Изобретение относится к спортивному инвентарю или транспортным средствам и может быть использовано для спуска со склонов, покрытых снегом, преимущественно на горнолыжных трассах.
Известен снегокат, содержащий опорную платформу для ног и размещенные под ней последовательно по продольной оси две короткие лыжи [1] Каждая лыжа соединена с платформой отдельным шарнирным блоком, конструкция и расположение которых обеспечивают поворот снегоката в сторону наклона платформы.
К недостаткам известного устройства относятся невозможность регулировки соотношения между углом наклона платформы и радиусом поворота снегоката, отсутствие самопроизвольного возврата платформы и лыж в исходное положение после наклона, а также недостаточная механическая прочность шейки шарового шарнира и отсутствие амортизации.
Изобретение позволяет устранить указанные недостатки. Такой результат достигается за счет изменения конструкции механизма управления, соединяющего лыжи с платформой, различного положения механизмов управления на разных лыжах, а также за счет оснащения снегоката амортизаторами и элементами самопроизвольного возврата в исходное положение после поворота и снятия боковой нагрузки.
Снегокат содержит несущую платформу и по крайней мере по одной передней и задней лыже, из которых по крайней мере одна соединена с платформой механизмом управления, преобразующим наклон платформы относительно продольной оси снегоката в поворот лыжи относительно вертикальной оси. Механизм управления выполнен в виде двух осей, одна из которых закреплена на платформе или на лыже и наклонена под углом к плоскости платформы или лыжи, а другая связана с ней непосредственно или через соединительный элемент, закреплена соответственно на лыже или на платформе и расположена перпендикулярно диаметральной плоскости лыжи.
Оси механизма управления могут быть пересекающимися или скрещивающимися, связанными соединительным элементом и установленными в подшипниках под фиксированным углом одна к другой. Одна из осей перпендикулярна диаметральной плоскости (ДП), а проекция второй оси на ДП расположена под наклоном к скользящей поверхности лыжи. При этом наклонная ось может находиться в ДП лыжи или располагаться под углом к ней.
Одна из осей установлена в подшипниках, закрепленных на лыже, вторая в подшипниках, закрепленных на платформе. Подшипники наклонной оси могут также находиться в соединительном элементе. Подшипники оси, перпендикулярной диаметральной плоскости, преимущественно располагают в опорах, снабженных пружинными амортизаторами.
Кроме того, снегокат может быть оснащен возвратными элементами для восстановления исходного положения после снятия боковой нагрузки.
На фиг. 1 изображен снегокат с крестообразным расположением пересекающихся осей в механизмах управления, соединяющих лыжи с платформой; на фиг. 2 снегокат с Т-образным расположением пересекающихся осей в механизмах управления; на фиг. 3 механизм управления, выполненный со скрещивающимися осями; на фиг. 4 схематическое изображение снегоката с двумя парами лыж. Условным контуром показано положение лыж при повороте влево; на фиг. 5 - вариант конструктивного исполнения снегоката с возвратным механизмом и тормозом.
Для наглядности соотношение между размерами узлов и деталей снегоката на чертежах изменено.
Снегокат содержит опорную платформу 1, к которой прикреплены по крайней мере одна передняя лыжа 2 и одна задняя лыжа 3 (фиг. 1, 2, 4 и 5). Одна из лыж или обе соединены с платформой 1 механизмом 4 управления, обеспечивающим поворот снегоката в сторону наклона платформы 1. Механизм 4 управления содержит две оси 5 и 6, установленные в подшипниках под фиксированным углом одна к другой, причем одна из осей 5 перпендикулярна ДП снегоката, а вторая ось 6 расположена наклонно к скользящей поверхности лыжи 2 и 3.
Конструкция платформы 1, показанная на чертежах, предполагает пользование снегокатом, когда спортсмен находится в положении сидя, однако, она может быть приспособлена для спуска со склонов и при положении спортсмена стоя или лежа.
