УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧЕЙ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1997 года по МПК B60K41/22 

Описание патента на изобретение RU2094249C1

Изобретение относится к области транспортной техники и может быть использовано для комбинированного управления передачами и сцеплением, то есть автоматизации процесса управления фрикционными сцеплениями.

Известно устройство для комбинированного управления передачей и сцеплением транспортного средства, содержащее источник гидравлической энергии, клапан управления, гидроцилиндр включения и регулятор темпа включения узла трения, а также механизм переключения передач и, в том числе, рычаг управления (переключение передач) (П.Моллинз. Автоматические сцепления (двухпедальное управление автомобилем). Автомобильная промышленность, США 1988, N 1, с. 7).

Наличие в данном устройстве электронного блока управления, многочисленных датчиков, реле и других потребителей электрической энергии существенно усложняет его конструкцию, и сто самое главное, снижает надежность работы. Так, в условиях воздействия быстрых нейтронов устройство полностью утрачивает свою работоспособность. Кроме того, изменение внешних характеристик электроэнергетических устройств и обслуживания их приборов также отрицательно сказывается на его надежности.

Известное устройство для комбинированного управления передачей и сцеплением транспортного средства, содержащее смонтированные в крышке коробки передач, имеющей вертикальные отверстия и крепежную поверхность в зоне этих отверстий, рычаг управления, кинематически связанные с ним ползуны с лунками на наружной поверхности, распределительную клапанную коробку управления сцеплением, установленные в ней управляющие клапаны, шток которых кинематически связан с ползунами при помощи касающегося рычага, выступ которого входит в пазы на наружной поверхности ползунов, регулятор темпа включения сцеплением, источник рабочего тела под давлением, сервоцилиндр выключения сцепления (см. ав.св. СССР N 506523, кл. B 60 K 23/02, 20.07.73).

В этом устройстве количество потребителей электрической энергии значительно уменьшено, и по совокупности признаков оно имеет наибольшее сходство с предлагаемой конструкцией.

Тем не менее, применение в устройстве потребителей электрического тока, а для их питания бортовых источников электроэнергии, усложняет его конструкцию и снижает надежность. Кроме того, снижение надежности рассматриваемого привода следует ожидать из-за незащищенности пружин, контактирующих с ними в процессе работы агрессивных веществ, содержащихся в рабочем теле (в данном случае воздухе).

Технической задачей изобретения является исключение из устройства узлов с электрическим приводом и упрощение привода распределительных клапанов.

Техническим результатом, достигаемым предлагаемым изобретением является упрощение конструкции им повышение надежности устройства для комбинированного управления передачей и сцеплением транспортного средства.

Для достижения указанного технического результата распределительная клапанная коробка управления сцеплением установлена на крепежной поверхности крышки коробки передач и содержит два качающихся рычага, смонтированные в направляющих пазах ее корпуса, которые контактируют с толкателями, установленными в вертикальных отверстиях крышки коробки передач в плоскости качания рычагов. Эти толкатели контактируют с шариковыми фиксаторами ползунов. Кроме того, распределительная клапанная коробка управления сцеплением состоит из подвижного штока, поджатого возвратной пружиной к качающимся рычагам, седла выпускного клапана, жестко закрепленного на этом штоке, седла впускного клапана, выполненного в корпусе клапанной коробки, впускного и выпускного затворов, жестко связанных с возвратной пружиной. Уплотнительный элемент жестко закреплен на впускном затворе для герметизации пружин. Полость над впускным клапаном соединена с источником рабочего тела под давлением, полость под выпускным клапаном соединена с регулятором темпа включения сцепления, а полость между впускным и выпускным клапанами соединена с сервоцилиндром.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема предлагаемого устройства разрез на виде спереди; на фиг. 2 ползун с фиксатором на виде сбоку.

