ПЕРИСКОПИЧЕСКОЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1997 года по МПК B60R1/10 

Описание патента на изобретение RU2096202C1

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам для улучшения обзора окружающей обстановки, и предназначено для установки преимущественно на легковых автомобилях.

Улучшение обзора на ходу автомобиля очень важно для повышения безопасности движения. Эта задача особенно актуальна при езде на современных легковых автомобилях, на которых визуальный обзор водителем осуществляется на высоте около 1,0 м от уровня дорожного покрытия, что является недостаточным для возможности принятия правильного решения при маневрировании в потоке других транспортных средств, например, грузовых автомобилей, имеющих значительно большие габариты, для заблаговременного выявления неожиданных препятствий и опасностей, возникающих при езде на холмистой местности.

Известна система зеркал переднего вида для легкового автомобиля согласно патенту РФ N 2029693 1, В 60 R 1\10, 1966, в которой приемное зеркало размещено в салоне, в районе верхней части лобового стекла. Однако такая система недостаточно эффективна, так как поднимает точку обзора не более чем на 20-30 см от уровня глаз водителя.

Значительно большими возможностями обладают наблюдательные устройства для транспортных средств в виде перископов с регулируемой высотой.

В качестве ближайшего аналога принято перископическое наблюдательное устройство по авт. свид. СССР N 1141030, В 60 R 1/10, 1985, содержащее оптический приемник и экран в виде пары зеркал, два вертикальных телескопических цилиндра с механизмом их раздвижения, телескопический вал для поворота в горизонтальной плоскости, а также привод поворота устройства относительно горизонтальной оси.

Использование в известном объекте системы зеркал, а также систем их синхронного поворота из автомобиля в двух плоскостях приводит к значительным габаритам устройства, что практически исключает его использование на легковых автомобилях. Кроме того, ручная наводка зеркал приводит к необходимости управления транспортным средством в это время одной рукой, что в условиях сложной дорожной обстановки, когда собственно и требуется информация от перископа, создает дополнительную опасность.

Предложенное изобретение предназначено для уменьшения габаритов и упрощения обслуживания устройства для улучшения обзора при движении транспортных средств, преимущественно легковых автомобилей.

Технический результат достигается тем, что в известном устройстве, содержащем оптический приемник и экран, разделенные вертикальной телескопической цилиндрической стойкой, закрепленной на корпусе транспортного средства и соединенной с приводом ее раздвижения, а также приводы поворота оптического приемника в горизонтальной и вертикальной плоскостях, оптический приемник выполнен в виде телевизионной камеры с корпусом, обзорной головкой, блоками развертки и усиления, размещенной на верхней части телескопической стойки, а экран выполнен в виде телевизионного кинескопа, размещенного на панели управления транспортного средства, при этом приводы поворота телевизионной камеры в горизонтальной и вертикальной плоскостях размещены в ее корпусе и электрически связаны с пультом управления, установленным на транспортном средстве, а телескопическая стойка снабжена гасителем вибрации, причем внутри цилиндрической стойки проложены силовые и управляющие электрические кабели.

На фиг. 1 изображена схематично компоновка устройства, а на фиг. 2 - схема телевизионной камеры.

Наблюдательное устройство (фиг. 1) содержит телескопическую стойку 1, закрепленную на корпусе транспортного средства и соединенную с приводом ее выдвижения (не показан). Тип привода определяется при конкретном проектировании и может быть электрическим, гидравлическим или механическим, например, по типу применяемого для подъема-опускания стекол автомобиля. Возможно также ручное раздвижение стойки, как это принято для телескопических автомобильных радиоприемных антенн. Место закрепления может быть в тех же местах, где преимущественно размещаются радиоантенны, однако для увеличения вылета стойки целесообразно размещать ее как можно выше, привязывая, например, к силовому каркасу автомобиля, как это изображено на фиг. 1.

