Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии, психотерапии, и может быть использовано для курации наркомании на этапе активного антинаркотического лечения - после купирования абстинентных проявлений.
Наркомания является тяжелым хроническим заболеванием и характеризуется возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психическая зависимость), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитию физической зависимости, которая проявляется абстинентным синдромом при прекращении приема наркотика. Клиническая практика свидетельствует, что психотерапия и социально-психологические методы позволяют реально изменить личностные установки и влиять на мотивацию пациента, поэтому психотерапевтические методы являются необходимой составной частью терапии наркомании (1).
Анализ известных психотерапевтических методов лечения наркомании показал, что большинство из них основано на принципах стрессопсихотерапии, разработанной А.Р.Довженко для лечения алкогольной зависимости и получившей широкое распространение. Метод заключается в создании стойкой психологической установки на длительное воздержание от алкоголя путем использования комплекса последовательных психотерапевтических техник, включающих стрессовые воздействия, которые активизируют эмоциогенные структуры мозга. В начале сеанса используют приемы косвенной (опосредованной) суггестии, механизмы психической индукции и сенсибилизации. При этом у больного формируют и укрепляют доверие к методу, мотивацию к лечению, убежденность в положительном эффекте лечения. Затем при проведении коллективно-группового сеанса в рамках рациональной психотерапии кульминационно-смысловые моменты завершают эмоционально-волевыми императивными внушениями с элементами драматизации и ритуальными действиями, а также внушения осуществляют, используя трансовые состояния. На заключительном этапе проводят императивную суггестию полного исчезновения влечения к спиртному, подкрепляя это раздражением рефлексогенных зон с использованием плацебо-препаратов (2).
Известные методы лечения наркомании также включают приемы внушения в опосредованной и императивной форме, введение "кода" и его фиксацию, а отличие их заключается в видоизменении отдельных приемов. Так, например, показана эффективность использования в качестве психологической установки религиозных мотивов (3), в качестве плацебо-препарата - папаверина гидрохлорида (4), введение в рациональную психотерапию демонстрации физиологических механизмов "действия кода" (5), более жесткого воздействия на рефлексогенные зоны с включением в "код" информации о сроках освобождения от наркотика (6). Однако необходимо отметить, что большинство из перечисленных способов рассматривают наркоманию в одном ряду с другими зависимостями, не учитывая ее особенностей, поэтому недостаточно эффективны.
В качестве прототипа рассмотрен способ лечения наркотической зависимости, который включает многоэтапное воздействие, включающее групповые и индивидуальные сеансы психотерапии, внушение постепенного снижения дозы наркотика в течение четко фиксированного времени, закладывание сначала первичного, а затем вторичного "кода" и его закрепление раздражением рефлексогенных зон (7). Однако этот способ также не использует в достаточной степени современные технические возможности психотерапии, которые способны повысить эффективность лечения.
Таким образом, техническим результатом заявленного решения является повышение эффективности лечения, что достигается за счет адекватного отбора больных на предварительном этапе, недирективно направленной психотерапии с использованием средств, позволяющих задействовать различные репрезентативные каналы введения информации, а также использования доступной, интегративной, причинно-значимой информации и метода акупунктурного программирования, позволяющих мобилизовать личностные ресурсы пациента и измененить его мировозрение.
Сущность способа заключается в следующем. Перед лечебным сеансом пациента знакомят с установочным текстом, в котором представлена информация о причинах и механизмах развития наркомании и приемах ее лечения, а также с высокой степенью подробности изложена последовательность появления симптомов в зависимости от стадии наркомании, что позволяет пациенту оценить клинические особенности именно своего состояния, осознать гибельность зависимости от наркотика и оценить меру собственной готовности к лечению. Указанный текст выполняет двойную функцию: с одной стороны, ликвидирует анозогнозию и повышает мотивацию к лечению; с другой - позволяет отобрать пациентов, готовых изменить свое мировозрение. Если мотивация пациента является достаточно сильной и он обращается за предложенной помощью, лечение начинают с проведения индивидуального сеанса психотерапии. Пациенту демонстрируют драматургически поставленный видеофильм, содержащий музыкально-символические психотерапевтические композиции, в которых с помощью художественных средств (живописных иллюстраций и музыки) формируют резко негативное отношение к наркотику. При этом посредством динамического образа врача на экране монитора проводят сначала рациональную психотерапию, в рамках которой методом формальной логики подводят пациента к необходимости освобождения от наркотика, затем вводят пациента в состояние релаксации и внушают ему уверенность в способности отказаться от наркотика и изменить мировозрение. После окончания фильма осуществляют воздействие на рефлексогенные зоны методом акупунктуры и на этом фоне через аудиальный канал с помощью фонограммы осуществляют повторную суггестию свободы от наркотика. Курс лечения составляет 3-4 сеанса с постепенным удлинением срока между ними.
