ШАРНИРНЫЙ ПОДВЕС ДЛЯ УСТАНОВКИ РЕАКТИВНОЙ КАМЕРЫ НА ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ Российский патент 1997 года по МПК F02K9/84 

Описание патента на изобретение RU2090773C1

Изобретение относится к области реактивных двигателей, точнее к устройству шарнирных подвесов (ШП), обеспечивающих поворот реактивной камеры (РК) относительно борта летательного аппарата (ЛА) с целью управления полетом.

Известен ШП для установки РК на ЛА, включающий охватывающий РК силовой пояс, первую пару шарниров с общей осью вращения для крепления силового пояса к борту ЛА, вторую пару шарниров с общей осью вращения для крепления РК к силовому поясу, причем одна из указанных общих осей перпендикулярна плоскости, образуемой другой общей осью и осью РК (Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей // Под ред. Г. Г. Гахуна, М. Машиностроение, 1989. С. 374, 375).

Известный ШП имеет ограниченную применимость: в частности, он малопригоден для двигателей жидкого ракетного топлива с крупноразмерными реактивными соплами ввиду необходимости в этом случае размещения всей конструкции ШП в зоне критического сечения РК (в районе горловины сверхзвукового сопла); в противном случае существенно возрастают размеры и масса ШП, а при многокамерной двигательной установке и диаметральный габарит всего ЛА. При указанном выше размещении ШП центр вращения РК отдален от выходного сечения РК и соответственно приближен к центру масс ЛА, что ведет к большим потерям энергии на управление полетом.

Изобретение решает техническую задачу создания легкой и малогабаритной конструкции ШП, обеспечивающей расположение центра вращения РК вблизи ее выходного сечения. От применения изобретения ожидается получить технический результат, состоящий в снижении потерь энергии на управление полетом ЛА.

Указанная техническая задача решается за счет того, что в ШП для установки РК на ЛА, включающем охватывающий РК силовой пояс, первую пару шарниров с общей осью вращения для крепления силового пояса к борту ЛА, вторую пару шарниров с общей осью вращения для крепления РК к силовому поясу, причем одна из указанных общих осей перпендикулярна плоскости, образуемой другой общей осью и осью РК, согласно изобретению, общая ось вращения второй пары шарниров смещена относительно уровня первой пары в направлении выходного сечения реактивной камеры при помощи пары расположенных по ее сторонам тяг-качалок, соединяющих вторую пару шарниров с размещенной на силовом поясе парой шарнирных узлов, оси вращения которых параллельны общей оси первой пары шарниров, причем на уровне второй пары шарниров по оси, параллельной оси первой пары шарниров, расположена крепящаяся к борту пара опор с поверхностями вращения, которые контактируют с крепящейся по сторонам РК параллельно ее оси парой направляющих.

Существо изобретения иллюстрируется фигурами, на которых представлены:
реактивная камера, установленная в предложенном шарнирном подвесе, в нейтральном положении (фиг. 1);
реактивная камера, установленная в предложенном шарнирном подвесе, в отклоненном положении (фиг. 2);
кинематическая схема предложенного ШП (фиг. 3).

Предложенный ШП включает силовой пояс 1, который охватывает РК 2 и крепится к борту ЛА 3 посредством пары шарниров (цапф) 4а, 4б с общей осью вращения. В перпендикулярной ей плоскости по сторонам силового пояса размещена пара тяг-качалок 5а, 5б, сопряженных с силовым поясом посредством сферических подшипников 6, образующих шарнирные узлы с осями вращения а-а и б-б, параллельными оси 4а-4б. С противоположных концов тяги-качалки снабжены сферическими шарнирами 7а, 7б для крепления РК к силовому поясу 1; общая ось указанных шарниров параллельна плоскости, образованной осями а-а, б-б, и проекция на эту плоскость указанной общей оси перпендикулярна шарнирной оси 4а-4б. В параллельной этой оси плоскости, проходящей через ось 7а-7б, на борту смонтирована пара цапф 8а, 8б с общей осью, параллельной оси 4а-4б. Указанные цапфы размещены в закрепленных на РК направляющих 9а, 9б, параллельных оси камеры к-к. Эта ось пересекается с осями 7а-7б и 8а-8б в общей точке О, определяющей центр вращения ШП и РК.

Описанный ШП, подобно устройству-прототипу, монтируется на борту ЛА таким образом, что в нейтральном положении ШП и РК (фиг. 1), ось к-к реактивной камеры соосна или параллельна продольной оси ЛА. Для простоты пояснения работы ШП примем, что на борту ЛА содержится одна (одиночная) РК, установленная по оси ЛА, и оси цапф 4а-4б, 8а-8б располагаются в плоскости рысканья ЛА (плоскость чертежа). В таком случае управление ЛА по рысканью достигается отклонением (поворотом) РК (при помощи известных, не показанных на фиг. рулевых приводов) вокруг оси 7а-7б (см. фиг. 2). При этом РК наклоняется внутри силового пояса 1, и ось ее переходит из положения к-к в положение к11, а направляющие 9а, 9б перемещаются (в плоскости чертежа) вместе с РК по неподвижным цапфам 8а, 8б. При необходимости осуществить управление ЛА по тангажу РК отклоняют в ШП вокруг оси 8а-8б; при этом тяги-качалки 5а, 5б вращаются вокруг шарниров 7а, 7б и шарнирных осей а-а, б-б, что приводит к повороту (наклону) силового пояса 1 вокруг оси 4а-4б.

