Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для лечения амблиопии у детей.
Существует много способов лечения амблиопии, которые основаны на различных принципах воздействия и активизации соответствующих каналов, или подсистемы зрительного анализатора (согласно теории о ее многоканальном функционировании: Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. М., Л. 1966, 203 с.; Campbell F.W. Robson J. //J. Physiol.(Lond.) - 1968 - vol 197, №3 - P.551-561).
В 1978 году рядом авторов (Campbell F.W., Hess R.F. // British J. OphthaI. - 1978 - Vol. 62, №11 - P. 748-75) была предложена стимуляция амблиопичного глаза с помощью частотно-контрастных объектов. Доказано, что более эффективным является сочетание нескольких видов стимуляции. Так, использование при локальном «слепящем» раздражении центральной ямки сетчатки красного и зеленого светофильтров дало возможность получить дополнительный лечебный эффект (Ковальчук Н.А //Вестник офтальмологии; 1966, №3, стр. 44-49, Аветисов А.Б. Использование цветных светофильтров в лечении амблиопии. Диссертация канд. мед наук - 1992, стр.95).
Е.И.Ковалевский с соавторами с успехом применили одновременное воздействие на яркостный и контрастно-частотный каналы в виде локального засвета фовеолы структурированным стимулом (Ковалевский Е.И., Новикова Л.А., Дубовская Л.А. и др. Изобретательство и рационализация в медицине. Республиканский сборник научных трудов М., 1988, стр.73-75).
Все вышеупомянутые способы можно рассматривать как аналоги. С точки зрения теории многоканальной организации зрительной системы общим их недостатком является избирательное воздействие только на один или два канала.
Известен способ лечения амблиопии, включающий в себя коррекцию нарушенного цветоощущения, как компонента амблиопии, путем стимуляции амблиопичного глаза реверсирующим хроматическим шахматным паттерном оппонентных цветов, соответствующих выявленному нарушению цветоощущения (Шамшинова А.М., Ибатулин Р.А.).
Вопросам совершенствования дополнительных методов лечения амблиопии у детей посвящен сборник научных трудов Челябинского медицинского института (К 50-летию Победы над фашистской Германией. Челябинск, 1995, стр.194).
Этот способ выбран как прототип нашего, так как он наиболее близок к предлагаемому по назначению и техническому решению. Однако данный способ целенаправленно воздействует только на цветовую подсистему и не оказывает влияния на яркостный и контрастно-частотный каналы обработки зрительной информации, что не позволяет достичь оптимального лечебного результата.
Способность бинокулярного видения окружающего пространства относится к высшим зрительным функциям. Окружающее нас пространство имеет три измерения, а изображение его на сетчатке глаза является плоским. Несмотря на это глаза в норме точно решают задачу ориентации в пространстве.
Главной объективной предпосылкой формирования трехмерного пространственного восприятия является наличие расстояния между центрами зрачков, т.е. бинокулярного базиса. Правый и левый глаз одновременно рассматривают предмет с разных точек, вследствие чего изображение его на сетчатке правого и левого глаза различны.
При анализе двух таких изображений неодинакового характера в зрительных зонах коры головного мозга возникает трехмерное изображение наблюдаемой картины.
В физиологии зрения существует мнение, что зрительная информация передается фазово, не исключено, что и попеременно то в правом, то в левом зрительных каналах (Корпман И.Л. 1966, Hamburger F.A. 1949, Verhoeff F.H. 1935). Частота этих импульсов такова, что переменность их передачи не ощущается человеком. Поэтому можно предположить, что фазово-временное предъявление тест-объектов является одним из физиологических способов бинокулярного предъявления зрительной информации.
Принцип фазового разделения был использован Aulhovn (1973) в фазово-разделяющем гаплоскопе, где смена фаз осуществляется вращающимися секторными обтураторами.
Целью предлагаемого способа является повышение эффективности лечения амблиопии за счет комплексного воздействия на зрительный анализатор и повешения зрительных функций макулярной области глазного дна.
За последние годы отмечается значительный прогресс использования компьютерных технологий в медицине.
Особенно привлекательными и перспективными направлениями данных разработок для медицинской практики является создание обучающих программ на основе виртуальной реальности.
Виртуальная реальность (от лат. Virtus - мнимый, воображаемый), созданная компьютерными средствами трехмерная модель реальности создает эффект присутствия человека в ней, позволяет взаимодействовать с представленными в ней объектами, включая новые способы: изменение формы объекта, свободное перемещение между микро- и макроуровнями пространства, перемещение самого пространства.
Знакомясь с литературой, мы пытались найти сведения, касающиеся использования данной технологии (с учебной или лечебной целью) в офтальмологии. Однако таких данных в доступном информационном пространстве мы не обнаружили. В связи с этим, по нашему мнению, представляется весьма перспективным использовать эффект виртуальной реальности, создаваемый специальными шлемами для офтальмологической практики, а именно для лечения детей с амблиопией.