Способ осуществляют следующим образом.
На подготовительном этапе с пациентом проводят беседу, при этом анализируют жалобы, анамнез, особенности личности и выясняют мотивационные установки на лечение. Полученная информация позволяет проводить психотерапевтическое воздействие с учетом уровня интеллектуального развития пациента, его впечатлительности и внушаемости, уровня религиозности и стадии заболевания. В заключение беседы пациенту дают установочный текст, с которым он должен подробно ознакомиться, прежде чем прийти на лечебный сеанс, о сроках проведения которого его также информируют.
Предложенный текст содержит информацию о происхождении наркомании, об этапах развития зависимости от наркотика с подробным описанием симптоматики каждой стадии заболевания, позволяющим пациенту вполне осознать гибельность зависимости от наркотика и поставить самому себе диагноз. Иными словами, из данного текста пациент получает сведения, способствующие ликвидации анозогнозии и повышающие его мотивацию к проведению лечения. Текст содержит также информацию, которая знакомит с предлагаемым методом лечения и необходимыми требованиями, которые пациент должен выполнить для успеха дела. Важнейшим из этих требований является наличие установки на радикальное изменение мировозрения. В качестве означенного установочного текста может быть использован раздел книги С.П.Семенова (8), посвященный наркомании.
Таким образом, установочный текст выполняет две функции:
- функцию ликвидации анозогнозии и повышения мотивации пациента к предстоящему лечению;
- функцию объективного теста, определяющего готовность пациента к освобождению от зависимости.
Использование установочного текста в качестве диагностического теста позволяет отобрать пациентов с высокой степенью мотивации, что очень важно, поскольку известно, что обязательным условием психотерапевтического лечения наркомании является наличие искреннего желания избавиться от зависимости.
Если пациент имеет достаточную мотивацию и принимает все указанные в тексте требования, он приходит на лечебный сеанс, который обычно назначают через 5-6 дней после предварительной беседы.
Сеанс проводят индивидуально для каждого пациента в светозвукоизолированной комнате. Пациента помещают в удобное кресло перед монитором, на экране которого демонстрируют видеофильм, имеющий два плана: план рациональной психотерапии, представленный в виде специальной лекции; план музыкально-символических и суггестивных интермедий.
Психотерапевтическая композиция сеанса семантически повторяет содержание установочного текста, передавая его с помощью изобразительных и музыкальных средств, что позволяет донести до пациента уже знакомую ему информацию иначе, воздействуя не только на сознание пациента, но и на его подсознание, т.е. более целенаправленно изменять его психоэмоциональное состояние.
При этом все, что касается наркотиков, представлено в мрачных тонах и на фоне музыки, вызывающей тревогу. Устрашающими картинами могу быть, например: кладбище, череп, шприцы, кровь, поза страдающего или агонизирующего наркомана, быстрый стук часов на фоне тревожной музыки. Жизнеутверждающие позиции представлены в светлых, радостных тонах на фоне оптимистической музыки.
Также с экрана на светлом фоне методом формальной логики разъясняют природу наркомании и лежащих в ее основе товарно-денежных отношений, подводя пациента к пониманию того, что он жертва антикультуры, что его болезнь - результат социальной запрограммированности на потребление психоактивных веществ. Внимание пациента заостряют на том, что преодолеть болезнь можно только, вполне осознав гибельность зависимости от наркотика, укрепив здоровую сознательную позицию, отказавшись от болезнетворных заблуждений и стереотипов, прервав все связи с бывшими товарищами-наркоманами, сформировав здоровое социальное окружение и научившись радоваться жизни по-новому.
Информационная часть сеанса строится таким образом, чтобы после него пациент имел четкую программу действий. А для того, чтобы эта информация была воспринята не только сознательно, но и на бессознательном уровне, фильм снабжают суггестивными психотерапевтическими композициями. Суггестию осуществляют на фоне драматической музыки низким голосом из роли, соответствующей архетипу отца (по Юнгу). Семантически суггестивное воздействие сводится к внушению:
- спокойной уверенности в своих силах;
- крепкой воли;
- возможности уверенно отказывать себе в наркотиках;
- приверженности здоровому образу жизни;
- чувства свободы от наркотика.
