ИГРА "ШАХМАТЫ 12 • 12" Российский патент 1998 года по МПК A63F3/02 

Описание патента на изобретение RU2111784C1

Изобретение относится к настольным играм на досках, развивает логическое и интуитивное мышление, долговременную и оперативную память, совершенствует способность к концентрации внимания. Игра может быть использована людьми любого возраста.

Известна традиционная игра в шахматы, в которой используется квадратная доска с нанесенными на нее квадратными полями белого и черного цвета и две группы фигур белого и черного цвета. Всего в игре на шахматной доске из 64 квадратных полей белого и черного цвета принимают участие два игрока, у каждого из которых по 16 фигур одного цвета. В каждую из этих групп фигур входят: один король и ферзь, два слона, два коня, две ладьи и восемь пешек, которые в начале игры (исходной позиции) зажимают определенные места. Игроки по правилам игры делают поочередно по одному ходу, выигрывает тот из игроков, кто первым объявит мат королю противника (см. книгу Теория и практика шахматной игры. /Под редакцией Я.Б.Эстрина. М.: Высшая школа, 1984).

Однако, по мнению автора предлагаемого изобретения, известная игра недостаточно занимательна из-за фактического преобладания ферзей над остальными фигурами, особенно в заключительной фазе игры (эндшпиле), а также обладает относительной известностью стратегии и тактики.

Известна игра "Круговые шахматы" по патенту РФ 2004286, кл. A 63 F 3/02, 1990. Повышение занимательности в этой игре достигается выполнением игрового поля, которое содержит семь концентрических колец, образованных концентрическими окружностями, пересеченными прямыми радиальными линиями с образованием шестнадцати одинаковых участков, окрашенных в шахматном порядке в черный и белый цвета. Расстановка фигур, за исключением ладьи и коня, как в обычных шахматах. Все фигуры на игровом поле стоят рядом и фигуры противников не изолированы между собой, а связаны, за счет чего повышаются тактические и стратегические возможности фигур. Однако, по мнению автора заявляемого решения, игровая доска в этой игре довольно громоздка, что обусловлено наличием разновеликих игровых полей от центра к периферии.

Известна шахматная игра, которая содержит квадратное основание, разделенное на 121 ячейку квадратной формы и две группы по 9 шахматных фигур (с дополнительным ферзем) и 9 пешками. При этом расстановка фигур соответствует традиционной, а дополнительная фигура - ферзь размещена симметрично фигурам основного комплекта. Однако в этой игре ферзь, как и в традиционных шахматах, является фигурой, фактически преобладающей над остальными, хотя подвижность самых легких фигур увеличена (см. авт. св. N 1703150, кл. А 63 F 3/02, 1989).

Известная игра недостаточно занимательна.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является шахматная игра, содержащая основание в виде доски с игровыми полями, разделенной диагоналями на четыре игровые зоны, и две группы шахматных фигур белого и черного цветов (см. патент Великобритании N 2137103, кл. A 63 F 3/00, 1984).

Техническим результатом изобретения является повышение занимательности и зрелищности игры, расширение игровых возможностей.

Указанный технический результат достигается тем, что в известной шахматной игре, содержащей основание в виде доски с игровыми полями, разделенной диагоналями на четыре игровые зоны, и две группы шахматных фигур белого и черного цвета, согласно изобретению каждая группа фигур дополнительно снабжена двумя конями, двумя слонами и четырьмя пешками с образованием 24 фигур, при этом доска имеет 144(12х12) игровых поля, каждая игровая зона выполнена в виде треугольника, включающего 36 игровых полей и имеющего 11 игровых полей в основании и 6 по высоте, причем каждая игровая зона имеет два вида разметки полей, при переходе от зоны к зоне один вид разметки остается неизменным, а другой изменяется таким образом, чтобы на доске обеспечивалась возможность присутствия игровых полей четырех видов разметки. Разметка игровых полей может быть выполнена в виде их различной плотности штриховки или растра на них и с использование различных пород дерева.

Заявленная игра поясняется следующими графическими материалами.

На фиг. 1 показана игровая доска заявляемой игры с разметкой игровых двухцветных зон; на фиг. 2-5 - конфигурация двухцветных игровых зон и их разметка; на фиг. 6 - исходная позиция игровых фигур на доске; на фиг. 7 - внешний вид заявляемой игры с игровыми фигурами.

Игра содержит квадратную доску 1 с нанесенными на нее 144 игровыми полями 2, при этом доска содержит четыре двухцветные игровые зоны 3 треугольной формы, каждая из которых состоит из 36 игровых полей, окрашенных в шахматном порядке в два контрастных цвета из четырех используемых.