Учитывая все вышеизложенное, мы предлагаем использовать с лечебной целью для повышения остроты зрения шлем виртуальной реальности (см. чертеж).
Суть нашей работы заключается в следующем.
В стандартном шлеме виртуальной реальности имеются специальные экраны (визоры), на которые от видеоисточника проецируется изображение, отдельно для правого и левого глаза.
В видеошлеме имеются два цветных дисплея на жидких кристаллах, каждый из которых создает контрастное изображение из 789×230 элементов. Оба глаза видят разные изображения, при этом совместно воспринимают глубину и создается стереоэффект. В результате получается поистине стереоскопическое изображение, помещая вас в реальность событий.
В конструкцию видеошлема входят стереонаушники высокого качества. Система виртуальной ориентации реагирует на каждое движение головы пользователя. Контролер цифровой обработки сигнала обеспечивает точность ввода и обратную связь.
Запускаются игры в нашей специальной обработке, и ребенок (5-12 лет) в виртуальном шлеме попадает в мир виртуальной реальности и наслаждается игрой.
Шлем по, нашему мнению, должен стимулировать амблиопичный глаз, заставляя его работать.
В ходе лечебных процедур задания могут усложняться путем добавления красно-синих фильтров на имеющиеся, а также при необходимости оптической коррекции аметропии (сферические и цилиндрические стекла).
Для лечении амблиопии используются упражнения, выполняемые в игровой форме, которые проводятся монокулярно, с окклюзией лучше видящего глаза, а при двусторонней амблиопии окклюзия не проводится. Лечение амблиопии основано на световой стимуляции центральной ямки желтого пятна и развитии локализационных способностей амблиопичного глаза. Общее раздражение светом сетчатки за счет специальной вспышки оказывает растормаживающее действие на функцию амблиопичного глаза и повышает возбудимость коркового отдела соответствующей половины зрительного анализатора. При постепенном уменьшении размеров ярких фигур на темном фоне активизируются рецепторы центральной зоны сетчатки, что способствует развитию правильной фиксации. Указанные упражнения повышают остроту зрения, восстанавливают правильную монокулярную пространственную локализацию и позволяют тренировать глазодвигательные нервы.
В этих упражнениях предусмотрены дополнительные возможности: попеременные или одновременные мигания, изменение яркости красного и синего цвета. Подбор и последовательную смену бинокулярных упражнений следует проводить в соответствии с функциональными возможностями пациента. При наличии функциональной скотомы или неустойчивого совмещения целесообразно назначать упражнения в режиме мигания (одновременного или попеременного), начиная с более крупных объектов, параметры мигания (цвет, частота) подбираются индивидуально (например, = 4 Гц или 9 Гц в течение 1-2 минут, затем частоту уменьшать).
По мере устранения скотомы или ее отсутствия те же упражнения назначают для развития фузионных резервов. Вначале выбирают более крупные объекты, затем переходят к более мелким.
Результаты выполнения упражнений сохраняются в компьютере. Они позволяют врачу судить о динамике лечения и периодически добавлять или изменять те или иные упражнения. При подборе конкретных упражнений рекомендуется учитывать возраст и уровень интеллектуального развития ребенка. На первых сеансах следует выбирать упражнения с простыми и крупными объектами, затем переходить к более сложным и мелким.
До лечения, в ходе проведения сеансов и после лечения необходимо проводить контрольные исследования традиционными методами: измерение остроты зрения, угла косоглазия, оценку характера зрения на цветотесте и фузионной способности на синоптофоре.
Наш лечебный способ отличается от традиционных способов: он проводится в форме игры с активным участием и большей заинтересованностью пациента, объективного контроля на любом этапе лечения. Он также отличается от всех лечебных способов при данной патологии тем, что во время сеанса пациент изолирован от всего окружающего (зрение и слух), поскольку он видит и слушает только лечебную игру. Упражнения проводятся ежедневно, 2 раза в день по 10-15 минут, на один курс лечения 15 сеансов.
Предлагаемый способ апробирован при лечении 36 детей, страдающих амблиопией (табл.1).
В первой группе (20 человек) способ применяли в сочетании с традиционным лечением амблиопии. Контролем служили 20 детей с аналогичным офтальмологическим статусом, лечившихся только традиционными методами.
Во второй группе (16 человек) лечение предлагаемым способом осуществляли после традиционного лечения амблиопии, не давшего эффекта. Улучшение зрительных функций отмечено у 7 пациентов.
Пример. Больная К. 6 лет 8 месяцев, поступила в специализированный детский сад по лечению косоглазия и амблиопии в октябре 2000 года с диагнозом: содружественное неаккомодационное сходящееся косоглазие, дисбинокулярная амблиопия высокой степени правого глаза, гиперметропия слабой степени правого глаза и средней степени левого глаза. Косоглазие выявлено в возрасте 1,5 лет.