Оси 5 и 6 могут быть пересекающимися, например, располагаться одна по отношению к другой крестообразно (фиг. 1) или Т-образно (фиг. 2), либо могут быть скрещивающимися (фиг. 3). В последнем случае оси 5 и 6 связаны между собой соединительным элементом 7.
Наклонная ось 6 механизма 4 управления чаще располагается в ДП лыжи (фиг. 1, 2), но может располагаться и под углом к ДП (фиг. 4). Во втором случае пара ось 6 подшипник должна быть выполнена с возможностью некоторого взаимного смещения в осевом направлении. Расположение наклонной оси 6 под углом к ДП обеспечивает различные углы поворота лыжи влево и вправо при одинаковом угле наклона платформы 1 в соответствующую сторону, что важно для снегоката, имеющего две и более колеи.
Механизм 4 управления может быть выполнен с фиксированным углом наклона оси 6 (фиг. 1) или может допускать изменение угла наклона (фиг. 2 и 3). Такое изменение может производиться, например, с помощью стяжной гайки 8 (фиг. 2) или шпильки 9 (фиг. 3), имеющих правую резьбу на одном конце и левую на другом.
Подшипники 10 одной из осей закреплены на платформе 1, подшипники 11 для другой оси крепятся, соответственно, на лыже 2 и 3. Наклонная ось 6 может также находиться в подшипниках 12, совмещенных с соединительным элементом 7 (фиг. 3). На приведенных чертежах в подшипниках 10 установлена наклонная ось 6. Однако возможно размещение в подшипниках 10 оси 5, перпендикулярной ДП снегоката, при этом наклонная ось 6 крепится в подшипниках 11 на лыже 2, 3.
Для большего удобства пользования снегокат может включать по крайней мере один возвратный элемент 13 для восстановления исходного положения снегоката после снятия боковой нагрузки. В предпочтительном варианте исполнения пружинный возвратный элемент 13 (фиг. 5) соединяет между собой переднюю лыжу 2 и заднюю лыжу 3, но возможно и другое его расположение, например, между платформой 1 и лыжей 2, 3.
Кроме того, снегокат может быть оснащен амортизаторами 14. Чаще всего пружинные амортизаторы 14 расположены в опорах 15 подшипников оси 5, перпендикулярной диаметральной плоскости снегоката (фиг. 1 и 2). Помимо прямого назначения пружинные амортизаторы 14 могут выполнять функцию дополнительного возвратного элемента, также способствуя восстановлению исходного положения снегоката после снятия боковой нагрузки.
Число лыж у снегоката может быть больше двух, например, три или четыре, а для многоместных снегокатов и более. Взаимное расположение лыж также допускает множество вариантов: в один или несколько рядов, по вершинам треугольника, ромба, равнобедренной трапеции (фиг. 4) и так далее. При этом механизмом 4 управления могут быть оснащены только передние лыжи 2 или только задние лыжи 3, а также те и другие одновременно. Остальные лыжи соединяются с платформой 1 шарнирно, допуская наклон платформы.
Помимо уже описанного конструктивного исполнения наибольший практический интерес представляет снегокат, содержащий две передние и две задние лыжи, расположенные симметрично ДП снегоката, причем каждая из лыж соединена с платформой механизмом управления. Такой снегокат, в частности, может быть оснащен механизмами управления, обеспечивающими возможность одновременного поворота правой и левой пар лыж на разный угол, причем поворот на больший угол будет выполнять пара лыж, находящихся на внутренней стороне по отношению к направлению поворота (фиг. 4).
Для удобства пользования снегокат дополнительно оснащают тормозом 16 (фиг. 5), а скользящую поверхность лыжи снабжают направляющими желобами или ребрами (не показаны).
