Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения нервно-психических и психосоматических заболеваний.
В медицинской практике для профилактики и лечения заболеваний, связанных с функциональными расстройствами нервной системы, широко используются различные приемы психических воздействий.
Известны способы оздоровления организма человека, заключающиеся в воздействии на психику пациента, находящегося в бодром состоянии или в состоянии гипноза, словесным внушением (Буль П.И. Техника гипноза и внушения. СПб. ЛИО "Редактор",1992, с. 7; патент РФ. N 2033817, кл. A 61 M 21/00, 1995 ).
Известен способ оздоровления организма человека, основанный на регуляции его психоэмоционального состояния. Требуемое эмоциональное состояние формируют путем предъявления пациенту характерной музыкальной композиции, моделирующей такое состояние (патент РФ N 2033818, кл. A 61 M 21/00, 1995). Способ пригоден для профилактики и лечения заболеваний, связанных с изменением психоэмоционального состояния человека, в частности депрессии, стресса и т.д.
В качестве ближайшего аналога выбран способ оздоровления организма человека, заключающийся в проведении сеансов психического воздействия с помощью словесного внушения, осуществляемого на музыкальном фоне (авт. свид. СССР N 1156699, кл. A 61 M 21/00, 1985 ). Способ предназначен для профилактики психогенных заболеваний.
Задачей изобретения является создание комплексной методики лечения широкого круга нервно-психических и психосоматических заболеваний, сочетающей приемы личной рациональной психотерапии и словесного внушения с элементами воздействия на психоэмоциональное состояние больного. Лечебный эффект обеспечивается за счет мобилизации нервно-психического резерва пациента на ведение здорового образа жизни, показанного при имеющемся у него заболевании.
Мобилизация нервно-психического резерва пациента на ведение здорового образа жизни достигается тем, что в способе оздоровления организма человека путем проведения сеансов психического воздействия с помощью словесного внушения, осуществляемого на музыкальном фоне, согласно изобретению перед первым сеансом пациенту предъявляют для самостоятельного считывания установочный лечебный текст, а словесное внушение на сеансе проводят в виде художественного, эмоционально окрашенного чтения поэтически оформленных в соответствии с просодией русского языка тезисов установочного лечебного текста, с увязкой ритма стиха с ритмом музыкального сопровождения, при этом в качестве музыкального сопровождения используют музыку, характер которой по ритму, тембру и эмоциональной окраске формирует требуемое психоэмоциональное состояние, определяемое психогенезом заболевания.
Самостоятельное чтение установочного лечебного текста как прием личной рациональной психотерапии обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание информации о заболевании в комфортном для читающего темпе, с максимальной концентрацией внимания. В результате индивидуальной аналитической работы под влиянием осознания возможности изменения состояния своего здоровья к лучшему у пациента формируются ощущения жажды обновления и готовности к конструктивным действиям. Сеансы психического воздействия с помощью словесного внушения, оформленные в виде мелодекламаций, вызывают в психоэмоциональной сфере человека дополнительные позитивные ощущения и устойчиво их закрепляют. Художественное эмоционально окрашенное чтение поэтически оформленных в соответствии с просодией русского языка тезисов установочного лечебного текста под специальную музыку с увязкой ритма стиха с ритмом музыкального сопровождения способствует эффективному запоминанию их содержания на уровне подсознания: лечебные рекомендации, содержащиеся в тезисах, в дальнейшем неукоснительно выполняются. Музыка с характерными ритмом, тембром и эмоциональной окраской, формирующими требуемое психоэмоциональное состояние, определяемое психогенезом заболевания, переключает внимание пациента с ощущений, усиливающих предрасположенность к заболеванию, на ощущения, компенсирующие недостающие компоненты психоэмоциональной сферы.
Способ осуществляют следующим образом.
Больному в зависимости от заболевания назначают установочный лечебный текст для прочтения и сеансы словесных внушений. Текст, посвященный конкретной идеологии оздоровления, больному предлагается прочитать дома, в спокойной обстановке, за несколько дней до первого сеанса.
Установочный лечебный текст представляет собой специальную книгу и, как правило, содержит сведения о причинах заболевания, особенностях его протекания, различных исходах заболевания. Тут же даются разъяснения о возможности излечения, необходимости ведения здорового образа жизни, а также конкретные лечебные рекомендации.
Чтение установочного лечебного текста является неотъемлемой частью методики лечения и представляет собой эффективный прием личной рациональной психотерапии, в результате которой происходит осмысление и запоминание информации об имеющемся заболевании и возможности его излечения, а также формирование позитивных с точки зрения лечебного процесса ощущений в эмоциональной сфере.
Затем подготовленного таким образом пациента подвергают в бодром состоянии сеансам словесного внушения, построенным в форме мелодекламаций. Наиболее удобно для этой цели использовать фонограммы с записью живой человеческой речи, звучащей на фоне музыкального сопровождения. Текст производимого на сеансе словесного внушения представляет собой набор следующих друг за другом поэтически оформленных в соответствии с просодией русского языка тезисов исходного установочного текста. Тезисы читают эмоционально окрашено, художественно. Между отдельными тезисами выдерживают паузы продолжительностью от нескольких секунд до нескольких минут. Ритм стиха увязывают с ритмом музыкального сопровождения. В качестве музыкального сопровождения используют специально написанную музыку, ритм, тембр и эмоциональная окраска которой вызывает отождествление психотерапевтической роли врача, произносящего словесное внушение, с образом, поведенческие особенности которого обеспечивают достижение у пациента определенных ощущений, способствующих формированию требуемого психоэмоционального состояния, определяемого психогенезом заболевания.