Как явствует из описания изобретения, предложенный ШП характеризуется конструктивной простотой, малыми габаритами и массой, при этом обеспечивается расположение центра вращения РК вблизи ее выходного сечения. Таким образом, применение изобретения позволяет получить ожидаемый результат, состоящий в снижении энергетических потерь на управление полетом ЛА.

Возвращаясь к описанию предложенного ШП, необходимо отметить, что представленная на фиг. 1, 2, 3 конкретная конструкция не является строго обязательной в рамках существа изобретения: например, геометрическая форма опорного пояса 1 и равно как тяг-качалок 5а, 5б может быть различной; вместо попарно установленных сферических подшипников 6, образующих оси вращения а-а и б-б, могут использоваться одностепенные шарниры типа дверной петли; вместо опорных цапф 8а, 8б с цилиндрическими контактными поверхностями могут использоваться опоры другой конструкции с контактными поверхностями в форме тора и сферы.

Наиболее целесообразной областью применения изобретения являются двигатели жидкого ракетного топлива с крупноразмерными (высотными) соплами; такие двигатели широко используются в ракетно-космической технике.

Похожие патенты RU2090773C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1995
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2089743C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА 1994
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Обухов Николай Александрович
  • Могиленко Владимир Иванович
RU2086795C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА УПРАВЛЯЕМОГО РАКЕТНОГО АППАРАТА НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ 1999
  • Бахмутов А.А.
  • Буканов В.Т.
  • Клепиков И.А.
  • Прищепа В.И.
RU2163304C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ МНОГОКАМЕРНЫЙ РАКЕТНЫЙ АППАРАТ НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ 1999
  • Бахмутов А.А.
  • Буканов В.Т.
  • Клепиков И.А.
  • Прищепа В.И.
RU2156874C1
ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ РАКЕТНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Буканов Владислав Тимофеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2119081C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА 1994
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2088787C1
РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 1994
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Величко Игорь Иванович
  • Обухов Николай Александрович
  • Могиленко Владимир Иванович
RU2093698C1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1994
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Каналин Юрий Иванович
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2076229C1
ПНЕВМОУПРАВЛЯЕМОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ, ПНЕВМОПРИВОДНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНЪЕКТОР И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЕГО ПНЕВМОЦИЛИНДРА 1995
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2089225C1
МЕДИЦИНСКОЕ ОТСАСЫВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1996
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2104042C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 090 773 C1

Реферат патента 1997 года ШАРНИРНЫЙ ПОДВЕС ДЛЯ УСТАНОВКИ РЕАКТИВНОЙ КАМЕРЫ НА ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ

Использование: изобретение относится к области реактивных двигателей, в частности к шарнирным подвесам реактивных камер. Сущность: шарнирный подвес включает охватывающий реактивную камеру (РК) силовой пояс, первую пару шарниров с общей осью вращения для крепления силового пояса к борту летательного аппарата (ЛА), вторую пару шарниров с общей осью вращения для крепления РК к силовому поясу. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 090 773 C1

Шарнирный подвес для установки реактивной камеры на летательном аппарате, включающий охватывающий реактивную камеру силовой пояс, первую пару шарниров с общей осью вращения для крепления силового пояса к борту летательного аппарата, вторую пару шарниров с общей осью вращения для крепления реактивной камеры к силовому поясу, причем одна из указанных общих осей перпендикулярна плоскости образуемой другой общей осью и осью реактивной камеры, отличающийся тем, что общая ось вращения второй пары шарниров смещена относительно уровня первой пары в направлении выходного сечения реактивной камеры при помощи пары расположенных по ее сторонам тяг-качалок, соединяющих вторую пару шарниров с размещенной на силовом поясе парой шарнирных узлов, оси вращения которых параллельны общей оси первой пары шарниров, причем на уровне второй пары шарниров по оси, параллельной оси первой пары шарниров, расположена крепящаяся к борту пара опор с поверхностями вращения, которые контактируют с крепящейся по сторонам реактивной камеры параллельно ее оси парой направляющих.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2090773C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Фриденсон Е.С
Основы макетной техники
- М.: Военное издательство МО СССР, 1973, с
Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей /Под ред
Гахуна Г.Г
- М.: Машиностроение, 1989, с
Устройство для телефонирования по проводам токами высокой частоты 1921
  • Коваленков В.И.
SU374A1

RU 2 090 773 C1

Авторы

Бахмутов Аркадий Алексеевич

Клепиков Игорь Алексеевич

Даты

1997-09-20Публикация

1995-04-06Подача