После завершения фильма используют метод акупунктуры и изменяют состояние пациента на физиологическом уровне. Для этого иглы ставят в точки: Хэ-гу, Цзу-сань-ли, Кунь-лунь, Цзу-линь-ци, Инь-тан, Дуй-дуань, Жэнь-чжун и акцентируют внимание пациента на ощущениях под иглами, затем через 7-10 минут к ним добавляют Шэнь-мэнь и Цюй-чи, после чего на этом фоне в течение 25-30 минут с помощью магнитофонной записи через наушники осуществляют суггестию.
После окончания сеанса пациенту сообщают дату следующего. Курс лечения составляют 3-4 сеанса. Сеансы проводят один раз в полгода. При этом в психотерапевтических композициях осуществляют смену альтернирующих воздействий: постепенно снижают объем информации, касающейся негативной стороны дела, и повышают объем информации, утверждающей позитивную модель поведения.
Дополнительно пациенту рекомендуют в промежутках между сеансами 1-2 раза в неделю осуществлять психологические тренировки, состоящие из последовательно выполняемых упражнений: деконтракции, релаксации и сенсорной абстракции. Такие тренировки позволяют пациенту сделаться более спокойным, уравновешенным и невозмутимым. Деконтракция представляет собой устранение мышечных напряжений, субъективное выравнивание мышечного тонуса, усреднение его для всех мышечных групп. Релаксация - это уже не устранение напряжения, а понижение мышечного тонуса, приведение организма в состояние глубокого мышечного покоя, которому субъективно соответствует переживание выраженного душевного покоя. Сенсорная абстракция - отвлечение, отстранение от обычной реальности, т.е. от тех переживаний, которые с ней связаны. Завершают тренировку путем неспешного возвращения к состоянию активного бодрствования.
Пример. Больной У. 31 год. Диагноз - опийная наркомания. Принимает наркотики с 24 лет, употреблял маковую соломку, маковое молочко в возрастающих дозировках. В последний год использовал инъекции "ханки" - до 1,0 грамма. Лечился в стационаре, ремиссия 2-3 месяца.
Обратился за помощью через две недели после купирования абстинентного синдрома и проведения детоксикационной терапии.
В предварительной беседе был проведен анализ анамнеза, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний больного с их субъективной оценкой. При этом использовали максимальный набор идеаторных, визуальных, аудиальных и кинестетических характеристик.
В процессе анализа у больного были установлены черты эмоциональной неустойчивости, сензитивности, наличие достаточно выраженной установки на перемену образа жизни, а также положительных ценностных ориентации, которые способны конкурировать с патологическим влечением к наркотику, хорошее развитие интеллекта. В комплексе отрицательных впечатлений прошлого - чувство стыда в связи с употреблением наркотика, соматовегетативные ощущения ломки, страх перед деградацией и угрозой полной потери здоровья. Проведена систематизация этих элементов патологического опыта по категориям: визуальное, аудиальное, кинестетическое, идеаторное, эмоциональное.
Учитывая данные анамнеза, наличие положительных ценностных ориентации, было высказано предположение, что больной может избавиться от гибельного пристрастия к наркотику, однако это будет зависеть от его воли и твердости принятого решения, на укрепление которых и будет направлено лечение.
В заключение беседы больному был вручен установочный текст, внимательно знакомясь с которым, он должен определить собственную готовность к предстоящему лечению. В данном тексте разъяснены причины и механизмы развития наркомании, симптоматика стадий заболевания, прогноз, а также требования, которые необходимо выполнять для успешного завершения лечения. Больному была указана дата проведения лечебного сеанса.
Через неделю в назначенный час больной пришел на лечебный сеанс. Он сообщил, что по симптоматике, представленной в тексте, у него 1-2 стадия наркомании, и он готов (искренне желает) пройти лечение и избавиться от наркотика.
На индивидуальном сеансе больному был продемонстрирован видеофильм, в котором с помощью психотерапевтических композиций вербально и аудиовизуальными средствами осуществляли информационное воздействие, как на уровне сознания, так и на бессознательном уровне. Пациента вводили в состояние релаксации и осуществляли суггестию. После окончания фильма больному были поставлены иглы в точки: Хэ-гу, Цзу-сань-ли, Кунь-лунь, Цзу-линь-ци, Инь-тан, Дуй-дуань, Жэнь-чжун, акцентировали его внимание на ощущения под иглами, затем через 9 минут дополнительно были поставлены иглы в точки: Шэнь-мэнь и Цюй-чи. Больной был введен в состояние медитации, и на этом фоне с помощью фонограммы через наушники в течение 25 минут осуществляли суггестивное воздействие.
