Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для лечения амблиопии.
Существует много способов лечения амблиопии которые основаны на различных принципах воздействия и активируют соответствующие каналы, или подсистемы, зрительной системы (согласно теории о ее многоканальном функционировании: Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. М. Л. 1966. 203 с. Campbell F.W. Robson J. // J. Physiol. (Lond.), 1968, Vol. 197. N 3, P. 551-561.).
Высокоэффективными являются способы лечения, использующие свет, как адекватный раздражитель сетчатки методы Bangerter, Cuppers и предложенный Э. С. Аветисовым метод локального "слепящего" раздражения светом фовеолы (Аветисов Э. С. Дисбинокулярная амблиопия и ее лечение. М. 1968, 208 с.). Преимущественное воздействие при этом оказывается очевидно на яркостный канал.
В лечении амблиопии больше значение придается также использованию хроматических стимулов. Применяли монохроматические фильтры: красные (Brinker W. r. Katz S. L. // Amer. J. Ophthal. 1963, Vol. 55. N 5, P. 1033-1035.) или желтые (Fower M.S, Richardson A. Mason A.J.S. Stein J.R.F. //British Ortoph. J. 1992. Vol. 49. P. 7 11.), а также пульсирующий монохроматический свет (Строгаль А.С. Офтальмол. журн. 1987, N 6, с. 342-343.).
Предложена стимуляция амблиопичного глаза с помощью частотно-контрастных объектов (Campbell F. W. Hess R.F. // British J. Ophthal, 1978, Vol. 62, N 11, P. 748-755.).
Показано, что более эффективным является сочетание нескольких видов стимуляции. Так, использование при локальном "слепящем" раздражении центральной ямки сетчатки красного (Ковальчук H.А.-Вестн. офталь. 1966, H 3, с. 44-49) или зеленого (Аветисов А. Б. Использование цветных светофильтров в лечении амбилиопии: Дис. канд. мед. наук. 1992. с. 95) светофильтров дало возможность получить дополнительный лечебный эффект. Е. И. Ковалевский и соавт. с успехом применили одновременное воздействие на яркостный и контрастно-частный каналы в виде локального засвета фовеолы структурированным стимулом (Ковалевский Е. И. Hовикова Л.А. Дубовская Л.А. и др. Изобретательство и рационализация в медицине; Республ. сб. научных трудов. М. 1988, с. 73-75).
Все упомянутые способы можно рассматривать как аналоги. С точки зрения теории многоканальной организации зрительной системы общим их недостатком является избирательное воздействие только на один или два канала.
Известен способ лечения амблиопии, включающий в себя коррекцию нарушенного цветоощущения, как компонента амблиопии, путем стимуляции амблиопичного глаза реверсирующим хроматическим шахматным паттерном оппонентных цветов, соответствующих выявленному нарушению цветоощущуения (Ибатулин Р.А. Шамшинова А.М. К вопросу о совершенствовании дополнительных методов лечения амблиопии у детей // Сб. научн. трудов Челябинского медицинского института, посвященный 50-летию Победы над фашисткой Германией. Челябинск, 1995, с. 194). Этот способ выбран за прототип, так как он наиболее близок к предлагаемому по назначению и техническому решению. Однако данный способ целенаправленно воздействует только на цветовую подсистему и не оказывает влияния на яркостный и контрастно-частотный каналы обработки зрительной информации, что не позволяет достичь оптимального лечебного результата. Целью предлагаемого способа является повышение эффективности лечения амблиопии за счет комплексного воздействия на зрительный анализатор.
Поставленная цель достигается за счет одновременного воздействия на яркостный, постранственно-частотный, контрастный и цветовой каналы зрительной системы с использованием динамичных стимулов.
В качестве средств для осуществления предлагаемого способа можно использовать прибор, который позволяет получить на экране изображение с постоянно меняющимися яркостными, цветовыми, контрастными и пространственно-частотными характеристиками одновременно. При этом используется известный в физике феномен интерференции поляризованного света (Жевандров H.Д. Поляризация света. М. Наука, 1969, с.192). Сущность этого явления состоит в появлении яркого окрашивания пучка белого света при похождении его последовательно через поляризатор, прозрачную бесцветную пленку, обладающую свойством оптической анизотропии, затем через второй поляроидный фильтр. При вращении анизотропной пленки или любого из поляроидов цветной тон меняется на оппонентный, изменяется также яркость.
Тест-объект можно изготовить, например, из кусочков анизотропной (целлофановой) пленки, имеющих различную оптическую ориентацию и составляющих какую-либо сюжетную картинку (домик, бабочка и т.п.) или решетки разных видов (радиальные, П-образные, шахматный паттерн). Эта бесцветная и практически невидимая слайд-картинка при наблюдении ее через поляроидные очки становится ярко-окрашенной. Вращение поляроида или диска, изготовленного из анизотропной пленки, позволяет изменять цветовые, контрастные и яростные характеристики объекта в диапазоне от 1 до 4 Гц (что соответствует формированию волн фазического зрительного вызванного потенциала), при этом могут меняться также форма и пространственно-частотные свойства за счет совмещения на экране тест-объектов.