Устройство содержит источник 1 рабочего тела под давлением, распределительную клапанную коробку 2 управления сцеплением, сервоцилиндр (или камеру) 3 выключения и регулятор 4 темпа включения узла трения, а также механизм переключения передач, смонтированный в крышке 5 коробки передач и имеющий рычаг (на чертеже не показан) управления, ползуны 6, 7, 8 с выполненными на их наружной поверхности лунками 9 и шариками 10 фиксаторов, расположенными в этих лунках и вертикальных отверстиях крышки 5. На крепежной поверхности в зоне расположения вертикальных отверстий (выполненных под фиксаторы), в крышке 5, жестко крепится корпус 11 клапанной коробки 2, в направляющем пазу которого размещены качающиеся рычаги 12 и 13. В плоскости их качения с одной стороны между ними и шариками 10 фиксаторов расположены толкатели 14, а с другой на них опирается шток 15, установленный подвижно и нагруженный возвратной пружиной 16 так, чтобы шарики 10 всегда стремились занять свое исходное положение в лунках 9. 0На штоке 15 жестко закреплено седло 17 выпускного клапана. Кроме того на штоке 15 подвижно установлены жестко связанные друг с другом выпускной 18 и впускной 19 затворы. Седло 20 впускного клапана выполнено на корпусе 11 клапанной коробки 2. Уплотнительный элемент 21 жестко закреплен на впускном затворе для герметизации расположенных в крышке 22 возвратных пружин 16 и 23.

Работа устройства для комбинированного управления передачей и сцеплением транспортного средства.

На фиг. 1 показано исходное положение деталей названного устройства. Усилием пружины 16 через шток 15, качающиеся рычаги 12 и 13, толкатели 14, шарики 10 фиксаторов опущены в лунки 9 ползунов 6, 7, 8 и удерживают последние от самопроизвольного осевого перемещения. Пружиной 23 затворы 18 и 19 выпускного и впускного клапанов соответственно опущены в крайнее нижнее положение. При этом выпускной клапан открыт, а впускной закрыт, поэтому рабочая полость сервоцилиндра (камеры) 3 разобщена от источника 1 рабочего тела и сообщается с регулятором 4 темпа включения узла трения (фактически, с атмосферой для пневматического привода с бачком для гидравлического). Это соответствует включенному состоянию фрикционного сцепления (например, для постоянно включенных сцеплений).

При переключении передачи в коробке передач под воздействием усилия водителя на рычаг (на рычаге не показан) управления названной коробки перемещается в осевом направлении в зависимости от выбранной передачи соответствующий ей ползун, например, ползун 8. Шарик 10 фиксатора, выкатываясь из лунки этого ползуна, через толкатель 14, качающиеся рычаги 12 и 13, перемещает вверх шток 15 вместе с жестко закрепленными на нем седлом 17 выпускного клапана. Так как затворы 18 и 19 установлены на штоке 15 подвижно, то до воздействия седла 17 на затвор 18, они (затворы 18 и 19) сохраняют исходное положение. Это обеспечивает первоочередность закрытия выпускного клапана (разобщение сервоцилиндра 3 от регулятора 4 темпа включения) и только после этого открытие впускного клапана (соединения источника 1 энергии рабочего тела с сервоцилиндром 3). Рабочее тело от источника 1 его энергии поступает через открытый впускной клапан в сервоцилиндр (камеру) 3 и выключает сцепление.

Включение передачи в коробке передач непременно сопровождается установкой соответствующей лунки, например, лунки 9 ползуна 8 под шариком 10 фиксатора. В связи с этим пружинами 23, 16 возвращаются в крайнее положение затворы 18, 19 клапанов, шток 15 с седлом 17, внутренние концы качающихся рычагов 13, 12 и толкатель 14, и шарик 10 фиксирует включенную передачу. При перемещении указанных выше деталей сначала сядет в свое седло затвор 19, то есть закроется впускной клапан, разобщив источник 1 энергии и сервоцилиндр 3, а затем седло 7 оторвется от затвора 18, то есть откроется выпускной клапан, обеспечив выход рабочего тела из сервоцилиндра 3 в регулятор 4 и, тем самым, включение сцепления.

Работа устройства для комбинированного управления передачей и сцеплением при включении (выключении) передач с использованием ползунов 6 и 7 аналогична рассмотренной выше.

На всех режимах работы устройства уплотнительный элемент 21, затвор 19, крышка 22 корпуса 11 распределительной клапанной коробки управления сцеплением и шток 15 не допускают проникновения в пружинную полость рабочего тела, а вместе с ним агрессивных веществ. Это увеличивает долговечность пружин 16, 23 и уменьшает вероятность возникновения отказа из-за их поломки.

Размещение жестко соединенных друг с другом затворов 18 и 19 подвижно на штоке 15, воздействие на них автономных пружин 16 и 23 обеспечивает гарантированное закрытие впускного клапана и открытие выпускного клапана при включенной передаче в коробке передач, что крайне необходимо для полноты включения сцепления. Отмеченные здесь конструктивные особенности, предусматривающие поочередное вступление в работу клапанов, позволяют получить не только полному включения и чистоту выключения сцепления, но и надежную фиксацию включенной передачи.

