Изобретение относится к бурению и может быть использовано для регулирования частоты вращения долота при турбинном бурении.
Известен способ для измерения частоты вращения вала забойного двигателя, включающий увеличение давления в основном потоке за счет динамического напора части потока промывочной жидкости и уменьшения давления путем измерения гидравлического сопротивления (авт.св. N 1320401 кл. E 21 В 45/00 1987 ).
Недостатком известного способа является то, что при передаче сравнительно высокой частоты вращения на поверхность происходит затухание этих гидравлических сигналов и кроме того, большое влияние оказывают гидравлические помехи, сектор частот которых расположен в частотном диапазоне сигнала.
Целью изобретения является повышение надежности контроля скорости вращения турбобура.
Поставленная цель достигается тем, что в способе контроля скорости вращения турбобура, основанного на измерении давления в колонне бурильных труб, задают оптимальную частоту вращения забойного двигателя, а отклонение от оптимальной частоты вращения контролируют по изменению давления.
Для реализации заявленного способа постоянно измеряют давление в колонне бурильных труб манометром, которым оснащена каждая буровая. При этом осуществляют сравнение предыдущего измерения с последующим и если последующее измерение давления изменилось, то следовательно изменилась и скорость вращения турбобура. Если давление упало, то значит скорость вращения турбобура увеличилась и наоборот. Если давление увеличилось, то следовательно, скорость вращения турбобура уменьшилась.
Известен датчик для контроля частоты вращения вала турбобура, содержащий резонансную камеру, выполненную в виде цилиндрического стакана с цилиндрическим стержнем, выполненным из звукопоглощающего материала и соединенным с элементом крепления. Цилиндрический стакан охвачен втулкой со сквозным пазом, имеет звукопоглощающее отверстие. Периодическое перекрытие звукопоглощающего отверстия стакана втулкой приводит к формированию волновых пауз пропорционально числу оборотов вала турбобура (авт.св. N 1677284 кл. E 21 В 45/00, 1991).
Недостатком этого устройства является сложность конструкции, которая обязательна для передачи высокочастотных сигналов.
Наиболее близким техническим решением к заявленному устройству контроля скорости турбобура является устройство для измерения частоты вращения вала забойного двигателя, содержащее установленные в корпусе два дроссельных элемента, взаимодействующих друг с другом ( см. авт.св. N1320401 кл. E 21 45/00, 1987).
Недостатком известного устройства является то, что в нем дроссельные элементы осуществляют взаимное вращение с большой скоростью, что приводит к низкой надежности устройства.
Целью изобретения является повышение надежности контроля скорости вращения турбобура.
Поставленная цель достигается тем, что устройство контроля скорости вращения турбобура, содержащее установленные в корпусе взаимодействующие друг с другом два дроссельных элемента, один из которых соединен с валом турбобура, снабжен двигателем, на валу которого установлен другой дроссельный элемент, при этом взаимное перемещение дроссельных элементов ограничено в пределах одного оборота.
На фиг. 1 изображено устройство в разрезе; на фиг. 2 и 3 сечения А-А и Б-Б на фиг. 1.
Одним из возможных вариантов реализации способа контроля скорости вращения турбобура является устройство, содержащее корпус 1, внутри которого размещен двигатель, выполненный из турбинок 2, установленных на валу 3, дроссельные элементы, выполненные в виде дисков 4 и 5 с дроссельными отверстиями 6, один из дисков выполнен со штырьком 7, который перемещается по канавке 8 другого диска, между дисками установлена опора 9, диск 4 установлен на валу 3 двигателя, а диск 5 выполнен с патрубком 10, который соединен с валом 11 турбобура, последний установлен в корпусе 12, соединенный переводником 13 с корпусом 1 двигателя.
Данная конструкция представлена как один из возможных вариантов заявленного устройства, поскольку дроссельные элементы могут быть выполнены и в виде отрезков труб, а двигатель может быть не только гидравлическим, но и электрическим.
Устройство работает следующим образом.
Двигатель 2-3 вращается с заданной постоянной скоростью. Заданная скорость соответствует оптимальной скорости бурения. В случае, если диск 4 вращается с меньшей скоростью, чем диск 5, то происходит перекрытие отверстий 6 обоих дисков, при этом увеличивается гидравлическое сопротивление, что приводит к увеличению давления в бурильной колонне. Это указывает на то, что скорость вращения турбобура стала больше оптимальной.
В случае, если диск 4 вращается с большей скоростью, чем диск 5, то происходит совпадение отверстий 6 в дисках 4 и 5 и гидравлическое сопротивление уменьшится, что приведет к уменьшению давления в бурильной колонне. Это указывает на то, что скорость вращения турбобура стала меньше оптимальной. Другими словами, при любом отклонении от оптимальной скорости вращения происходит соответствующее изменение давления в бурильных трубах, в соответствии с которым можно произвести корректировку скорости вращения турбобура.
Таким образом, заявленный способ обладает высокой надежностью, так как нет необходимости передавать динамические гидравлические сигналы на поверхность, в связи с чем заявленное устройство обладает требуемой надежностью и простой конструкцией.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГЕНЕРАТОР-МУЛЬТИПЛИКАТОР ДЛЯ ПИТАНИЯ ЗАБОЙНОЙ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 2002 |
|
RU2215139C1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ БУРЕНИЯ СТВОЛОВ СКВАЖИН | 1997 |
|
RU2111333C1 |
ШПИНДЕЛЬ ТУРБОБУРА | 2001 |
|
RU2176015C1 |
ТУРБОБУР | 2000 |
|
RU2166604C1 |
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕОНАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС | 2001 |
|
RU2208154C1 |
ДОЛОТНЫЙ НАГРУЖАЮЩИЙ КОМПЛЕКС | 2000 |
|
RU2194839C2 |
ЗАБОЙНАЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С ИЗВЛЕКАЕМЫМ СКВАЖИННЫМ ПРИБОРОМ | 2002 |
|
RU2215142C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОТБОРА КЕРНА С МОРСКОГО ДНА | 1997 |
|
RU2111335C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ НАПРАВЛЕННОГО И ГОРИЗОНТАЛЬНОГО БУРЕНИЯ СКВАЖИНЫ | 2001 |
|
RU2202688C2 |
ПЕРЕВОДНИК СТОПОРНЫЙ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2648369C1 |
Использование: в горной промышленности при бурении скважин турбобуром. Сущность изобретения: способ контроля скорости вращения турбобура основан на измерении давления в колонне бурильных труб. Согласно изобретению задают оптимальную частоту вращения забойного двигателя и устанавливают соответствующее ей давление в колонне бурильных труб, а отклонение от оптимальной частоты вращения контролируют по изменению давления относительно давления, соответствующего оптимальной частоте вращения забойного двигателя. Устройство для контроля скорости вращения турбобура включает установленные в корпусе взаимодействующие друг с другом два дроссельных элемента, один из которых соединен с валом турбобура. Устройство снабжено двигателем, на валу которого установлен другой дроссельный элемент, при этом взаимное перемещение дроссельных элементов ограничено в пределах одного оборота. 2 с. п. ф-лы, 3 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
SU, авторское свидетельство, N 1677284, кл | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
SU, авторское свидетельство, N 1320401, кл | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1997-10-27—Публикация
1994-12-27—Подача