Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для лечения амблиопии у детей.
Существует много различных способов и методик, направленных на лечение амблиопии за счет активации зрительного анализатора путем стимуляции резервных функциональных возможностей амблиопичного глаза (Сорокина Е.В., Красногорская В.Н. Современные методы лечения амблиопии // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2013; (48): 105-112.).
Активация зрительного анализатора может обеспечиваться за счет воздействия на яркостный, пространственно-частотный, контрастный и цветовой каналы зрительной системы.
Основой такого воздействия является стимуляция зрительного анализатора по многоканальному принципу: параллельные каналы-фильтры зрительной информации воспринимают, передают и обеспечивают анализ различных параметров, как цвет, контрастность, форма объекта, яркость. Стимуляция каждого из зрительных параметров обеспечивает суммарный кумулятивный эффект, который выражается в улучшении остроты зрения (Фурманчук А.В. Оценка эффективности комплексного лечения амблиопии у детей различных групп // Мир офтальмологии, 2013 https://miroft.org.ua/origunalarts/848.htmn.
К известным способам лечения амблиопии за счет воздействия на зрительный анализатор по многоканальному принципу относится способ лечения амблиопии, включающий комплексное воздействие на зрительный анализатор с помощью стимуляции реверсирующими хроматическими стимулами оппонентных цветов (Патент РФ №2092142, 14.06.1995).
Известен также способ лечения амблиопии, предусматривающий воздействие на ретино-кортикоретинальные связи паттернстимуляцией, при котором осуществляют одновременное воздействие светом с различной длиной волны, изменяющимся в пределах видимого света, и меняющими фигурами (Патент РФ №2438630, 16.06.2010).
Общим их недостатком является длительность курса лечения, состоящего из 20-30 сеансов продолжительностью по 15 минут, так как это вызывает у детей усталость, рассеянное внимание и, как следствие, низкую эффективность лечения.
За прототип предлагаемого способа лечения амблиопии у детей выбран способ, включающий аппаратную стимуляцию зрительного анализатора путем воздействия на яркостный, пространственно-частотный и контрастный каналы обработки зрительной информации в центральной зоне с применением тест объектов, предъявляемых в шлеме виртуальной реальности (Патент РФ №2282423, 10.12.2003).
В данном способе лечение основано на световой стимуляции центральной ямки желтого пятна и развитии локализационных способностей амблиопичного глаза. Общее раздражение светом сетчатки за счет специальной вспышки оказывает растормаживающее действие на функцию амблиопичного глаза и повышает возбудимость коркового отдела соответствующей половины зрительного анализатора. При постепенном уменьшении размеров ярких фигур на темном фоне активизируются рецепторы центральной зоны сетчатки, что способствует развитию правильной фиксации. Упражнения выполняются в шлеме виртуальной реальности.
Прототип обладает следующими недостатками.
Тест объекты предоставляются от простого к сложному, от максимального размера объекта к минимальному, без точного определения изначального размера, что не позволяет учитывать исходный уровень остроты зрения у пациента, с которого необходимо начинать стимуляцию зрительного анализатора, и лечение проводится по единой стандартной схеме, состоящей из 15 сеансов с проведением лечения 2 раза в день по 10-15 минут.
Из-за целенаправленного воздействия только на центральную зону ограничивается применение данного способа у пациентов с нецентральной фиксацией.
Требуется дополнительная диагностика перед началом сеанса лечения, что приводит к утомляемости ребенка, его рассеянному вниманию и, как следствие, снижению эффективности лечения и ограничению возраста 5-ю - 12-ю годами, в то время как амблиопия наиболее эффективно лечится в раннем возрасте, начиная с 2,5 лет.
Задачей предлагаемого способа является обеспечение возможности применения способа у детей более раннего возраста, улучшение зрительных функций при амблиопии у пациентов с центральной и нецентральной фиксацией, сокращение сроков лечения.
Технический результат достигается за счет того, что в способе лечения амблиопии у детей, включающем аппаратную стимуляцию зрительного анализатора путем воздействия на яркостный, пространственно-частотный и контрастный каналы обработки зрительной информации в центральной зоне с применением тест объектов, предъявляемых в шлеме виртуальной реальности, аппаратную стимуляцию зрительного анализатора проводят на фоне медикаментозной циклоплегии; воздействие на каналы обработки зрительной информации оказывают посредством предъявления динамичных тест-объектов как в центральной, так и в периферической зоне; шлем виртуальной реальности используют до начала аппаратной стимуляции зрительного анализатора для определения размера тест-объекта; стимуляцию зрительного анализатора начинают с предъявления наименьшего по размеру различимого тест-объекта.