Указанные игровые зоны образованы делением доски по большим диагоналям полями различной разметки, причем каждая игровая зона представляет собой шахматный треугольник, имеющий в основании 11 игровых полей, а по высоте - 6 игровых полей, включая в себя 36 игровых полей, окрашенных в шахматном порядке, но при этом в пределах каждой зоны используется только два цвета (или два вида разметки) игровых полей, а при переходе от зоны к зоне один цвет (или вид разметки) сохраняется неизменным, а другой меняется. Так, например, при переходе от одной зоны к другой против часовой стрелки сохраняется неизменный цвет (вид разметки) тех игровых полей, которые совпадают с цветом (видом разметки) игровых полей, лежащих на больших диагоналях, то есть чередование цвета (вида разметки) полей происходит по схеме "1,2_→2,3_→3,4_→4,1" , где под цифрами 1-6-,3,4 закодированы четыре различных вида разметки, используемых на игровой доске. В качестве примера разметка доски выполнена в сочетании белого, черного, синего и красного цветов. Для удобства игры доска может быть снабжена по вертикали и горизонтали буквенными и цифровыми индексами. Число игровых фигур с каждой из сторон увеличено до 24 за счет введения дополнительных двух коней, двух слонов и четырех пешек. В отличие от традиционных шахмат в исходной позиции большая часть легких фигур занимает крайнее положение на флангах, обеспечивая равномерную поддержку пешечного строя и максимальную подвижность слонов с учетом вводимых ограничений на их перемещение.

Исходная позиция:
БЕЛЫЕ: Пешки A2 - L2; слон A1; слон B1; конь C1; ладья D1; конь E1; ферзь F1; король G1; конь H1; ладья I1; конь J1; слон K1; слон L1.

ЧЕРНЫЕ: Пешки A11 - L11; слон A12; слон B12; конь C12; ладья D12; конь E12; король F12; ферзь G12; конь H12; ладья I12; конь J12; слон K12; слон L12.

В заявляемой игре традиционное правило "ферзь любит свой цвет" выполняется лишь на половину: в исходном положении только белый ферзь стоит на "своем" поле. Объясняется это непозиционным (несимметричным) положением королей в исходной позиции, исключающим их атаку слонами. Если бы они стояли, как в традиционных шахматах, то "БЕЛЫЕ" изначально имели бы одностороннее преимущество и их слон L1 мог бы в процессе игры объявить шах королю "ЧЕРНЫХ".

Расположение слонов на флангах обусловлено тем, чтобы по крайней мере половина из них (белопольный и синепольный) в процессе развития фигур могли бы атаковать слонов противника.

Расположение коней выбрано, исходя из целесообразности обеспечения наиболее равномерной поддержки пешечного строя (наступления пешек).

Ладьи размещены ближе к центру для обеспечения более быстрого развития фигур в условиях отсутствия рокировки.

В процессе игры каждая фигура перемещается по игровой доске, соблюдая помимо основных правил традиционных шахмат следующие дополнительные правила игры:
1. Пешка, перемещаясь вперед и прямо, может сделать первый ход через два поля на третье, например, E2-E5.

2. Конь может сделать первый ход через два поля и поле в сторону, например, E1-D4.

3 Ферзь, двигаясь по диагонали, не может войти в поле другого цвета.

4. Слон никогда не может войти в поле другого цвета.

5. Рокировка не производится.

Таким образом, описанная цветовая "разметка" шахматной доски наряду с ее расширением до 144 игровых полей и введением дополнительных игровых фигур обусловливает повышение занимательности и зрелищности - фигуры, двигающиеся по диагоналям, ограничены в свободе перемещения по доске полями разного цвета. Следовательно, игроки, находясь в более сложных условиях, должны проявить себя, используя другие фигуры, количество которых увеличено. Поэтому одним из главных результатов описанной "разметки" доски, по мнению автора, является ограничение фактического преобладания ферзей над остальными фигурами и разнообразие тактических приемов игры, что повышает ее занимательность и зрелищность.

Игра осуществляется следующим образом. Первыми ходят "БЕЛЫЕ". Каждый из игроков делает по одному ходу поочередно. Игроки могут пользоваться любыми из принадлежащих им фигур для осуществления своего очередного хода, если к тому нет препятствий. Правила и конечная цель заявляемой игры "ШАХМАТЫ 12х12" соответствуют известным правилам и цели традиционных шахмат с учетом изложенных выше правил.

Возможность промышленного применения заявляемой игры обеспечивается разнообразием используемого материала для изготовления игровой доски и может быть легко реализована на любом предприятии, выпускающем различные настольные игры, сувениры, с использованием стандартного оборудования. Кроме того, следует отметить, что игра "ШАХМАТЫ 12х12" может представлять интерес для предприятий и организаций, специализирующихся в области компьютерных игр.