Перед началом использования или после нескольких спусков подбирают наиболее удобное в каждом конкретном случае положение наклонной оси 6 к скользящей поверхности лыжи 2 и 3, если такая возможность предусмотрена конструкцией снегоката. Углы наклона осей 6 в механизмах 4 управления разных лыж 2 и 3 могут совпадать или различаться между собой. Соответственно будут совпадать или отличаться углы поворота лыж. При одинаковых углах наклона осей центр поворота снегоката расположен на перпендикуляре к ДП снегоката, проходящем через середину расстояния между механизмами 4 управления. При неодинаковых углах наклона осей центр поворота будет смещен вперед или назад относительно этого перпендикуляра.
Наклон оси 6 или ее проекции на ДП определяет соотношение между наклоном платформы 1 в ту или иную сторону и радиусом поворота снегоката. Если оси 5 и 6 пересекаются, радиус поворота снегоката будет обратно пропорционален тангенсу угла бокового наклона платформы 1. Для скрещивающихся осей 5 и 6 эта зависимость будет более сложной.
Соответствующим подбором углов наклона осей 6 к ДП можно добиться того, что все лыжи будут иметь общий центр поворота при отличающихся радиусах поворота, что заметно снижает возможность бокового проскальзывания лыж при прохождении поворота. Лыжи, расположенные ближе к центру поворота, будут иметь меньший радиус поворота.
При спуске по прямой спортсмен принимает такое положение, при котором продольные оси лыж параллельны ДП снегоката, а платформа параллельна поверхности склона. Для выполнения поворота спортсмен наклоняет свой корпус и/или платформу относительно ДП снегоката, смещая центр тяжести в сторону поворота. При этом изменяется положение наклонной оси 6 механизма 4 относительно ДП снегоката, в результате чего связанная с ней поперечная ось 5 (в нейтральном положении перпендикулярная к ДП снегоката), сохраняя, благодаря контакту скользящей поверхности лыжи со склоном, свою параллельность поверхности склона, поворачивается относительно ДП снегоката вокруг нормали к склону на угол, соответствующий углу наклона платформы от нейтрального положения. На такой же угол относительно ДП снегоката разворачивается и продольная ось лыжи, так как она всегда остается перпендикулярной к оси 5 механизма 4.
Поскольку механизмы 4 расположены на передней и задней лыжах зеркально относительно поперечной плоскости, передняя лыжа 2 поворачивается носком, а задняя пяткой к направлению поворота (фиг. 4). Таким образом, по мере нарастания угла наклона платформы 1, снегокат плавно входит в поворот, кривизна дуги которого соответствует углу наклона платформы.
Возврат к прямолинейному движению осуществляется под действием пружин возвратных элементов 13 и/или переводом корпуса спортсмена и/или платформы в исходное положение.
Боковое проскальзывание лыж снегоката при повороте предотвращается продольными желобами или ребрами на скользящих поверхностях лыж.
Изобретение относится к спортивному инвентарю или транспортным средствам и может быть использовано преимущественно для спуска со склонов, покрытых снегом. Снегокат содержит несущую платформу и по крайней мере по одной передней и задней лыже, из которых по крайней мере одна соединена с платформой механизмом управления, преобразующим наклон платформы относительно продольной оси снегоката в поворот лыжи относительно вертикальной оси. Механизм управления выполнен в виде двух осей, установленных в подшипниках под фиксированным углом одна к другой, причем одна из осей установлена перпендикулярно диаметральной плоскости лыжи в подшипниках, закрепленных на платформе или на лыже, а другая связана с ней непосредственно или через соединительный элемент, наклонена к плоскости платформы или лыжи и установлена в подшипниках, закрепленных соответственно на лыжах или на платформе. В различных вариантах конструктивного исполнения снегокат может быть оснащен амортизаторами, тормозом, а также возвратным элементом, самопроизвольно восстанавливающим исходное положение снегоката после снятия боковой нагрузки. Конструкция платформы может быть приспособлена для пользования снегокатом при любом положении пользователя - стоя, сидя или лежа. 13 з.п. ф-лы, 5 ил.
Патент США N 4161324, кл | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1997-12-27—Публикация
1993-08-13—Подача