Предлагаемое техническое решение является новым, так как совокупность заявляемых признаков для объектов того же назначения в доступных авторам источниках информации не выявлена.
Научно-технический уровень предлагаемого способа обусловлен новой научной информацией, полученной в результате проведенных исследований, связанных с изучением механизмов формирования амблиопии и возможности стимуляции зрительного анализатора путем воздействия на каналы обработки зрительной информации.
Обоснование существенности отличий предлагаемого способа от известных.
При использовании медикаментозной циклоплегии в результате блокирования холинергических синапсов, расположенных в сфинктере зрачка и цилиарной мышце, происходит расширение зрачка за счет преобладания тонуса мышцы, расширяющей зрачок и расслабления мышцы, суживающей зрачок. Одновременно за счет расслабления цилиарной (аккомодационной) мышцы возникает парез аккомодации (циклоплегия), тем самым увеличивается площадь воздействия светового пучка и купирование нарушения, что позволяет значительно повысить эффективность лечения амбиопии.
Предоставление динамичных тест-объектов не только в центральной, но и в периферической зоне обеспечивает стимуляцию максимального количества клеток сетчатки, ответственных за цветовое зрение, на максимальной площади, что позволяет использовать данный способ у пациентов как с центральной, так и с нецентральной фиксацией.
Определение наименьшего по размеру различимого тест-объекта при проведении диагностики в шлеме виртуальной реальности до начала аппаратной стимуляции зрительного анализатора дает возможность персонализировано настраивать работу шлема и повышать остроту зрения с имеющего уровня данного пациента, а не среднестатистического, что позволяет сократить срок лечения, при этом наиболее быстро и эффективно достичь максимально корригированной остроты зрения. Необходимым и достаточным является курс лечения, состоящий из 10-12 сеансов лечения по 3-10 минут.
Каждый, из заявленных отличительных признаков изобретения, является необходимым и достаточным для решения поставленной задачи.
Способ осуществляют следующим образом.
Пациенту одевают шлем виртуальной реальности, подключенный к персонализированному компьютеру.
Медицинским персоналом определяется размер наименьшего по размеру различимого тест-объекта, с предъявления которого начнется аппаратная стимуляцию зрительного анализатора.
На экране монитора отображается то, что видит пациент в процессе выполнения лечебного упражнения, тем самым давая возможность медицинскому персоналу контролировать и помогать пациенту правильно выполнять упражнение.
Медикаментозную циклоплегию проводят параллельно с курсом лечения в режиме по 1 капле 2 раза в день в течение 5 дней (Sol.Cyclopentalati 1% 5.0).
Проверка остроты зрения с применением технологии виртуальной реальности осуществляется перед первым и 6-м сеансом лечения, что позволяет определять исходную остроту зрения до начала курса лечения и в середине лечебного процесса - после окончания применения медикаментозной циклоплегии. На основании полученных результатов отслеживается динамика повышения остроты зрения, вносятся корректировки в настройки аппаратного комплекса.
Данный способ лечения рассчитан на детей в возрасте от 3 до 17 лет. Упражнения проводятся монокулярно.
Курс лечения, как правило, состоит из 10-12 сеансов лечения по 3-10 минут.
Начальная длительность каждого сеанса зависит от возраста пациента и разработана исходя из результатов тестирования программы и личных возрастных особенностей концентрации внимания детей на выполняемых заданиях (табл. 1). Увеличение времени сеансов может происходить по мере прохождения лечения на 3-5-7 день лечения (1 раз в 2 дня) в зависимости от скорости прохождения задания.
Промышленная применимость способа подтверждена в Оренбургском филиале ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» МЗ РФ.
Предлагаемый способ апробирован при лечении 20 глаз, у пациентов разного возраста, страдающих рефракционной, анизометропической и дисбинокулярной амблиопией с разной степенью (табл. 2).
Определение остроты зрения проводилось до лечения, после 5 и 10 сеанса лечения, а также спустя 3 месяца после лечения (табл. 2).
Из таблицы видно, что лечение по заявленному способу позволило добиться значительного увеличения остроты зрения и сохранить функциональный результат в отдаленном периоде наблюдения.
