СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПАССАЖИРСКОГО САМОЛЕТА ЖИДКОВОДОРОДНЫМ ТОПЛИВОМ Российский патент 1997 года по МПК B64D39/00 

Описание патента на изобретение RU2094328C1

Изобретение относится к области авиации, а именно к средствам заправки двигателей самолета жидководородным топливом в полете.

Известен способ заправки летательного аппарата топливом в полете, включающий операции автономного взлета летательного аппарата и самолета-танкера, последующее их сближение, при котором самолет-танкер переводят в полетное положение, когда он располагается сзади и ниже заправляемого летательного аппарата, герметичную стыковку элементов топливопровода, соединяющего самолет-танкер с заправляемым летательным аппаратом и перекачку топлива, по окончании которой производят расстыковку элементов топливопровода [1]
Недостаток известного способа заключается в том, что он не позволяет производить перекачку жидководородного топлива и используется только для дозаправки летательного аппарат топливом в воздухе, а не для обеспечением топливом летательного аппарата в течение всего времени крейсерского полета.

Задачей изобретения является внедрение в гражданскую авиацию экологически чистого и единственно воспроизводимого жидководородного топлива при сохранении основных положений безопасности полета по нормам ИКАО.

Поставленная задача решается тем, что для осуществления способа обеспечения двигателей пассажирского самолета жидководородным топливом, включающим автономный взлет пассажирского самолета и самолета-танкера, герметичную стыковку в полете элементов топливопровода для перекачки топлива из самолета-танкера на пассажирский самолет, расстыковку элементов топливопровода, автономную посадку пассажирского самолета и самолета-танкера в конце полета, согласно изобретению стыковку элементов топливопровода осуществляют в начале крейсерского режима полета, а расстыковку в конце полета.

Перекачку топлива из самолета-танкера целесообразно осуществлять с помощью топливопровода в виде теплоизолированного шланга с калиброванной скоростью, при которой обеспечивается крейсерский режим работы двигателей пассажирского самолета без накопления топлива в его крыльевых баках.

Далее изобретение поясняется чертежами, где:
фиг. 1 показывает пассажирский самолет и самолет-танкер в крейсерском полете; фиг. 2 иллюстрирует траектории полета пассажирского самолета и самолета-танкера; фиг. 3 свидетельствует о возможностях способа, обуславливающих полет на любую дальность.

В изобретении рассматриваются два самолета: пассажирский модуль 1 и танкер 2. Жидкий водород находится в баках танкера 2 и по гибкому заправочному трубопроводу 3, выполненному в виде теплоизолированного шланга и размещенного на пассажирском самолете 1, в течение крейсерского полета подается в расходный крыльевой бак пассажирского самолета. При этом самолет-танкер 2 находится сзади и снизу по отношению к пассажирскому самолету 1 (фиг. 1). В крыле этого самолета размещается небольшой расходный теплоизолированный топливный бак и баки для традиционного топлива в количестве, обеспечивающем взлет, набор высоты, выход на режим крейсерского полета, снижение, посадку и достаточный аварийный запас. Средства для перекачки топлива размещены на самолете-танкере, а приспособления для выпуска и втягивания теплоизолированного шланга на пассажирском самолете и управляются его экипажем.

Встреча самолетов, взлетающих с различных аэродромов 4 и 5 (фиг. 2), происходит в заданном районе после выхода обоих самолетов на крейсерский режим. В начале крейсерского режима полета осуществляют стыковку элементов топливопровода 3 с танкером 2, а расстыковку в конце полета, после чего танкер 2 уходит на конечную заправочную базу 7, а пассажирский самолет 1 снижается и совершает посадку на гражданский аэродром 6, расходуя топливо из собственных крыльевых баков (фиг. 2). Перекачку топлива из самолета-танкера по теплоизолированному шлангу 3 осуществляют с калиброванной скоростью, при которой обеспечивается крейсерский режим работы двигателей пассажирского самолета без накопления топлива в его крыльевых баках. Как показано на фиг. 3 пассажирский модуль 1 может быть использован для полета на любую дальность при замене танкеров 2 в заданных районах 8.

Похожие патенты RU2094328C1

название год авторы номер документа
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ, ЭКИПАЖА И ГРУЗОВ ПРИ АВАРИИ САМОЛЕТА В ВОЗДУХЕ 1998
  • Киселев В.В.
RU2152335C1
СПОСОБ ЗАПУСКА МНОГОРАЗОВОЙ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 1993
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
  • Перницкий Сергей Иосифович
RU2046076C1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ САМОЛЕТА-БУКСИРОВЩИКА В ВОЗДУХЕ 2016
  • Батт Александр Георгиевич
RU2613978C1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДОЗАПРАВКОЙ ТОПЛИВОМ В ПОЛЕТЕ 1990
  • Новолоцкий Л.Н.
  • Слепнев В.К.
SU1828027A1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ВЕРТОЛЕТ 1994
  • Фефер Михаил Ильич
RU2089456C1
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ МУХАМЕДОВА НА ПРЫЖКОВОМ ШАССИ 2011
  • Мухамедов Фатидин Абдурахманович
RU2497721C2
СПОСОБ ВЫВОДА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОГО САМОЛЕТА В КОСМОС И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Маркс К.И.
RU2085449C1
САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК 1994
  • Егоршев Анатолий Викторович
  • Рафеенков Владимир Михайлович
  • Ломакин Владимир Владимирович
  • Комаров Владимир Александрович
RU2100257C1
САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК 1994
  • Егоршев Анатолий Викторович
  • Комаров Владимир Александрович
  • Ломакин Владимир Владимирович
  • Рафеенков Владимир Михайлович
RU2142897C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СИЛ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА САМОЛЕТНОЙ СХЕМЫ И НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ АМФИБИЯ (НВА) ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Назаров В.В.
RU2127202C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 094 328 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПАССАЖИРСКОГО САМОЛЕТА ЖИДКОВОДОРОДНЫМ ТОПЛИВОМ

Сущность изобретения: операции способа включают автономный взлет пассажирского самолета и самолета-танкера, герметичную стыковку с самолетом-танкером в начале крейсерского режима полета теплоизолированного заправочного шланга пассажирского самолета для перекачки топлива, расстыковку в конце крейсерского режима полета топливопровода, автономную посадку пассажирского самолета и самолета-танкера в конце полета. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 094 328 C1

1. Способ обеспечения двигателей пассажирского самолета жидководородным топливом, включающий автономный взлет пассажирского самолета и самолета-танкера, герметичную стыковку в полете элементов топливопровода для перекачки топлива из самолета-танкера в пассажирский самолет, расстыковку элементов топливопровода, автономную посадку пассажирского самолета и самолета-танкера в конце полета, отличающийся тем, что стыковку элементов топливопровода осуществляют в начале крейсерского режима полета, а расстыковку в конце полета. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что перекачку топлива из самолета-танкера осуществляют по топливопроводу в виде теплоизолированного шланга с калиброванной скоростью, при которой обеспечивается крейсерский режим работы двигателей пассажирского самолета без накопления топлива в его крыльевых баках.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2094328C1

Патент США N 5131438, кл.B 64D 39/00, 1992.

RU 2 094 328 C1

Авторы

Баринов В.А.

Струминский В.В.

Иродов Р.Д.

Юдин Г.А.

Даты

1997-10-27Публикация

1995-07-25Подача