Изобретение относится к энергомашиностроению и касается усовершенствования роторных моторов с упругодеформируемыми стенками рабочих камер, работающих как тепловые двигатели и могущих быть использованными взамен паровых и газовых турбин тепловых электростанций.
Hаиболее близким к изобретению является газовый мотор, содержащий статор с окнами подвода и отвода рабочей среды и эксцентрично установленный в статоре с образованием расширительной камеры полый цилиндрический ротор с радиальным пазом и размещенной в нем направляющей заслонкой [1] Однако этот мотор имеет низкий КПД и малую удельную мощность, т.к. в его рабочей камере между двумя смежными лопостями сжатый газ, поступивший из впускного окна при вращении ротора, переносится до выпускного окна и, не произведя работу, выпускается, к тому же рабочий ход каждой лопасти мал и ограничен дугой менее 70o, проходя которую лопасть имеет с одной стороны давления газов больше, чем с другой стороны. Мал также и объем рабочей полости по сравнению с объемом и массой всего роторного мотора. Задачей изобретения является повышение КПД и удельной мощности.
Поставленная задача решается за счет наличия нескольких статоров с роторами, золотникового управляющего клапана и камер для отработанной рабочей среды; кроме того, усовершенствована система газораспределения и кинематические связи клапана и ротора. Устройство и работа ГМК поясняется чертежами, где: на фиг. 1 представлен вид сверху ГМК с электрогенератором; на фиг. 2 сечение А А на фиг. 1 с увеличением в 8 раз по сравнению с фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б Б на фиг. 1 с увеличением в 2 раза по сравнению с фиг. 1; на фиг. 4 узел "Д" на фиг. 2 с увеличением в 3 раза; на фиг. 5 размеры окон 20, 21 и 27 в масштабе фиг. 2 и 6; на фиг. 6 сечение В В на фиг. 2; на фиг. 7 узлы М, H, О и П на фиг. 6 с увеличением в 3 раза.
ГМК имеет четыре статора 1 с четырьмя роторами 2, цилиндрический клапан 3, расширительные камеры 4, заслонку 5, камеры 6 отработанного пара.
Статор 1 с ротором 2 образуют несколько расширительных камер 4. В качестве примера далее описан мотор, имеющий пять расширительных камер 4. Камеры 4 отделены друг от друга радиальными стенками 7, между которыми расположена узкая камера 8 с тонкостенной шайбой 9, жестко соединенной с дисками и ободами 10 ротора 2. Радиальные стенки 7 соединены между собой общими цилиндрическим корпусом 11.
Ротор 2 образован цилиндрическим корпусом 12 с дисками, ободами 10 и полуосями 13 его вращения, жестко соединенными с торцевыми стенками 14 ротора. Полуоси 13 ротора 2 установлены в торцевых стенках 15 статора 1.
Цилиндрическая поверхность корпуса 12 и заслонка 5 ротора 2 образуют подвижную часть расширительной камеры 4, радиальные стенки 7 и внутренняя поверхность статора 1 образует неподвижную часть расширительных камер 4. Заслонка 5 установлена в направляющих 16, в которых она может перемещаться вдоль диаметральной плоскости цилиндрического корпуса 12 ротора 2, перекрывая с небольшим воздушным зазором расширительную камеру 4. Hаправляющие 16 жестко соединены /сварены/ с цилиндрическим корпусом 12 ротора 2 и дисками ободов 10. Hа краях заслонки 5 установлены ролики 17, катящиеся при вращении ротора 2 по внутренней поверхности статора 1 и обеспечивающие постоянство воздушного зазора менее 1 мм между краем заслонки 5 внутренней поверхностью статора 1. Малый воздушный зазор /менее 1 мм/ между направляющими 16 и заслонкой 5 обеспечивают опорные ролики 18, установленные на концах направляющих 16. В пяти смежных камерах 4 заслонки 5 перемещаются под углом 72o друг к другу, под которыми установлены смежные направляющие 16 в корпусе ротора 2 между ободами 10.