После окончания сеанса больному была вручена кассета с фонограммой музыкально-текстового сопровождения для психофизиологических упражнений деконтракции, релаксации и сенсорной абстракции. Ему рекомендовали осуществлять такой тренинг самостоятельно 1-2 раза в неделю.
Всего проведено 3 сеанса. Из них второй проведен через 3 месяца, а заключительный - спустя еще полгода. При этом осуществлялась смена альтернирующих воздействий, постепенно снижали объем негативной информации и повышали объем позитивной с утверждением выбора позитивной модели поведения.
После окончания курса лечения срок ремиссии составил три года. Достигнуто устойчивое безразличие к наркотику в любых ситуациях и эмоциональных состояниях, хороший уровень социальной адаптации.
Описанный способ был использован при лечении 23 больных с различными видами наркомании, проходивших лечение в Медицинском Центре "Vita Valida" в 2001-2003 г.
Результаты катамнестического обследования пациентов, прошедших лечение по предложенному способу, представлены в таблице 1.
Таким образом, использование данного способа позволяет более чем в половине катамнестических случаев устранить патологическое влечение и выработать стойкую психологическую установку на отказ от наркотика.
Источники информации
1. Пятницкая И.Н. "Наркомания", М., Медицина, 1994, стр.487-502.
2. Довженко А.Р., Артемчук А.Ф. и др. "Лечение алкоголизма", Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова, 1988, 88, 2, стр.94-97.
3. RU 2034576, 1995.
4. SU 1694093, 1991.
5. RU 2119358, 1998.
6. RU 2079309, 1997.
7. RU 2113243, 1998.
8. Семенов С.П. "Табакокурение, алкоголизм, наркомания", СПб., 2003, стр.83-97.
Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии и психотерапии. На предварительной беседе пациента знакомят с установочным текстом, в котором представлена информация о причинах и механизмах развития наркомании и приемах ее лечения. Также в тексте с высокой степенью подробности изложена последовательность появления симптомов в зависимости от стадии наркомании - в таком объеме, чтобы пациент мог оценить клинические особенности именно своего состояния, одновременно осознать гибельность зависимости от наркотиков и оценить свою готовность к лечению. Если мотивация является достаточно высокой и пациент приходит на лечение, проводят индивидуальный лечебный сеанс, в котором предъявляют психотерапевтическую информацию, семантическое содержание которой повторяет установочный текст, но передается в виде аудиовизуальных средств, содержащих иллюстрации и музыку. В ходе сеанса периодически осуществляют лечебную суггестию. В заключительной части сеанса ставят акупунктурные иглы сначала в точки Хэ-гу, Цзу-сань-ли, Кунь-лунь, Цзу-линь-ци, Инь-тан, Дуй-дуань, Жэнь-чжун, а затем, спустя 7-10 минут, дополнительно - в точки Шэнь-мэнь и Цюй-чи. На этом фоне пациента вводят в состояние медитации и с помощью фонограммы через наушники в течение 25-30 минут осуществляют повторное суггестивное воздействие. Курс лечения состоит из 3-4 сеансов, которые проводят с постепенным удлинением интервала между ними. Способ позволяет повысить эффективность лечения, что достигается за счет адекватного отбора больных, недирективно направленной психотерапии с использованием средств, позволяющих задействовать различные репрезентативные каналы введения информации, а также использования доступной, интегративной, причинно-значимой информации и метода акупунктурного программирования, позволяющих мобилизовать личностные ресурсы пациента и изменить его мировоззрение. 6 з.п. ф-лы, 1 табл.
СПОСОБ В.В.ДОБРОВОЛЬСКОГО ЛЕЧЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ "ДВОЙНОЙ КОД" | 1997 |
|
RU2113243C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ И/ИЛИ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ | 2002 |
|
RU2210396C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 1997 |
|
RU2148418C1 |
US 6465436 A, 15.10.2002 | |||
US 6140337 A, 31.10.2000 | |||
Смирнов И | |||
и др | |||
Психотехнологии | |||
Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне | |||
М.: Прогресс, 1995, с.281-295. |
Авторы
Даты
2006-05-20—Публикация
2004-01-12—Подача