Клинический пример 1
Пациент А. 4 лет, находился на лечении в Оренбургском филиале МНТК МГ с 08.06.2020 г. по 19.06.2020 г. с диагнозом:
OD: Гиперметропия средней степени, рефракционная амблиопия средней степени
OS: Гиперметропия высокой степени, рефракционная амблиопия средней степени
До лечения:
Vis OD=0,2Sph+4.0cyl+0.25 Ах10=0,4
Vis OS=0,1Sph+6.0cyl+0.25 Ax6=0,3
После окончания курса лечения по указанной схеме:
Vis OD=0,3Sph+4.5cyl+0.25 Ах10=0,6
Vis OS=0,3Sph+6,0cyl+0.25 Ax10=0,5
Клинический пример 2
Пациент С., 11 лет, находился на лечении в Оренбургском филиале МНТК МГ с 15.06.2020 г. по 26.06.2020 г. с диагнозом:
OD: Миопия слабой степени, расходящееся содружественное альтернирующее непостоянное аккомодационное косоглазие, амблиопия средней степени
OS: Миопия слабой степени, расходящееся содружественное альтернирующее непостоянное аккомодационное косоглазие, амблиопия средней степени
До лечения:
Vis OD=0,4Sph-2,5cyl-0.25 Ах100=0,7
Vis OS=0,4Sph-2,0cyl-0.5 Ax10=0,6
После окончания курса лечения по указанной схеме:
Vis OD=0,5Sph-2,0cyl-0.25 Ах100=0,9
Vis OS=0,6Sph-l,75cyl-0.25 Ax10=0,8
Таким образом, предложенный способ позволяет повысить эффективность лечения амблиопии. Положительный результат лечения выражается в улучшении остроты зрения, стабилизации зрительных функций и сокращении сроков лечения.
Методика проста, не вызывает осложнений и рекомендуется для широкого применения в офтальмологической практике.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АМБЛИОПИИ | 2002 |
|
RU2282423C2 |
Аппаратный комплекс для лечения амблиопии у слабовидящих детей | 2023 |
|
RU2805807C1 |
Цифровые очки для восстановления и эмуляции бинокулярного зрения | 2022 |
|
RU2792536C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АМБЛИОПИИ | 1995 |
|
RU2092142C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ | 2002 |
|
RU2283071C2 |
Способ лечения рефракционной амблиопии | 2021 |
|
RU2754584C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ РЕФРАКЦИОННОЙ АМБЛИОПИИ | 2001 |
|
RU2201729C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АМБЛИОПИИ ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ | 2009 |
|
RU2428154C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АМБЛИОПИИ | 2002 |
|
RU2205042C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АНИЗОМЕТРОПИЧЕСКОЙ РЕФРАКЦИОННОЙ АМБЛИОПИИ | 1999 |
|
RU2150253C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии. Осуществляют аппаратную стимуляцию зрительного анализатора путем воздействия на яркостный, пространственно-частотный и контрастный каналы обработки зрительной информации в центральной зоне с применением тест-объектов, предъявляемых в шлеме виртуальной реальности. При этом аппаратную стимуляцию зрительного анализатора проводят на фоне медикаментозной циклоплегии, воздействие на каналы обработки зрительной информации оказывают посредством предъявления динамичных тест-объектов как в центральной, так и в периферической зоне. Шлем виртуальной реальности используют до начала аппаратной стимуляции зрительного анализатора для определения размера тест-объекта. Аппаратную стимуляцию зрительного анализатора начинают с предъявления наименьшего по размеру различимого тест-объекта. Способ обеспечивает повышение эффективности лечения амблиопии у детей, позволяет улучшить остроту зрения, стабилизировать зрительные функции и сократить сроки лечения. 2 пр., 2 табл.
Способ лечения амблиопии у детей, включающий аппаратную стимуляцию зрительного анализатора путем воздействия на яркостный, пространственно-частотный и контрастный каналы обработки зрительной информации в центральной зоне с применением тест-объектов, предъявляемых в шлеме виртуальной реальности, отличающийся тем, что аппаратную стимуляцию зрительного анализатора проводят на фоне медикаментозной циклоплегии, воздействие на каналы обработки зрительной информации оказывают посредством предъявления динамичных тест-объектов как в центральной, так и в периферической зоне, шлем виртуальной реальности используют до начала аппаратной стимуляции зрительного анализатора для определения размера тест-объекта, аппаратную стимуляцию зрительного анализатора начинают с предъявления наименьшего по размеру различимого тест-объекта.
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АМБЛИОПИИ | 2002 |
|
RU2282423C2 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ РЕФРАКЦИОННОЙ АМБЛИОПИИ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ | 2013 |
|
RU2533048C1 |
WO2016029295A1, 03.03.2016 | |||
Лаврентьев Б.Ф., Роженцов В.В | |||
Аппаратные средства лечения амблиопии | |||
Офтальмология | |||
Токарный резец | 1924 |
|
SU2016A1 |
Long To, Benjamin Thompson, et al | |||
A Game Platform for Treatment of Amblyopia | |||
IEEE TRANSACTIONS ON NEURAL SYSTEMS AND REHABILITATION ENGINEERING, VOL | |||
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора | 1921 |
|
SU19A1 |
Авторы
Даты
2022-01-21—Публикация
2021-03-16—Подача