Цилиндрический клапан 3 образован трубой 19, вращающийся в корпусе клапана 3, выполненном в виде трубы, жестко соединенной с корпусами 11 четырех статоров 1. Труба 19 имеет окна 20 /фиг. 5/ в виде вырезов по образующей цилиндрической поверхности трубы, равных ширине расширительных камер 4, и по дуге окружности с центральным углом 36-45o. Против каждой камеры 4 на окружности трубы 19 образовано одно окно 20, которое совмещается один раз за один оборот трубы 19 с окном 21 в корпусе 11 статора 1 и корпусе клапана 3 в расширительную камеру 4. Биссектрисы углов пяти окон 21 /фиг. 5/ для камер расширения 4 каждого статора 1 расположены под углом 72o относительно смежной камеры 4, при этом биссектрисы окон 21 для одного статора 1 смещены относительно окон 21 для другого статора на 90o. В результате при повороте трубы 19 на каждые 18o ее окна 20 будут сообщаться один раз за один оборот трубы 19 с окнами 21 статоров 1 согласно таблицы в следующем порядке подачи пара в камеры 4 из трубы 19.
Hомера камер 4 статора 1 обозначены римскими цифрами на фиг. 6.
Труба 19 вращается с помощью шестерни 22, установленной на ее оси 23 и находящейся в зацеплении с шестернями 24, установленными на полуосях 13 четырех роторов 2. Противоположный конец трубы 19 установлен в четырех роликовых подшипниках 25 на взаимноперпендикулярных диаметрах корпуса паропровода 7 с небольшим зазором от источника пара. При этом корпус парового клапана 3 герметично соединен с трубой паропровода 26.
Подшипник 25 и ось 23 обеспечивают вращение трубы 19 в корпусе клапана 3 с воздушным зазором менее 1 мм. Шестерня 22 трубы 19 имеет диаметр в 2 раза меньший, чем диаметр шестерен 24, в результате чего труба 19 вращается с вдвое большей угловой скоростью, чем 2, и в противоположном направлении по отношению к направлению вращения роторов 2.
Отработанный пар из камеры 4 выходит через окна 27 в корпусе статора 1 в камеру 6 и далее через трубу 28 в конденсатор /условно не показан/.
Окна 21 и 27 статора 1 имеют разделяющий их пополам рельс 29 /фиг. 5/, предназначенный для прокатки по нему роликов 17 /фиг. 2, 4,6 и 7/. Край 30 заслонки 5, на котором установлен ролик 17, имеет радиус скругления, равный радиусу ролика 17. Поверхность качения ролика 17 выступает над поверхностью края 30 заслонки 5 на величину зазора между этой поверхностью 30 и внутренней поверхностью камеры 4, образованной цилиндрическим корпусом 12 статора 1. Ролик 17 представляет собой роликовый подшипник качения, установленный на оси 31, жестко соединенной с заслонкой 5. Воздушный зазор между боковым краем 32 /фиг. 7/ заслонки 5 и радиальной стенкой 7 обеспечивают ролики 33, установленные в корпусе 12 ротора 2 против края 32 заслонки 5. Роликовые подшипники 17, 18, 25 и 33 имеют одинаковое устройство и отличаются от друг друга размерами и нагрузкой, которую они испытывают при движении заслонки 5 и вращении трубы 19.
Ось 23 трубы 19 является одновременно осью вращения ротора электрогенератора 34.
Газовый мотор работает следующим образом.
Пуск ГМК производится подачей пара /газа/ высоких параметров в трубу 19 клапана 3. Из трубы 19 через окно 20, совмещенное с окном 21 расширительной камеры 4, пар /газ/ поступает в камеру 4 и создает давление на заслонку 5. Под воздействием этого давления заслонка 5 начнет перемещаться в камере 4 и вращать ротор 2, который через шестерню 24, находящуюся в зацеплении с шестерней 22 трубы 19, повернет трубу 19 и она при своем вращении будет совмещаться с окнами расширительных камер 4 в соответствии с табл.
Порция пара, поступившая в камеру 4 при совмещенном положении окон 20 и 21, создает давление на заслонку 5 и под воздействием этого давления заслонка 5 повернет ротор 2 в направлении, указанном стрелкой на фиг. 2. При этом ролик 17 противоположного края заслонки прокатится по рельсу 29 и выдвинет заслонку 5 в широкую часть камеры 4. Пар будет производить работу за счет расширения и уменьшения своего давления и температуры. Отработанный пар будет выходить из камеры 4 в камеру 6 через отверстие 27.