При поступлении: острота зрения правого глаза = 0,2 н/к, левого глаза = 0,6 не корригируется, угол косоглазия по Гиршбергу = 12°, имеется центральная зрительная фиксация. В результате плеоптического лечения, включавшего пенализацию для близи, локальные засветы центральной ямки сетчатки правого глаза, упражнения на корректоре-локализаторе, другие плеоптические упражнения, через 3 месяца острота зрения правого глаза достигла 0,3 с соответствующей коррекцией. В течение последующих 3 месяцев на фоне продолжавшегося лечения улучшения не отмечалось. В июне 2001 года начато лечение предлагаемым нами способом. После 15 проведенных сеансов (через 1 месяц) острота зрения достигла 0,6 и угол косоглазия уменьшился до 3° по Гиршбергу.
Таким образом, предлагаемый способ лечения повышает эффективность устранения дисбинокулярной, рефракционной и анизометропической амблиопии, а также может быть использован как самостоятельный метод при упорной, плохо поддающейся лечению амблиопии традиционными методами.
Динамика остроты зрения в основной и контрольной группах больных.
(4 чел)
повышение
остроты зрения
* Средний
градиент
повышения
0,3
σ =0,0816
mx =0,0408
1,65
0,23
σ=0,0503
mx =0,252
1,43
0,07
(11 чел.)
повышение
остроты зрения
*Средний
градиент
повышения
0,35
σ=0,1255
mx =0,0378
2,83
0.24
σ=0,1087
mx =0,0327
2,07
0,11
(3 чел.)
повышение
остроты зрения
* Средний
градиент
повышения
0,3
σ=0,1732
mx =0,1000
4,3
0,18
σ=0,373
mx =0,0215
2.5
0,12
высокая
(2 чел.)
повышение
остроты зрения
* Средний
градиент
повышения
0,06
σ=0,071
mx =0,0050
3,0
0,05
σ=0,0141
mx =0,0100
2,75
0,01
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ | 2002 |
|
RU2283071C2 |
Аппаратный комплекс для лечения амблиопии у слабовидящих детей | 2023 |
|
RU2805807C1 |
Способ лечения амблиопии у детей | 2021 |
|
RU2764834C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АМБЛИОПИИ | 1995 |
|
RU2092142C1 |
Способ восстановления бификсации и стереоскопического зрения на ранних этапах консервативного лечения содружественного косоглазия и разделитель полей зрения для осуществления способа | 2015 |
|
RU2614210C2 |
Цифровые очки для восстановления и эмуляции бинокулярного зрения | 2022 |
|
RU2792536C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СКОТОМЫ ПРИ АМБЛИОПИИ С НЕЦЕНТРАЛЬНОЙ ФИКСАЦИЕЙ | 2003 |
|
RU2240759C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АМБЛИОПИИ | 1995 |
|
RU2103963C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ АМБЛИОПИЧНОГО ГЛАЗА У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ | 2004 |
|
RU2261068C1 |
Способ лечения амблиопии с эксцентричной фиксацией | 1984 |
|
SU1181660A1 |
Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для лечения амблиопии. Осуществляют воздействие на яркостный, пространственно-частотный и контрастный каналы обработки зрительной информации с использованием шлема для создания виртуальной реальности со стереонаушниками. Осуществляют световую стимуляцию центральной ямки желтого пятна и предъявляют яркие фигуры на темном фоне, постепенно уменьшая их размер. При наличии функциональной скотомы или неустойчивого совмещения назначают упражнения по предъявлению ярких фигур на темном фоне в режиме одновременного или попеременного мигания, начиная с более крупных объектов. Все упражнения проводят монокулярно с окклюзией лучше видящего глаза, а при двухсторонней амблиопии без окклюзии. Способ обеспечивает эффективное устранение дисбинокулярной, рефракционной и анизометропической амблиопии, восстановление правильной монокулярной пространственной локализации, развитие фузионных резервов, повышение остроты зрения. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил.
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АМБЛИОПИИ | 1995 |
|
RU2092142C1 |
Способ лечения дисбинокулярной амблиопии | 1978 |
|
SU843982A1 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ | 1993 |
|
RU2076620C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ | 2000 |
|
RU2173119C1 |
АВЕТИСОВ Э.С | |||
Содружественное косоглазие | |||
- М.: Медицина, 1977, с.159 | |||
CAMPBELL F.W | |||
et al | |||
Preliminary results of a physiologically based treatment of amblyopia, British Journal of Ophthalmology, 1978, vol.62, №11, p.748-755. |
Авторы
Даты
2006-08-27—Публикация
2002-04-10—Подача