Ритмическая смена цветов, возможность предъявления объектов разной формы и с разными пространственно-частотными, контрастными свойствами позволяет достичь технического результата, заключающегося в активном воздействии на максимальное количество каналов зрительной системы. Таким образом, возможно решить задачу развития более высоких монокулярных зрительных функций.
Лечебные упражнения проводятся детям с дисбинокулярной, рефракционной и анизометропической амблиопией разной степени тяжести и с различной зрительной фиксацией.
Способ осуществляется следующим образом. Упражнения проводятся в мезопических условиях ежедневно по 15 мин, на курс 20-30 сеансов. Пациент в поляроидных очках наблюдает цветное изображение на экране. Угловые размеры предъявляемых объектов подбираются в зависимости от остроты зрения и ее повышения в процессе лечения. Чередуют или совмещают предъявление решетчатых структур и форменных объектов. В процессе занятия несколько раз изменяют скорость реверсии стимулов от 1 до 4 Гц, чтобы избежать утомления и повысить интерес к тестам. При амблиопии высокой степени и в случаях, когда требуется привлечь внимание пациента, на этом же приборе одновременно проводят упражнения в локализации.
Предлагаемый способ апробирован при лечении 36 детей, страдающих амблиопией.
В первой группе (20 чел.) способ применяли в сочетании с традиционным лечением амблиполии, включающим и световые методики. Контролем служили 20 детей с аналогичным офтальмологическим статусом, лечившихся только традиционными методами. В таблице отражена динамика остроты зрения в основной и контрольной группах детей.
Во второй группе (16 чел.) лечение предлагаемым способом осуществляли после традиционного (в том числе и светового) лечения амблиопии, не давшего эффекта. Улучшение зрительных функций отмечено у 7 пациентов.
Пример. Больной Ч. поступил в специализированный детский сад по лечению косоглазия и амблиопии в октябре 1992 г. в возрасте 3 лет с диагнозом: Содружественное неаккомодационное сходящееся косоглазие, дисбинокулярная амблиопия высокой степени правого, средней степени левого глаза. Косоглазие выявлено в возрасте 10 мес.
При поступлении острота зрения правого глаза 0,7 н/к, левого глаза 0,1 н/к. Угол косоглазия по Гишбергу 15 градусов с коррекцией и без коррекции аметропии. Имеется центральная зрительная фиксация. В результате плеоптического лечения, включающего пенализацию для близи, локальные засветы центральной ямки сетчатки левого глаза, занятия на корректоре-локализаторе, другие плеоптические упражнения, через 2 мес. острота зрения левого глаза достигла 0,2 с соответствующей коррекцией. Однако в течение последующих 3 мес. на фоне продолжавшегося лечения улучшения не отмечалось. В марте 1993 г. начато лечение предлагаемым нами способом. После 20 проведенных сеансов (через 1 мес.) острота зрения левого глаза достигла 0,4.
Таким образом, предлагаемый способ лечения амблиопии повышает эффективность комплексного лечения дисбинокулярной, рефракционной и анизометропической амблиопии, а также может быть использован как самостоятельный способ лечения в случаях амблиопии, плохо поддающейся лечению традиционными методами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АМБЛИОПИИ | 2002 |
|
RU2282423C2 |
Способ лечения амблиопии у детей | 2021 |
|
RU2764834C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ АМБЛИОПИЧНОГО ГЛАЗА У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ | 2004 |
|
RU2261068C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ | 2000 |
|
RU2173119C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ДИСФУНКЦИИ ЯРКОСТНО-КОНТРАСТНЫХ КАНАЛОВ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2127543C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ | 1993 |
|
RU2077254C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ | 1997 |
|
RU2133103C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ | 1999 |
|
RU2175221C2 |
Способ прогнозирования эффективности лечения амблиопии с эксцентричной фиксацией | 1991 |
|
SU1762924A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ | 2003 |
|
RU2245127C1 |
Изобретение относится к офтальмологии и может применяться при лечении амблиопии различного генеза у детей. Сущность способа заключается в одновременном воздействии на яростный, пространственно-частный, контрастный и цветовой каналы зрительной системы с использованием динамических стимулов различной формы. При этом осуществляется комплексное воздействие на зрительный анализатор и повышается эффективность лечения амблиопии. 1 табл.
Способ лечения амблиопии, включающий воздействие на цветовую чувствительность с помощью стимуляции реверсирующими хроматическими стимулами оппонентных цветов, отличающийся тем, что дополнительно одновременно воздействуют реверсирующими стимулами на яркостную, пространственно-частотную и контрастную чувствительность.
Сб | |||
научных трудов Челябинского медицинского института | |||
Топка с качающимися колосниковыми элементами | 1921 |
|
SU1995A1 |
Авторы
Даты
1997-10-10—Публикация
1995-06-14—Подача