Изобретение относится к области авиации, а именно к средствам заправки двигателей самолета жидководородным топливом в полете.
Известен способ заправки летательного аппарата топливом в полете, включающий операции автономного взлета летательного аппарата и самолета-танкера, последующее их сближение, при котором самолет-танкер переводят в полетное положение, когда он располагается сзади и ниже заправляемого летательного аппарата, герметичную стыковку элементов топливопровода, соединяющего самолет-танкер с заправляемым летательным аппаратом и перекачку топлива, по окончании которой производят расстыковку элементов топливопровода [1]
Недостаток известного способа заключается в том, что он не позволяет производить перекачку жидководородного топлива и используется только для дозаправки летательного аппарат топливом в воздухе, а не для обеспечением топливом летательного аппарата в течение всего времени крейсерского полета.
Задачей изобретения является внедрение в гражданскую авиацию экологически чистого и единственно воспроизводимого жидководородного топлива при сохранении основных положений безопасности полета по нормам ИКАО.
Поставленная задача решается тем, что для осуществления способа обеспечения двигателей пассажирского самолета жидководородным топливом, включающим автономный взлет пассажирского самолета и самолета-танкера, герметичную стыковку в полете элементов топливопровода для перекачки топлива из самолета-танкера на пассажирский самолет, расстыковку элементов топливопровода, автономную посадку пассажирского самолета и самолета-танкера в конце полета, согласно изобретению стыковку элементов топливопровода осуществляют в начале крейсерского режима полета, а расстыковку в конце полета.
Перекачку топлива из самолета-танкера целесообразно осуществлять с помощью топливопровода в виде теплоизолированного шланга с калиброванной скоростью, при которой обеспечивается крейсерский режим работы двигателей пассажирского самолета без накопления топлива в его крыльевых баках.
Далее изобретение поясняется чертежами, где:
фиг. 1 показывает пассажирский самолет и самолет-танкер в крейсерском полете; фиг. 2 иллюстрирует траектории полета пассажирского самолета и самолета-танкера; фиг. 3 свидетельствует о возможностях способа, обуславливающих полет на любую дальность.
В изобретении рассматриваются два самолета: пассажирский модуль 1 и танкер 2. Жидкий водород находится в баках танкера 2 и по гибкому заправочному трубопроводу 3, выполненному в виде теплоизолированного шланга и размещенного на пассажирском самолете 1, в течение крейсерского полета подается в расходный крыльевой бак пассажирского самолета. При этом самолет-танкер 2 находится сзади и снизу по отношению к пассажирскому самолету 1 (фиг. 1). В крыле этого самолета размещается небольшой расходный теплоизолированный топливный бак и баки для традиционного топлива в количестве, обеспечивающем взлет, набор высоты, выход на режим крейсерского полета, снижение, посадку и достаточный аварийный запас. Средства для перекачки топлива размещены на самолете-танкере, а приспособления для выпуска и втягивания теплоизолированного шланга на пассажирском самолете и управляются его экипажем.
Встреча самолетов, взлетающих с различных аэродромов 4 и 5 (фиг. 2), происходит в заданном районе после выхода обоих самолетов на крейсерский режим. В начале крейсерского режима полета осуществляют стыковку элементов топливопровода 3 с танкером 2, а расстыковку в конце полета, после чего танкер 2 уходит на конечную заправочную базу 7, а пассажирский самолет 1 снижается и совершает посадку на гражданский аэродром 6, расходуя топливо из собственных крыльевых баков (фиг. 2). Перекачку топлива из самолета-танкера по теплоизолированному шлангу 3 осуществляют с калиброванной скоростью, при которой обеспечивается крейсерский режим работы двигателей пассажирского самолета без накопления топлива в его крыльевых баках. Как показано на фиг. 3 пассажирский модуль 1 может быть использован для полета на любую дальность при замене танкеров 2 в заданных районах 8.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ, ЭКИПАЖА И ГРУЗОВ ПРИ АВАРИИ САМОЛЕТА В ВОЗДУХЕ | 1998 |
|
RU2152335C1 |
СПОСОБ ЗАПУСКА МНОГОРАЗОВОЙ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 1993 |
|
RU2046076C1 |
СПОСОБ ЗАПРАВКИ САМОЛЕТА-БУКСИРОВЩИКА В ВОЗДУХЕ | 2016 |
|
RU2613978C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДОЗАПРАВКОЙ ТОПЛИВОМ В ПОЛЕТЕ | 1990 |
|
SU1828027A1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ВЕРТОЛЕТ | 1994 |
|
RU2089456C1 |
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ МУХАМЕДОВА НА ПРЫЖКОВОМ ШАССИ | 2011 |
|
RU2497721C2 |
СПОСОБ ВЫВОДА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОГО САМОЛЕТА В КОСМОС И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2085449C1 |
САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК | 1994 |
|
RU2100257C1 |
САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК | 1994 |
|
RU2142897C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СИЛ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА САМОЛЕТНОЙ СХЕМЫ И НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ АМФИБИЯ (НВА) ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2127202C1 |
Сущность изобретения: операции способа включают автономный взлет пассажирского самолета и самолета-танкера, герметичную стыковку с самолетом-танкером в начале крейсерского режима полета теплоизолированного заправочного шланга пассажирского самолета для перекачки топлива, расстыковку в конце крейсерского режима полета топливопровода, автономную посадку пассажирского самолета и самолета-танкера в конце полета. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Патент США N 5131438, кл.B 64D 39/00, 1992. |
Авторы
Даты
1997-10-27—Публикация
1995-07-25—Подача