После поворота ротора на 180o ролик 17 противоположного конца заслонки 5 докатится до рельса 29 окна 21, а окно 20 трубы 19, совершив поворот на 360o, совместится с окном 21 и под высоким давлением новая порция пара поступит в начало камеры 4 и создаст давление на заслонку 5 с повторением следующего рабочего хода заслонки 5. От момента заполнения паром начального объем камеры 4, который заканчивается поворотом окна 20 трубы 19 на 36o и поворотом ротора 2 на 18o, с момента начала поступления порции пара из трубы 19 в камеру 4 до момента прохода ролика 17 на рельс 29 окна 27, порция пара расширится в несколько десятков раз и ее давление снизится до 2 - 3 кг/см2, а температура до 150 200o. Таким образом потенциальная энергия давления пара будет преобразована в механическую энергию вращения ротора 2.
Во время движения заслонки 5 в зазор между ее краями и поверхностью камеры 4 происходит проход менее 1% пара в обгон заслонки 5, что полностью исключает трение заслонки 5 о стенки 7. Проход пара из одной камеры 4 в другую, ей смежную, не имеет существенного значения благодаря тонкостенной шайбе 9, которая прижимается к одной из стенок камеры 8 тем больше, чем больше разность давлений пара в смежных камерах 4. Проход пара в зазор между направляющими 16 и заслонкой 5 также не имеет существенного значения, т.к. зазор мал /доли миллиметра/, длина направляющих несколько сотен мм. По этой же причине проход пара в зазор между цилиндрическими поверхностями ротора 2 и статора 1 на протяжении 1/4 окружности и против направления вращения ротора 2 не имеет существенного значения. В то же время упомянутые зазоры, заполненные паром, исключают затраты механической энергии на трение и износ соответствующих деталей ГМК. Утечка через все зазоры ГМК менее 1% пара составит в несколько раз меньшие потери на трение, чем, например, в известных двигателях, использующих для смазки машинное масло.
Hаружные поверхности корпуса 11 имеют теплоизоляцию, существенно снижающую тепловые потери ГМК. Для уменьшения механических нагрузок на корпус 12 ротора 2 внутри корпуса 12 создается давление, равное половине величины давления пара, поступающего в камеру 4 из трубы 19. Это давление пара /газа/ уменьшает также зазор между направляющими 16 и заслонкой 5.
КПД предлагаемого ГМК будет существенно выше паровой турбины за счет в два раза меньших потерь на одно преобразование энергии давления пара /газа/ в кинетическую энергию вращения ротора ГМХ по сравнению с двумя преобразованиями энергии давления пара /газа/ в кинетическую энергию движения пара и кинетической энергии движения пара в кинетическую энергию вращения ротора паровой турбины.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОЭЛЕКТРОМОБИЛЬ КАШЕВАРОВА | 1994 |
|
RU2083383C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КАШЕВАРОВА РДК-3 | 1994 |
|
RU2078223C1 |
УГОЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КАШЕВАРОВА "УДК" | 1995 |
|
RU2101517C1 |
РОТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛЬ И КОМПРЕССОР КАШЕВАРОВА РДК-10 И РКК-10 | 1996 |
|
RU2115003C1 |
ТЕПЛОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ КАШЕВАРОВА "ТЭСК-2" С РОТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ "РДК-20" | 1997 |
|
RU2123604C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КАШЕВАРОВА "РДК-18" И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ | 1997 |
|
RU2121067C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КАШЕВАРОВА "РДК-7" | 1995 |
|
RU2095591C1 |
ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ КАШЕВАРОВА "ТЭСК" С РОТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ "РДК-19" | 1997 |
|
RU2126089C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КАШЕВАРОВА "РДК-9" | 1995 |
|
RU2107174C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ КАШЕВАРОВА РДК-13 (РДК-14) | 1996 |
|
RU2105890C1 |
Использование: в энергомашиностроении при проектировании роторных моторов с упругодеформируемыми стенками рабочих камер. Сущность изобретения: мотор содержит несколько статоров с роторами, золотниковый управляющий клапан и камеры для отработанной рабочей среды (пара или глаза), установленные между статорами. Усовершенствована система газораспределения расширительных камер для отработанного пара и кинематические связи между роторами и паровым клапаном, усовершенствован и сам паровой клапан. 6 з.п. ф-лы, 7 ил., 1 табл.
Роторная машина В.Е.Суханова | 1987 |
|
SU1583660A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1997-10-20—Публикация
1994-06-02—Подача