Конструктивные изменения не только существенно упростили объект, но и сократили время на его срабатывание. Кроме того, разработанное устройство обеспечивает автоматическое двухразовое выключение сцепления ("двойной выжим"), что повышает долговечность коробки передач.

Похожие патенты RU2094249C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧЕЙ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Семендяев К.Н.
  • Семендяев Н.Н.
  • Днепровский М.А.
  • Дужий С.В.
RU2124444C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧЕЙ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Демихов Сергей Владимирович
  • Земсков Дмитрий Сергеевич
  • Аракелян Арсен Рафаэлович
RU2346835C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЛАВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ 1993
  • Семендяев Константин Николаевич
  • Семендяев Николай Николаевич
RU2082626C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЛАВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ 1997
  • Семендяев К.Н.
  • Семендяев Н.Н.
  • Лысенко О.Г.
RU2134202C1
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА В МЕХАНИЗМЕ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ФРИКЦИОННОГО СЦЕПЛЕНИЯ 1993
  • Семендяев Константин Николаевич
  • Семендяев Николай Николаевич
RU2048306C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧАМИ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Крайнюков Андрей Викторович
  • Цыбизов Евгений Иванович
  • Гармаш Юрий Владимирович
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Швец Эльмир Александрович
  • Афанасенков Роман Васильевич
RU2294847C2
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА В МЕХАНИЗМЕ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ФРИКЦИОННОГО СЦЕПЛЕНИЯ 1992
  • Семендяев Константин Николаевич
RU2068128C1
СМЫВНОЙ БАЧОК 1996
  • Залеснов Константин Константинович
  • Фесенко Николай Павлович
RU2108428C1
Блокировочное устройство для коробки передач 1979
  • Гюнтер Райфингер
  • Христиан Фухс
  • Альфред Магг
  • Герольд Бибер
SU1075963A3
СМЫВНОЙ БАЧОК 1999
  • Залеснов К.К.
  • Фесенко Н.П.
RU2174575C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 094 249 C1

Реферат патента 1997 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧЕЙ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: устройство относится к области транспортной техники и может быть использовано для комбинированного управления передачами и сцеплениями транспортных средств, и автоматизации процесса управления фрикционными сцеплениями. Сущность изобретения: состоит в том, что из устройства исключены источники и потребители электрической энергии, что достигнуто за счет изменения формы и расположения основных деталей распределительной клапанной коробки управления сцеплением и механизма переключения передач. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 094 249 C1

Устройство для комбинированного управления передачей и сцеплением транспортного средства, содержащее смонтированные в крышке коробки передач, имеющие вертикальные отверстия и крепежную поверхность в зоне этих отверстий, рычаг управления, кинематически связанные с ним ползуны с лунками на наружной поверхности, распределительную клапанную коробку управления сцеплением, установленные в ней управляющие клапаны, шток которых кинематически связан с ползунами при помощи качающегося рычага, выступ которого входит в пазы на наружной поверхности ползунов, регулятор темпа включения сцепления, источник рабочего тела под давлением, сервоцилиндр включения-выключения сцепления, отличающееся тем, что распределительная клапанная коробка управления сцеплением установлена на крепежной поверхности крышки коробки передач, содержит два качающихся рычага, смонтированных в направляющих пазах ее корпуса, контактирующих с толкателями, установленными в вертикальных отверстиях крышки коробки передач в плоскости качания рычагов, контактирующих с шариковыми фиксаторами ползунов, распределительная клапанная коробка управления сцеплением состоит из подвижного штока, поджатого возвратной пружиной к качающимся рычагам, седла выпускного клапана, жестко закрепленного на этом штоке, седла впускного клапана, выполненного в корпусе клапанной коробки, впускного и выпускного затворов, жестко связанных друг с другом, подвижно установленных на штоке и связанных с возвратной пружиной, уплотнительного элемента, жестко закрепленного на впускном затворе для герметизации пружин, при этом полость над впускным клапаном соединена с источником рабочего тела под давлением, полость под выпускным клапаном соединена с регулятором темпа включения сцепления, а полость между впускным и выпускным клапанами соединена с сервоцилиндром.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2094249C1

SU, авторское свидетельство, 506523, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 094 249 C1

Авторы

Семендяев Константин Николаевич

Семендяев Николай Николаевич

Кондрашов Константин Аркадьевич

Даты

1997-10-27Публикация

1995-07-25Подача