тягами поворота лопастей, соединенное шлиц-шарниром с приводным валом от редуктора, невращающееся кольцо с шарнирно присоединенными к нему тягами продольного и поперечного управления и связанное подшипником с вращающимся кольцом, тягу управления общим шагом несущего винта, рамку, соединенную двумя сферическими подшипниками с невращающимся кольцом. Автомат перекоса дополнительно снабжен двуплечим рычагом, шарнирно закрепленным на корпусе редуктора, причем одно плечо рычага шарнирно соединено с тягой управления общим шагом винта, а другое плечо соединено с рамкой двумя сферическими подшипниками, центры которых расположены на оси, проходящей через центр вала несущего винта, при этом ось ортогональна другой оси, проходящей через центры сферических подшипников, соединяющих рамку с невращающимся кольцом и параллельна оси поворота рычага в шарнире, а присоединенные к невращающемуся кольцу тяги продольного и поперечного управления расположены по разные стороны от тяги управления общим шагом. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 088 479 C1

Автомат перекоса несущего винта вертолета, содержащий вращающееся кольцо с тягами поворота лопастей, соединенное шлиц-шарниром с приводным валом от редуктора, невращающееся кольцо с шарнирно присоединенными к нему тягами продольного и поперечного управления и связанное подшипником с вращающимся кольцом, тягу управления общим шагом несущего винта, рамку, соединенную двумя сферическими подшипниками с невращающимся кольцом, отличающийся тем, что он снабжен двуплечим рычагом, шарнирно закрепленным на корпусе редуктора, причем одно плечо рычага шарнирно соединено с тягой управления общим шагом винта, а другое плечо соединено с рамкой двумя сферическими подшипниками, центры которых расположены на оси, проходящей через центр вала несущего винта, при этом ось ортогональна другой оси, проходящей через центры сферических подшипников, соединяющих рамку с невращающимся кольцом, и параллельна оси поворота рычага в шарнире, а присоединенные к невращающемуся кольцу тяги продольного и поперечного управления расположены по разные стороны от тяги управления общим шагом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2088479C1

КОНСТРУКЦИЯ И КОМПОНОВКА БЛОКОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ 2014
  • Адмати Уди
  • Грин Шалом
  • Сагив Ран
RU2661886C2
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

RU 2 088 479 C1

Авторы

Эпштейн Л.М.

Солнцев А.Е.

Даты

1997-08-27Публикация

1994-04-19Подача