КАМЕРА СГОРАНИЯ АВИАЦИОННОГО ИЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 1997 года по МПК F23R3/18 F02C7/22 

Описание патента на изобретение RU2094705C1

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к авиационным и стационарным, для энергетических установок.

Известны камеры сгорания, например, авиационного газотурбинного двигателя ТВ7-117 для самолета Ил-114 и другие, содержащие жаровую трубу, топливные форсунки и корпус. На камере сгорания двигателя ТВ7-117 [1] установлено 18 двухконтурных форсунок. I контур предназначен для поджига камеры сгорания, II контур подключен до режима малого газа и далее оба контура работают совместно.

Кроме того, известна также камера сгорания [2]в которой форсунки расположены в 2 ряда, ближайший к оси двигателя ряд форсунки I контура, на большем диаметре расположены форсунки II контура.

Недостатком таких камер сгорания является высокая эмиссия окислов азота. У двигателя ТВ7-117 при степени повышения давления в компрессоре πк 13 кг/см2 эмиссия окислов азота составляет 143 ppm при 15% кислорода (индекс эмиссии ).

Задачей настоящего изобретения является снижение эмиссии окислов азота (NOx) более чем в 2 раза.

Поставленная задача достигается за счет сокращения длины зоны горения и времени пребывания топливовоздушной смеси в зоне высоких температур и организации процесса горения, близкого к микрофакельному.

Если соотношение расходов топлива между вторым и первым контуром или соответственно проходных площадей GII/GI= FII/FI= n, то вместо каждой из двухконтурных форсунок выполняется (n+1) форсунок. При этом каждая из (n+1) форсунок будет одноконтурной по топливу. Одна из (n+1) форсунок будет работать на поджиге камеры сгорания, а n форсунок будет играть роль II контура. На рабочих режимах работы двигателя все форсунки будут работать одновременно.

Таким образом, каждый факел горения двухконтурной форсунки разбирается на (n+1) мелких факелов, что снижает длину зоны горения и время пребывания топливовоздушной смеси в зоне высоких температур, где происходит образование окислов азота.

В обычных схемах камер сгорания количество форсунок выбирается из соотношения t/hж.тр. 0,5 1,0, где hж.тр. высота жаровой трубы, t шаг форсунок, т. е. количество форсунок

где
dж.тр. диаметр жаровой трубы по месту установки топливных форсунок (средний диаметр жаровой трубы).

В предлагаемом изобретении общее количество форсунок будет:

Например, для камеры сгорания двигателя ТВ7-117, где имеются двухконтурные форсунки в количестве K 18 с n 3, при выполнении по предлагаемому изобретению на камере сгорания будет K (n+1) 72 одноконтурные по топливу форсунки.

На фиг.1 изображена схема расположения форсунок в камере сгорания:
1 форсунки I контура, работающие на запуске, 2 форсунки II контура.

График подключения форсунок и распределения расходов топлива по контурам изображен на фиг.2, где показано, что на запуске и до режима несколько ниже малого газа топливо подается только через (1/n+1) часть форсунок, т.е. суммарный расход топлива GΣ равен расходу через 1 контур форсунок. Эта часть форсунок объединена в количестве в общий (пусковой) коллектор. (Для двигателя ТВ7-117 через 18 форсунок из 72).

Вблизи малого газа происходит подключение n/n+1 части форсунок, объединенных в коллектор II контура в количестве (для двигателя ТВ7 54 форсунки).

На фиг.3 показана камера сгорания, включающая в себя форсунки первого 1 и второго контура 2, объединенные в блоки из нескольких форсунок 3, например, из 4-х форсунок.

На каждую форсунку устанавливается цилиндрический воздушный завихритель 4 с тангенциальными отверстиями 5. Концевая часть завихрителей вставлена в плавающие кольца 6 жаровой трубы 7.

На фиг.4 показан вид по стрелке Б на фиг.3; на фиг.5 вид по стрелке А на фиг. 3, где изображены стопоры 8, единые для (n+1) форсунок, которые фиксируют от выпадения плавающие кольца 6. Стопоры 8 имеют овальные прорези на все плавающие кольца, расположенные в одном сечении по радиусу.

Края стопора имеют изгиб 9 на 90o (фиг.6 разрез Г на фиг.5), и этими краями они приварены в центральной части к втулкам 10, установленным в днище 11 жаровой трубы 7. Таким образом компенсируется разница в термическом расширении стопоров и днища жаровой трубы.

На фиг. 7 (узел I на фиг.3) показан разрез топливной форсунки 1 или 2. Дозирующими элементами являются завихритель 12 с закручивающими топливо каналами и сопло завихрителя 13 с сопловым отверстием 14. По наружному каналу форсунки, расположенному коаксиально внутреннему (топливному), проходит воздух, поступающий из-за компрессора, закручиваясь в пазах 15 сопла-завихрителя 13, и выбрасывается в жаровую трубу через сопло 16. На сопле 16 устанавливается воздушный завихритель 4 с тангенциальными отверстиями 5. Подача воздуха из-за компрессора в наружный канал форсунок обеспечивает высокое качество распыливания топлива при малых перепадах давления топлива (особенно на режимах подключения II контура).

В случае применения на двигателе комбинированной подачи топлива, т.е. двух видов топлива жидкого и природного газа, по внутреннему каналу форсунок поступает жидкое топливо, в наружный канал воздух из-за компрессора. При работе двигателя на газовом топливе оно поступает в наружный канал, а во внутренний поступает воздух из-за компрессора. В такой схеме возможна также одновременная работа на двух видах топлива, причем в любой пропорции.