В верхней части стойка 1 соединена с телекамерой 2. Для уменьшения помех изображению на стойке закреплен гаситель 3 вибрации, преимущественно, импульсно-динамического типа. Телевизионное изображение по кабелю передается на кинескоп 4, преимущественно плоский, на жидких кристаллах, размещенный на передней панели транспортного средства в удобном для обзора месте. Управления ориентацией телекамеры, а также подъемом-опусканием стойки (при необходимости) производится с пульта 5 управления. Целесообразно размещать телекамеру в нерабочем положении в углублении 6, закрытом подпружиненной крышкой 7.

Телевизионная камера (фиг. 2) содержит обзорную головку 8, корпус 9, привод 10 поворота в горизонтальной плоскости и привод 11 поворота в вертикальной плоскости. Телекамера разъемно закреплена, например, болтовым фланцевым соединением 12, на верхнем торце телескопической стойки 1. Силовые электрические кабели 13 и кабели приводов поворота проходят внутри полой телескопической стойки. Устройство содержит также присущие телевизионным системам замкнутого типа блоки развертки и усиления для передачи изображения по кабелю на кинескоп 4.

Наблюдательное устройство работает следующим образом. По команде водителя с пульта управления телескопическая стойка 1 посредством привода раздвижения (или вручную) устанавливается в выдвинутое рабочее положение. Включается телевизионная система. Под действием приводов поворота 10 и 11 обзорная головка 8 телекамеры 2 устанавливается в требуемое положение, что позволяет водителю по изображению на кинескопе 4 оценить дорожную обстановку в интересующей его части шоссе. Во время движения амплитуда раскачивания стойки снижается под действием гасителя 3 вибрации. По миновании надобности стойка складывается, верхняя часть устройства с гасителем вибрации и телекамерой утапливаются в углублении 6, прикрываемой подпружиненной крышкой 7. Геометрическую форму корпуса телекамеры и гасителя вибрации, а также крышки ниши отрабатывают таким образом, чтобы край крышки скользил (или катился, при установке на краю крышки вращающегося ролика) по контактной поверхности выдвигаемой части устройства, не препятствуя его подъему и опусканию.

Возможность размещения на техническом средстве выдвижного телескопического устройства следует из ближайшего аналога (авт. свид-во СССР N 1141030). Выполнение малогабаритной телекамеры с возможностью поворота ее обзорной головки в двух плоскостях и с размещением исполнительных устройств в корпусе самой телекамеры реализовано в объекте по авт.свид. СССР N 230862, Н 04 N 5/225 1969. Таким образом, осуществление предложенного изобретения не вызывает сомнений. Телевизионная часть устройства по существу представляет собой максимально упрощенную телекамеру, без звукового сопровождения, подсветки объекта съемки, с минимальным усилением сигнала. Известность микроминиатюрных телекамер, например, для осмотра внутренних органов людей или внутренних поверхностей труб малого диаметра и т.п. а также микроминиатюрных электроприводов, используемых, в автоматических фотоаппаратах системы "Поляроид", с учетом предъявляемых к телекамере минимальных требований, дает основание считать, что при практическом проектировании устройства будут достигнуты весогабаритные и стоимостные показатели, обеспечивающие установку устройства на большей части вновь разрабатываемых легковых автомобилей и других транспортных средств.

Вместе с тем сама по себе известность указанной управляемой телекамеры не приводит к нарушению в данном изобретении условия патентоспособности "изобретательский уровень", поскольку из уровня техники явным образом не следует возможность использования телекамеры на транспортном средстве для осмотра наружной обстановки, а не для внутреннего осмотра труднодоступных мест, ее размещение на выдвижной стойке, снабженной гасителем вибрации, а также размещения электрических кабелей внутри цилиндрической стойки, а кинескопа на панели управления, что в совокупности с известными техническими решениями позволяет решить задачу улучшения обзора при движении транспортных средств, в том числе малогабаритных, например, легковых автомобилей, и тем самым повышения безопасности движения.