Применение способа при различных нервно-психических и психосоматических заболеваниях обеспечивает стойкий лечебный эффект. Использование фонограмм с записью специальных мелодекламаций позволяет больному самостоятельно проводить сеансы психического воздействия и регулировать их частоту.
Пример 1. Больная М. 30 лет, обратилась с жалобами на избыточный вес. Излишки веса составляли 30 кг.
Ожирение сформировалось после родов. Раньше М. лечилась безуспешно другими методами, теряя 6-8 кг.
В психогенезе ожирения: недостаток эротических чувств, концентрация внимания в психоэмоциональной сфере на удовольствии от приема пищи.
Проведено лечение в соответствии с предлагаемым способом.
После чтения установочного лечебного текста, посвященного идеологии оздоровления при ожирении, пациентка получила сеансы психического воздействия, прослушивая фонограммы с записью соответствующих ее заболеванию мелодекламаций. Продолжительность сеансов составляла 45 мин. Характер музыкального сопровождения на всех фонограммах ясно выражал психотерапевтическую роль говорящего, отождествляя ее с образом сексуального партнера и навязывая ответную роль пациентке.
По мере увеличения количества проведенных сеансов у больной наблюдалось снижение интереса к пище, становились более выраженными эротические ощущения. Прослушивание фонограмм проводилось на протяжении 10 мес по 2 раза в неделю. В итоге пациентка потеряла 30 кг веса. Через год после окончания лечения она устойчиво сохраняла нормальное состояние.
Пример 2. Больной Д. 25 лет, страдает диффузным нейродермитом с детства. До нейродермита у больного был экссудативный диатез.
В психогенезе кожных заболеваний: дефицит материнской заботы и любви, заостренная потребность в матери.
Проводилось лечение по предлагаемой комплексной методике. Сеансы психических воздействий проводили 2 раза в неделю, и продолжительность их составляла 45 мин. Музыка на фонограммах использовалась напевная, напоминающая колыбельную. С помощью музыкальных средств художественной выразительности психотерапевтическая роль говорящего отождествлялась с образом матери и далее осуществлялась переориентация внимания в психоэмоциональной сфере с ощущения дефицита материнской любви к себе на родительские чувства по отношению к окружающим.
Через 2 недели проведения сеансов (4 сеанса) было отмечено заметное улучшение. Через 2 мес наблюдалось выраженное улучшение. После окончания сеансов у пациента в течение полутора лет сохранялась устойчивая ремиссия.
Пример 3. Больная А. 30 лет, страдает псориазом с подросткового возраста. Наблюдались периодические ухудшения состояния, как правило, осенью и зимой.
Через 2 нед после начала лечения по новой методике было отмечено заметное улучшение. Через полтора месяца выраженное улучшение. Прослушивание специальных мелодекламаций в течение полутора лет обеспечили устойчивую ремиссию, которая затем сохранялась на протяжении 3 лет.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ | 1997 |
|
RU2099096C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 2001 |
|
RU2214215C2 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 1996 |
|
RU2092192C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ НАРКОМАНИИ | 2004 |
|
RU2276612C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2195331C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 1996 |
|
RU2089230C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2195330C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2178204C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2002 |
|
RU2223795C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ ТРЕНИРОВОК | 2009 |
|
RU2421252C2 |
Изобретение может быть использовано для лечения нервно-психических и психосоматических заболеваний. Технический результат: повышение эффективности оздоровления. Сущность изобретения: проводят сеансы психического воздействия с помощью словесного внушения, осуществляемого на музыкальном фоне. Лечебный эффект обусловлен мобилизацией нервно-психического резерва пациента на ведение образа жизни, показанного при имеющемся у него заболевании. Мобилизация достигается за счет того, что перед первым сеансом пациенту предъявляют для самостоятельного считывания установочный лечебный текст, а словесное внушение на сеансе проводят в виде художественного, эмоционально окрашенного чтения поэтически оформленных в соответствии с просодией русского языка тезисов установочного лечебного текста. Ритм стиха увязывают с ритмом музыкального сопровождения. В качестве музыкального сопровождения используют музыку, характер которой по ритму, тембру и эмоциональной окраске формирует требуемое психоэмоциональное состояние, определяемое психогенезом заболевания.
Способ оздоровления организма человека, включающий словесное внушение на фоне музыкального произведения, отличающийся тем, что предварительно проводят рациональную психотерапию с помощью предъявления пациенту установочного лечебного текста для самостоятельного чтения, осмысления его и запоминания информации об имеющемся заболевании, особенностях его протекания, возможностях излечения, содержащий конкретные лечебные рекомендации, словесное внушение проводят во время сеанса с помощью тезисов из установочного лечебного текста, которые оформляют поэтически в соответствии с просодией русского языка и произносят их в ритме музыкального сопровождения, при этом используют музыкальные произведения, характер которых переключает внимание пациента на ощущения, компенсирующие недостающие компоненты психоэмоциональной сферы.
Способ профилактики психогенных заболеваний | 1980 |
|
SU1156699A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1997-10-10—Публикация
1996-01-17—Подача