Схема включения каналов форсунки показана на фиг.8, где изображены топливный коллектор 17, объединяющий форсунки 1 контура (пусковые) в количестве топливный коллектор 18, объединяющий форсунок II контура, коллектор воздушный или газовый 19.

Перед входом в каждый коллектор установлены клапаны 20 22, с одной стороны объединяющие топливную или газовую магистраль с соответствующими каналами форсунок, с другой стороны обеспечивающие продувку каналов при отключенной подаче данного вида топлива под действием перепада давлений воздуха на жаровой трубе (коллекторы соединяются с полостью камеры сгорания).

Испытания камеры сгорания на автономном стенде показали, что в камере сгорания, выполненной по предлагаемому изобретению, эмиссия окислов азота снизилась в 2 раза и составляет 66 ppm при работе на дизельном топливе (индекс эмиссии ) и 50 ppm при работе на природном газе.

Похожие патенты RU2094705C1

название год авторы номер документа
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Долгополов Ю.А.
  • Тарасова Н.Г.
RU2009397C1
Кольцевая камера сгорания 2023
  • Бакланов Андрей Владимирович
RU2826195C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ С ОПТИМАЛЬНЫМ ЧИСЛОМ ФОРСУНОК 2000
  • Саркисов А.А.
  • Митрофанов В.А.
  • Рудаков О.А.
  • Саливон Н.Д.
  • Сигалов Ю.В.
RU2171432C1
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя 2023
  • Бакланов Андрей Владимирович
  • Неумоин Сергей Петрович
RU2817578C1
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя 2018
  • Бакланов Андрей Владимирович
  • Неумоин Сергей Петрович
RU2696519C1
ТОПЛИВОВОЗДУШНАЯ ГОРЕЛКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1994
  • Маркушин А.Н.
  • Маркушин Н.А.
RU2133411C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2349840C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ 2007
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шихман Юрий Моисеевич
  • Шлякотин Владимир Ефимович
  • Степанов Владимир Алексеевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
RU2343356C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ С КОЛЬЦЕВЫМ УЛЬТРАЗВУКОВЫМ АВТОГЕНЕРАТОРОМ РАСПЫЛИВАНИЯ ТОПЛИВА 2000
  • Козырев А.В.
  • Козырев В.Т.
RU2170884C1
КОЛЬЦЕВАЯ МАЛОЭМИССИОННАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
  • Беликов Юрий Валерьевич
  • Токталиев Павел Дамирович
RU2515909C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 094 705 C1

Реферат патента 1997 года КАМЕРА СГОРАНИЯ АВИАЦИОННОГО ИЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Использование: в авиационных и стационарных энергетических установках. Сущность изобретения: в камере сгорания, имеющей многофорсуночное устройство с двухконтурным по топливу коллектором, форсунки установлены в количестве, выбираемом по определенной формуле, и выполнены двухканальными с внутренним каналом - топливным и наружным - воздушным. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 094 705 C1

1. Камера сгорания авиационного или энергетического газотурбинного двигателя, содержащая многофорсуночное устройство с двухконтурным по топливу коллектором, отличающаяся тем, что форсунки установлены в количестве

где n FII/FI, FI, FII суммарные проходные сечения форсунок I и II контура;
dж.тр средний диаметр жаровой трубы;
hж.тр высота жаровой трубы,
каждая форсунка выполнена с двумя коаксиально расположенными каналами, по внутреннему каналу поступает топливо в камеру сгорания, по наружному воздух из-за компрессора, при этом в общие коллектора объединены внутренние каналы форсунок в количестве

и

2. Камера по п.1, отличающаяся тем, что воздушные завихрители выполнены в виде цилиндрических насадков с тангенциальными отверстиями, причем насадки закреплены на каждой форсунке и своим концом входят в плавающие кольца жаровой трубы, которые фиксируются стопорами, едиными для нескольких форсунок, при этом стопора имеют овальные прорези на все плавающие кольца, расположенные в одном радиальном сечении, и закреплены с помощью перпендикулярных изгибов к втулкам, установленным в днище жаровой трубы.
3. Камера по пп.1 и 2 и для работы на двух видах топлива: жидком и природном газе, отличающаяся тем, что перед входом в коллекторы I и II контура жидкого топлива и коллектор газового топлива установлены клапаны, переключающие топливные магистрали на магистрали подачи воздуха в форсунки из полости камеры сгорания (из-за компрессора).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2094705C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Аппарат для испытания прессованных хлебопекарных дрожжей 1921
  • Хатеневер Л.С.
SU117A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Кольцевая камера сгорания 1966
  • Кузнецов Н.Д.
  • Семенов Е.М.
  • Коровкин Л.С.
  • Маркушин Н.А.
  • Епейкин Л.Ф.
  • Шулаков А.И.
  • Чистяков Б.В.
  • Шаховкин Б.М.
  • Липкин С.Н.
SU308653A1
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб 1921
  • Игнатенко Ф.Я.
  • Смирнов Е.П.
SU23A1

RU 2 094 705 C1

Авторы

Сигалов Ю.В.

Рудаков О.А.

Ефимов Е.В.

Гурский С.Э.

Митрофанов В.А.

Федоров А.М.

Даты

1997-10-27Публикация

1994-04-28Подача