Похожие патенты RU2096202C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО УЛУЧШЕНИЯ ОБЗОРА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Кунафин Роберт Наильевич
RU2508211C1
Устройство головной части универсального перископа подводной лодки 2019
  • Гайворонский Станислав Викторович
  • Кузьмина Наталья Валерьевна
  • Литовченко Сергей Анатольевич
  • Никитин Михаил Александрович
  • Савик Валентин Феодосьевич
  • Сигарёв Павел Владимирович
  • Терентьев Игорь Александрович
RU2736172C1
СПОСОБ УСТАНОВКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ АВТОМОБИЛЬНОГО МОТОРИЗИРОВАННОГО ШТАТИВА (АМШ) СО СВЕТОСИГНАЛЬНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ 2015
  • Васильев Петр Ксенофонтович
  • Аржаков Олег Николаевич
RU2604952C1
СУДНО ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЛЬДА АЙСБЕРГОВ 1995
  • Калько Иван Петрович
RU2080272C1
СУДНО ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЛЬДА АЙСБЕРГОВ 1995
  • Калько Иван Петрович
RU2078006C1
ОПТИКО-ТЕЛЕВИЗИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ВИЗУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ 2011
  • Агапов Николай Афанасьевич
  • Агапов Дмитрий Николаевич
  • Бояринов Олег Вениаминович
  • Кулешов Валерий Константинович
  • Мевиус Вячеслав Владимирович
  • Самуйленкова Татьяна Никитична
  • Сеелев Игорь Николаевич
  • Михенин Геннадий Николаевич
  • Южаков Дмитрий Геннадьевич
RU2480799C2
Наружное зеркало заднего вида для транспортного средства 1978
  • Веревкин Виталий Дмитриевич
  • Куликов Геннадий Петрович
  • Курзель Иосиф Антонович
SU783080A1
МОБИЛЬНЫЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 2007
  • Лебедев Владимир Вячеславович
  • Эльстин Виталий Иванович
  • Яковлев Сергей Федорович
  • Медвецкий Сергей Владимирович
  • Космачев Павел Владимирович
  • Кудряшов Владимир Борисович
  • Дементей Виктор Петрович
  • Галин Валерий Семенович
RU2364500C2
СУДНО ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЛЬДА АЙСБЕРГОВ 1994
  • Калько Иван Петрович
RU2041120C1
Тренажер транспортного средства 1981
  • Белов Петр Павлович
  • Чебышев Алексей Евгеньевич
  • Рябов Эмиль Викторович
  • Сальницкий Вячеслав Петрович
SU1054829A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 096 202 C1

Реферат патента 1997 года ПЕРИСКОПИЧЕСКОЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: транспорт, преимущественно автомобильный, а именно - устройства для улучшения обзора при движении транспортных средств. Сущность изобретения: в наблюдательном перископе с парой зеркал, телескопической стойкой между ними и приводами поворота в двух плоскостях, оптический приемник выполнен в виде телекамеры, размещенной на верхней части стойки, а экран - в виде телевизионного кинескопа. Приводы поворота телекамеры размещены в ее корпусе, при этом телескопическая стойка снабжена гасителем вибрации, а электрические кабели проложены внутри стойки. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 096 202 C1

Перископическое наблюдательное устройство для транспортного средства, содержащее оптический приемник, установленный на вертикальной телескопической цилиндрической стойке, закрепленной на корпусе транспортного средства и соединенной с приводом ее раздвижения, и экран, а также приводы поворота оптического приемника в горизонтальной и вертикальной плоскостях, отличающееся тем, что оптический приемник выполнен в виде телевизионной камеры с корпусом, обзорной головкой, блоками развертки и усиления, размещенной на верхней части телескопической стойки, а экран выполнен в виде телевизионного кинескопа, размещенного на панели управления транспортного средства, при этом приводы поворота обзорной головки в горизонтальной и вертикальной плоскостях размещены в корпусе телевизионной камеры и электрически связаны с пультом управления, установленным на транспортном средстве, а телескопическая стойка снабжена гасителем вибрации, причем внутри цилиндрической стойки проложены силовые и управляющие электрические кабели.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2096202C1

Перископическое наблюдательное устройство для транспортного средства 1983
  • Моисеев Александр Николаевич
SU1141030A1

RU 2 096 202 C1

Авторы

Калько Иван Петрович

Даты

1997-11-20Публикация

1996-08-26Подача