Похожие патенты RU2111784C1

название год авторы номер документа
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА "РУССКИЕ ТАВРЕЛИ" 1996
  • Стерлигов Дмитрий Львович[Ru]
  • Терехин Андрей Иванович[Ru]
  • Георгиевский Николай Николаевич[Ru]
  • Гурдин Виктор Михайлович[Ru]
  • Косярумов Владимир Иванович[Ru]
  • Хайдаров Жаркен Сафаржанович[Kz]
  • Астафьев Андрей Львович[Ru]
  • Угринович Борис Александрович[Ru]
RU2091110C1
ШАХМАТЫ "АЛАНСКИЕ" 2011
  • Дзгоев Таймураз Камболатович
RU2475289C1
СПОСОБ ИГРЫ В ВОЕННЫЕ ШАХМАТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Макаров И.В.
RU2123371C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЪЕМНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР "СПЕЙС ЧЕСС" 1992
  • Бельский Владимир Исаакович[Ua]
  • Бельский Денис Владимирович[Ua]
RU2097086C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИГРЫ В ШАХМАТЫ "ШАХМАТЫ ЧЕРНИКОВА" 1998
  • Черников Г.Б.
RU2129897C1
ϕ-СОВЕРШЕННЫЕ СУПЕРШАХМАТЫ НА КЛАССИЧЕСКОЙ 64-КЛЕТОЧНОЙ ДОСКЕ 1997
  • Данилов Валентин Петрович
RU2118554C1
ШАХМАТЫ С ПОДВИЖНЫМИ КЛЕТКАМИ ИГРОВОГО ПОЛЯ 2019
  • Рази Владимир Емельевич
RU2707590C1
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА "СТОКЛЕТОЧНЫЕ ШАХМАТЫ" (ВЕРСИЯ В.И.ДУБРОВСКОГО) 2002
  • Дубровский В.И.
RU2207178C1
Шахматная игра 1989
  • Антонов Виктор Григорьевич
SU1703150A1
ИГРА В ВОЕННЫЕ ШАХМАТЫ 2004
RU2280486C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 111 784 C1

Реферат патента 1998 года ИГРА "ШАХМАТЫ 12 • 12"

Изобретение относится к настольным играм. Игра предназначена для развлечения и развития логического и интуитивного мышления, памяти. Каждая группа фигур белого и черного цвета дополнительно снабжена двумя конями, двумя слонами и четырьмя пешками с образованием 24 фигур. Доска разделена диагоналями на четыре игровые зоны. Доска имеет 144 (12х12) игровых поля. Каждая игровая зона выполнена в виде треугольника, включающего 36 игровых полей и имеющего 11 игровых полей в основании и 6 по высоте. Каждая игровая зона имеет два вида разметки полей. При переходе от зоны к зоне один вид разметки остается неизменным, а другой изменяется таким образом, чтобы на доске обеспечивалась возможность присутствия игровых полей четырех видов разметки. Разметка игровых полей может быть выполнена в виде их различной окраски, различной плотности штриховки или растра на них и с использованием различных пород дерева. Техническим результатом является повышение занимательности и зрелищности игры, расширение игровых возможностей. 3 з.п.ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 111 784 C1

1. Шахматная игра, содержащая основание в виде доски с игровыми полями, разделенной диагоналями на четыре игровые зоны, и две группы шахматных фигур белого и черного цвета, отличающаяся тем, что каждая группа фигур дополнительно снабжена двумя конями, двумя слонами и четырьмя пешками с образованием 24 фигур, при этом доска имеет 144 (12 x 12) игровых поля, каждая игровая зона выполнена в виде треугольника, включающего 36 игровых полей и имеющего 11 игровых полей в основании и 6 по высоте, причем каждая игровая зона имеет два вида разметки полей, при переходе от зоны к зоне один вид разметки остается неизменным, а другой изменяется так, чтобы на доске обеспечивалась возможность присутствия игровых полей четырех видов разметки. 2. Игра по п.1, отличающаяся тем, что разметка игровых полей выполнена в виде их различной окраски. 3. Игра по п.1, отличающаяся тем, что разметка игровых полей выполнена в виде различной плотности шриховки или растра на них. 4. Игра по п.1, отличающаяся тем, что разметка игровых полей выполнена с использованием различных пород дерева.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2111784C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Теория и практика шахматной игры/Под ред
Я.Б.Эстрина
- М.: Высшая школа, 1984
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
RU, патент, 2004286, кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
SU, авторское свидетельство, 1703150, кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
GB, патент, 2137103, кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 111 784 C1

Авторы

Порк Антон Арнольдович

Даты

1998-05-27Публикация

1995-09-26Подача